search
main
0

В южнославянском фальшивых нот не обнаружено. На Чеховской весне без Пушкина никак. И без «Чайки». И без «Платонова»

Традиционный фестиваль в Мелихове собрал вместе литераторов и театралов, музейщиков и ученых. Дети и взрослые гуляли по чеховской усадьбе, любовались фейерверками и обсуждали постановки произведений русского классика, которые привезли в город, носящий его имя, из Нижегородского академического театра имени Максима Горького и Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества, из Омского северного драматического театра имени Михаила Ульянова и Львовского национального украинского драматического театра имени Марии Заньковецкой, из Польского драматического театра имени Ежи Шанявского и Словенского национального театра драмы. В эти дни дома, все еще помнящие смех своих овеянных легендами хозяев, гостеприимно распахнули двери. И конечно же, Лопасню-Зачатьевское в эти дни осаждали не только пушкинисты…

Музею всего лишь четыре года. Зато самому имению в стиле елизаветинского барокко почти три века. Здесь жили Васильчиковы, Ланские, Пушкины, Гончаровы. Планомерная реконструкция этого старинного здания началась в 2003 году, когда на восстановление архитектурного раритета был выделен президентский грант в семь миллионов.Директор музея Галина Тимашкова знакома с самыми потаенными уголками этого дома с детства. Тогда здесь была школа, и она в ней училась. До учебного заведения в этом дворянском гнезде дважды располагался госпиталь: в Первую и Вторую мировые войны. После общеобразовательной – вечерняя. И это несмотря на то, что еще в 1918-м Луначарский определил ценность объекта и издал приказ о его сохранении как музея. Сейчас дом вернул себе вид, который у него был в середине XIX века, восстановлена его анфиладная система.Первая выставка, ознаменовавшая рождение музея, была краеведческая. Она рассказывала об истории Лопасни, о судьбе самого дома. Традиционны здесь экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне. В июне помимо того, что музей готовится отметить 70-ю годовщину памяти о начале фашистского нападения на нашу страну, здесь можно будет увидеть уникальную коллекцию гербов знаменитых дворянских родов. И двадцать пятый раз в сегодняшней Лопасне, в доме второго мужа Натальи Гончаровой, в этом году отметят день рождения Пушкина.Анну Васильчикову знает каждый внимательный школьник как пятую жену Ивана Грозного. Дом в Чехове построил ее потомок Александр Семенович, фаворит Екатерины II. При отставке он получил богатое приданое, которого хватило на дом в Москве и усадьбу рядом с церковью Анно-Зачатьевской, возведенной аж в 1689-м.Александр Семенович передал дом в Лопасне своему родному брату Василию, который был женат на Ангелине Разумовской, дочери первого гетмана Украины. Через какое-то время хозяином дома стал герой войны 1812 года Николай Васильчиков. Николай Иванович женился на Марии Петровне, родной сестре Петра Ланского, который и женился на вдове Пушкина. Ведь Александр Сергеевич велел Наталье Николаевне носить траур два года, а прошло уже семь. Четверо потомков великого поэта переехали в Лопасню вместе с матерью. В новом браке Гончарова родила еще троих…Да, в этом доме всегда любили детей. Сюда привозили своих чад многочисленные потомки Васильчиковых, Ланских, Пушкиных, Гончаровых. Сейчас они привозят сюда уникальные дары: вещи, оставшиеся им от родных. Музей наполняется предметами, которые помнят прикосновения своих прежних хозяев, таких беззаботных, таких счастливых. Их родовой кров был утерян ими в пучине революции, но накануне Наталья Ивановна Гончарова обнаружила в усадьбе рукопись последнего незавершенного произведения Александра Сергеевича «История Петра», которая позже была передана в Пушкинский дом.А ребячьи голоса по-прежнему звучат в стенах Лопасни-Зачатьевское в полную силу. В музее проводят интерактивные занятия «По дорогам сказок Пушкина», «Не боги горшки обжигают». Здесь читают лекции для школьников, из которых девчонки и мальчишки узнают о глиняной игрушке и археологии древней Лопасни, доспехах Ильи Муромца и дворянской моде XIX века и о том, что эта усадьба уникальный свидетель русской культуры.Художник Александр Аверьянов в Лопасне воссоздал картину Бородинского сражения. Карты, схемы, портреты. И огромный макет, на котором так удобно будущим полководцам изучать науку стратегии.В музее все время придумывают что-то необычное: новые игры, эксклюзивные проекты. Люди в этом доме стараются воссоздать дух той эпохи, в которую в нем было тепло от любви и душевного горения ярких личностей, населявших его. Из-за того, что делают они это искренне, у них все получается.«Мелиховская весна» – это всегда встречи, удивительные, знаменательные, незабываемые. За двенадцать лет существования этого фестиваля свои сценические версии произведений Чехова представили 180 театров. Единственное строгое правило, которого организаторы придерживаются всегда, – это обязательное присутствие «Чайки». Пьесы, которую Антон Павлович написал в Мелихове.К особенностям «Мелиховской весны» также можно отнести и то, что часть спектаклей играется на открытом воздухе, в естественных декорациях музея-заповедника. По мнению председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, возглавляющего организационный комитет фестиваля, «играть здесь – это и огромная честь, и счастье, но вместе с тем огромная ответственность: ведь в чеховской атмосфере недопустимы фальшивые ноты, пошлость и безвкусие».«Платонов», оставленный на финал фестиваля, стал настоящим подарком всем рефлексирующим интеллигентам. Ведь это захватывающий мир, в котором персонажи чувствуют такую же болезненность своего существования, как и в позднейших знаковых произведениях Чехова. Великий мировой театр, в котором нашлось место всем и каждому из социальных и культурных прототипов русского общества конца XIX столетия. Это мир, в котором под лакированной поверхностью благородного общества человеческие особи пожирают друг друга. Режиссер Вито Тауфер и труппа Словенского национального театра драмы показали этот описанный Чеховым мир, который мечтает быть вечно, но который смертельно ранен, смертельно болен и неотвратимо должен исчезнуть, стильно и динамично.Когда-то Антон Павлович сказал: «Дойти до убеждений можно только путем личного опыта и страданий». Это осознали все те, кто вновь уже ждет очередную «Мелиховскую весну», лично. Даже самые незрелые почувствовали это, сопереживая героям постановок, гремевших всю неделю на разных площадках Чеховского района. А самые маленькие, принимая участие в забавных конкурсах, проходивших в замечательных усадьбах этого связанного историей со многими выдающимися сынами разных эпох края, в который раз убедились, что сказка – ложь, да в ней намек. И, безусловно, урок, на котором становится ясно: искусство дает крылья и уносит далеко-далеко! (Чехов)Чеховский район

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте