Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная Правительством Российской Федерации, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривает профильное обучение старшеклассников. Как относятся к этой идее на местах? Что думают о ней? Какие видят проблемы или препятствия? Мы говорим об этом с начальником управления по образованию администрации Челябинска Вадимом Кеспиковым.
– Вадим Николаевич, прежде всего как вы относитесь к самой идее профильного образования?
– Концепция на самом деле хороша. Другое дело, насколько система образования готова реализовать ее до 2010 года. На нынешней августовской конференции мы много разговаривали с управленцами и учителями. И пришли к выводу, что мы готовы у себя в Челябинске, где сильны традиции экспериментальной, инновационной работы, реализовать идеи концепции.
Теперь что касается профильной школы. Уверен, идея замечательная. Однако сразу подчеркиваю: должна быть проведена очень серьезная подготовительная работа. И прежде всего на местах. Мы это понимаем.
Весьма интересна, на мой взгляд, позиция, что будут образованы отдельные школы: начальная, основная и старшая. Эта система (знаю, видел сам) существует во многих европейских странах, в Америке. Но, может быть, не стоит переносить на нашу почву абсолютно все без изменения? Сегодня мы чувствуем лишь возможность полного отделения начальной школы. В ближайшее время нам нелегко будет сделать это с основной и старшей профильной. Нелегко потому, что уже сегодня стоит вопрос, как набирать детей в лицеи и гимназии. Надо ведь принимать по месту жительства всех. Вот и получается, что число желающих продолжить образование в старших классах уже сегодня больше, чем реальные возможности. И возникает ситуация конкурсного приема.
Предполагаю, что она будет сохраняться. И может стать особенно актуальной в условиях перехода на профильное обучение. Но Закон “Об образовании” не предусматривает селективного отбора…
– Это так. Однако конкурсный набор в старшие классы отдельных образовательных учреждений, как утверждает концепция профильного образования, не входит в противоречие с законодательно закрепленным правом получения каждым ребенком полного среднего образования. Закон гарантирует право получения образования этого уровня, что, однако, не есть синоним права получить его в конкретном образовательном учреждении. Его можно получать в другом.
– Согласен. Мне очень нравится идея, когда в рамках 9-го класса основной школы заканчиваются основные курсы, которые по направлениям функциональной грамотности должны знать все. То есть каждый ребенок после основной школы должен быть функционально грамотен по определенному набору предметов. А в 10-11-х классах дети будут сориентированы на выбор профессии.
– И тут я вижу, насколько серьезным должно быть в основной школе психологическое обеспечение, которое поможет ребенку это сделать. Должна осуществляться профориентационная работа.
– Безусловно, будут нужны не только сами образовательные программы, хотя они играют наибольшую роль как организационные структуры. Но вот ведь какую мы сегодня подчас видим ситуацию: девочка мечтает стать учителем. Правда, профессионально значимых качеств для этой профессии у нее нет, но учится она хорошо и в институт поступает.
А при профильном обучении психолог, ведущий наравне с другими специалистами профориентационную работу, еще в основной школе скажет девочке: ты не очень пока подходишь к специальности, о которой мечтаешь. Но ты можешь воспитать в себе с нашей помощью нужные качества и уже потом выбрать понравившийся профиль.
То есть что я хочу сказать? Что переход к профильной школе потребует от нас серьезной подготовительной работы. Перестроиться должна будет и основная школа.
– То есть давайте уточним, пока вы не можете утверждать, что готовы не только принять идею, но и начать практически переходить на систему профильного обучения. Так?
– Совсем не так. Но пока я рассуждаю о том, почему нам в Челябинске нравится идея профильной школы. Предполагается, что в ней будет уменьшена инвариантная часть – очень плавно. Что останется лишь несколько предметов на обязательное изучение, а большую часть курсов ребенок выберет сам. Это замечательная идея. Поскольку, когда ребенок выбирает сам, у него появляется огромная мотивация к учебе. И тогда, даже при не очень хорошей школе или не очень сильном учителе, он будет учиться изо всех сил, с желанием добывать знания. Мало того, нуждаясь в знаниях, он потребует их от школы. И тогда школа должна будет сориентироваться на него, на его личность. Разве это не ценно?
– Вы говорили о необходимости серьезной подготовки для учителей и психологов к переходу на профильное обучение. А сколько времени, на ваш взгляд, должна продолжаться такая подготовка для детей? Дети ведь тоже должны суметь определиться, что хотят изучать в дальнейшем.
– Думаю, это надо делать с пятого класса.
– А не с начальной ли школы?
– Нет, не согласен. Ее задача определить начальные навыки функциональной грамотности. Вряд ли начальная школа сможет определить, к чему предрасположен ребенок. На этом этапе достаточно выявить задатки маленького ученика.
У нас в Челябинске разработаны специальные методики. Есть интеллектуальный тест на предмет общего уровня образованности, потенциала ребенка. По нему становится ясной картина: вот у этого мальчика такой потенциал, а школа смогла реализовать его лишь настолько. Или мы видим, что у ребенка большой потенциал, а академическая успеваемость низкая. Это означает, что школа плохо отработала с этим ребенком, не замотивировала его на учебу.
Или, с другой стороны, видно, что потенциал не очень высокий, но школа сделала все возможное, чтобы ребенок развился. В зоне своего ближайшего развития, конечно. Тест показывает, к каким наукам склонен ребенок. Но исследовать это нужно не раньше
5-го класса. И вплоть по девятый. Чтобы результаты были объективными. Я уже сейчас вижу, как пригодится нам подобная методика в условиях профильной школы.
– А вы не проверяли, соглашаются ли с этой вашей методикой родители? Ведь именно мама чаще всего приводит за руку ребенка в математический класс, хотя все методики и его личные склонности показывают, что ему следует идти в гуманитарный. И что тогда?
– Все верно! И в будущем нужна будет подготовительная работа с родителями. Взаимодействие с семьей очень важно для эффективного перехода к профильной школе. Не наломать дров. Не действовать с нажимом. Но воспитывать.
Я считаю: профильная школа с точки зрения лояльности и демократичности – это исключительное явление. Ибо ее задача – дать ребенку возможность реализовать свое стремление к образованию в соответствии со своими интересами и склонностями. Это с одной стороны, а с другой – она позволяет расширить возможности его социализации, более эффективно подготовить к получению высшего образования. Такова ее цель. И она благородна.
Школа должна предоставить ребенку целый спектр предметов, курсов, факультативов. Чтобы он выбирал: я хочу изучать физику вот на таком уровне, а литературу мне достаточно знать на другом, гораздо меньшем.
– Ну и сколько, по-вашему, в школе должно быть профилей?
– Министерство, кажется, обозначает до семи. Среди них – естественно-математический, естественно-научный, филологический… ну и так далее.
Вообще-то трудно сказать, сколько именно профилей необходимо. Да и зачем иметь все из них в каждой школе? Хотя, конечно, каждому ребенку (с такими и с такими склонностями) должно быть доступно хорошее образование, образование того уровня, на который он претендует. Но в каждом большом городе есть районы. Достаточно, на мой взгляд, иметь 3-4 школы, которые будут ориентированы на определенные профили. Ехать до них далеко не придется, ведь они располагаются, повторяю, в одном районе. Надо создать хорошо продуманную сеть учреждений.
– Поподробнее, пожалуйста.
– Ну например. В этом районе пусть будут четыре начальные школы, 15 основных, а все остальные станут профильными. Вот эта школа – только гуманитарная, она у нас гимназия. В нее едут все дети, живущие в этом районе и мечтающие стать гуманитариями. Другая школа – технологическая, сюда едут будущие инженеры, это технологический лицей. Это все – к примеру. И это все не вопрос самой профильной школы, это задача управления сетью профильного образования. То есть сетью учреждений, которая полностью обеспечивает удовлетворение потребностей населения в своем районе.
– А как быть с поселковыми школами?
– Такая школа может быть одна на весь сельский район. Надо лишь обеспечить подвоз детей.
Хотя… лично я вижу, что потребности именно в многопрофильности у сельских ребят нет. Там достаточно 2-3 профиля, сориентированных на сельские профессии.
– А есть ли у вас уже сегодня в городе школы, которые будет нетрудно перестроить под стандарты профильной?
– Считаю, что лицеи и многие школы с углубленным изучением отдельных предметов вполне готовы стать в скором будущем профильными. Они работают в режиме эксперимента вот уже 10 лет. Отрабатывают все курсы углубленного изучения дисциплин. А самое главное, что у нас в Челябинске умеют хорошо работать с учебными планами. Сегодня 26 челябинских школ участвует в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры образования. Из них 17 – городские экспериментальные площадки. Иначе говоря, такие школы – это те самые учреждения, которые не первый год отрабатывают модели старшей профильной школы.
– Предполагается, что профильная школа ликвидирует пропасть между школьной подготовкой и требованиями вузов. Достижимо ли это?
– Хороший вопрос! К сожалению, у нас нет сегодня стыковки стандартов, требований к уровню подготовки выпускников. Вузы выставляют свои требования, школа имеет свои представления о них. Если Министерство образования все-таки состыкует (через разные механизмы) требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников, эта пропасть исчезнет. Ведь если я учитель физики, даже в профильной школе, я должен знать, каковы требования, которые университет предъявит моему бывшему ученику. Если эти требования открыты, я их знаю – проблем нет. Если закрыты, то и профильная школа будет работать… как это точнее выразиться, в никуда. Но с открытыми требованиями школа, особенно профильная, всегда найдет хотя бы одного учителя, который эти требования сможет реализовать, научить своих учеников в соответствии с ними. И люди скажут нам спасибо.
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Челябинск
Комментарии