Мы работаем с отборным контингентом по-настоящему талантливых и одаренных ребят. Вступительные испытания у нас построены таким образом, чтобы помочь каждому ребенку продемонстрировать свой потенциал, показать способности к математическому и инженерному творчеству. Этому очень непростому делу мы специально учим коллег, постоянно ищем новые формы взаимодействия. Ведь ребенок, который оканчивает 4‑й класс, априори не способен подробно и системно изложить свои мысли письменно, на бумаге. Поэтому с маленьким ребенком обязательно нужно пообщаться устно, чтобы он мог рассказать, что ему в задаче понравилось, как он искал решение, к чему в итоге пришел. Нельзя ограничиваться одной только письменной и контрольной работой.
Задачи предлагаются авторские, нестандартные. И у нас, например, никогда не было, чтобы ребенок прошел испытание на 100%. Но это не главное, куда важнее увидеть, как он пытается решить задачу. И если высказывает интересную идею, педагоги его обязательно оценят.
Кроме того, пару лет назад мы решили контрольные работы создавать в идеологии метапредметности, чтобы проверять не только профильное математическое мышление, но и оценивать общий кругозор, вариативность и оригинальность подходов к выполнению заданий. Для этого ребятам предложен текст, из которого они самостоятельно вычленяют нужную для решения информацию, отбрасывают лишнее, анализируют причинно-следственные связи и так далее. И очень скоро преподаватели увидели плоды такого подхода – набранные классы стали кратно сильнее, мобильнее, пытливее.
Все наши воспитательные идеи и традиции направлены на развитие эмоционального интеллекта, мышления. Я сама математик с богатым опытом работы вожатым, поэтому могу с уверенностью сказать: если ребенок в своей жизни испытал всплеск положительных эмоций, что-то придумав и создав своими руками, если он жил яркой и интересной жизнью, у него гораздо больше шансов вырасти нестандартно мыслящим инженером, конструктором, изобретателем. Все это очень взаимосвязано.
Элемент каждого урока – проектная деятельность. Есть даже специальный предмет «Метапредметный эксперимент», который ведется весьма необычно: ребенок на 3-4 часа погружается в проблему, начиная с выдвижения гипотезы и заканчивая выходом на практическое применение, техническое исполнение. При этом в его распоряжении все учителя. Мы каждого учим формировать задачу и решать ее на практике.
Наталья ФОМИЧЕВА, директор Физико-математической школы Тюменской области
Комментарии