search
main
0

В “яблоко”! Архисложная задача – понять, на что способен ребенок

“Для меня главное – создать на уроке атмосферу творчества и ситуацию успеха”. Под этими словами учительницы музыки Ирины Волобуевой могли подписаться все учителя, коих судьба свела в номинации “Развитие творческих способностей школьников”. Все они на своих уроках в незнакомых классах сумели не только выявить творческий потенциал детей, но и помочь каждому из ребят добиться успеха. Каждый из учителей шел к этой цели своим собственным путем, используя возможности своего предмета. Историк, литератор, воспитатель дошкольного учреждения и все остальные участники конкурса должны были четко знать, что же лежит в основе формирования творческих способностей, какими они должны быть в каждой предметной области.
9-й класс. Тема урока Ирины Багиной, учительницы немецкого языка, обозначена незамысловато “Книги – наши друзья”. Но это только на первый взгляд кажется просто. Ведь все 30 минут урока ребятам приходится размышлять, напрягать воображение, прогнозировать ситуацию. Учительница сразу вводит ребят в поиск. У книги, говорит Ирина Владимировна, всегда есть два автора: тот, кто пишет ее, и тот, кто читает. Московским ребятам роль активных читателей явно пришлась по душе. Популярная немецкая книга о забавных приключениях поросенка Руди, правда, не имеющая пока названия, позволила учителю создать на уроке богатую дидактическую среду, способствующую развитию творческих способностей. Ребята, разделившись на группы, образовали три детективных агентства. Каждое получило задание по книге. Как может называться эта книга? Что может Руди в этой книге делать? Каким, на ваш взгляд, могло быть начало этой истории? Естественно, что какие-то отправные точки каждая группа получила в специальном задании. Нужно было проявить и навыки перевода, и восстановления пропущенных слов в тексте, и озвучивания диалогов.
Вообще в номинации “Развитие творческих способностей” все иностранцы (а их было четверо) продемонстрировали разнообразие творческих приемов и заданий. Ролевые игры, озвучивание героев мультфильмов, письма друзьям, сочинение диалогов и т.д.
Доброжелательная атмосфера на уроках – обязательное условие для творчества. Доверие, непринужденность способствуют раскрепощению личности. С этой задачей все конкурсанты справились успешно. “Я сознательно не прерывал детей, когда кто-то делал ошибку, – скажет после урока Николай Усков. – Я всегда напутствую ребят: “Не бойтесь ошибок, иначе вы никогда не научитесь говорить”.
Не случайно учитель немецкого языка из Красноярска на урок в мастер-класс не пригласил своих коллег-иностранцев. Ему было интересно поработать со взрослыми людьми, которые уже подзабыли изученное в школе. Интересно ведь проверить, как сработает тот или иной метод. И все увидели настоящего учителя-творца. Каков он? Во-первых, он не боится нового, готов к эксперименту и постоянному совершенствованию. Во-вторых, он верит, что все его ученики добьются успеха, для него не существует бесталанных. И, наконец, – это счастливый, свободный человек, которому все по плечу.
– Как? Вы не владеете немецким языком? – озадачивает он взрослого ученика во время мастер-класса. А посмотрите, сколько вокруг немецких слов: шлагбаум, бутерброд, вундеркинд. И далее начинается невероятное. Взрослые учителя превращаются в детей, которым очень интересно на этом уроке. Они и поют вместе с учителем под гитару, и собирают вещи для поездки в Германию в огромный кофр, и рисуют вундеркинда и чудесного учителя. Естественно, все это сопровождается разучиванием немецких слов, составлением рассказа о себе. В конце занятия каждый взрослый мог уже объясниться со своим соседом на немецком языке.
Олег Замараев, учитель истории из Вологодской области, ставит задачу – научить ребят работать с историческими документами. Необычен зачин урока.
Ребята входят в класс и ощущают запах дыма. На металлическом подносе горят бумажные домики.
“А я догадался, зачем Вы это, Олег Владимирович, сделали”.
“Ну что ж, молодец. Давайте вместе вспомним, какой период в истории России мы изучаем, отметим на ленте времени эти годы”. В ходе актуализации проясняется тема нового урока. Записали на доске и в тетради. “Борьба против иноземных захватчиков России в середине XVI в.” “Прочитаем еще раз тему. На какие вопросы хотелось бы получить ответы?” На доске фиксируются все вопросы. После коллективного обсуждения они ранжируются, формулируются в виде повествовательных предложений и вот план исследования переписан “начисто” – он родился здесь и сейчас. Хочется поскорее найти ответы на вопросы. На столах комплекты документов. Это копии воспоминаний очевидцев, летописные записи.
Учебник, атлас – это тоже источники информации, но хочется прикоснуться вот к этому свитку, у которого и края опалены и пахнет он стариной. Беглый просмотр всего комплекта документов помогает сориентироваться в информации и приступить к более детальному изучению. Работают ребята кому как удобно. Кто в паре, кто в четверке, а кто-то один. Не важно. Главное, что есть возможность окунуться в то тревожное время и почувствовать себя гражданином Отечества.
Вот фрагмент из летописи, а здесь воспоминания поляка о том времени, а на этом листочке копия письма.
Разве можно без волнения читать и слушать призыв монахов-старцев Сергиево-Посадской лавры к единению в борьбе против захватчиков?
Далее ребята всматриваются в репродукцию. О чем может говорить Минин, стоя на ступенях церкви? Что написано во взглядах, движениях горожан? А что бы мы на их месте сделали? Мы – горожане того времени. Все объединены желанием – освободить от захватчиков родную землю. Каждый думает: “А что я могу для этого сделать?” А домашнее задание тоже будит мысль. Это мини-сочинение: “Обращение Минина к горожанам”.
На этом конкурсе в связи с многими введенными новшествами от учителей особенно требовалось проявление методической гибкости. Ведь они должны были точно вписаться в изучаемую в данной школе программу, чтобы урок не выпадал из системы уроков в данном конкретном классе.
Надо сказать, что номинация “Развитие творческих способностей школьников”, по сути, венчает все номинации. Может ли учитель, развивающий творческие способности, обойтись без активных форм обучения или без инноваций? Конечно же, нет. К тому же он обязательно реализует и исследовательскую, и воспитательную функции.
Так что от участников конкурса, решившихся на участие в этой номинации, ожидали очень многого. Они должны были успешно преодолеть несколько барьеров. Чтобы развивать творческие способности, надо хотя бы в общих чертах представлять себе, какие ребята сидят в классе и какие способности они имеют. А потом уже думать о дидактической среде, обуславливающей развитие определенных способностей.
Вовлечь в процесс творчества каждого ученика – задача архисложная. Учителю надо точно попасть в цель и знать, какие умения могут быть развиты у детей на этом конкретном уроке.
В номинации участвовали десять человек. И многим из них удалось показать высокий уровень своей профессиональной культуры. Жюри во второй тур выдвинуло трех педагогов. Участие в номинации “Развитие творческих способностей” принесло удачу историку Олегу Замараеву, учителям немецкого языка Ирине Багиной и Николаю Ускову.

Надежда ТУМОВА, специальный корреспондент “Учительской газеты”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте