search
main
0

В яблочко. Команда работает эффективнее, если функционал распределен грамотно

Лучше сто раз увидеть пример, чем один раз услышать о нем. Молодым директорам и потенциальным руководителям в Санкт-Петербурге в этом плане по-прежнему везет: третий год ведет свою работу семинар «Школа молодого директора», инициатором и организатором проекта выступает Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Как показывает опыт, у новичков в управлении и тех, кто только собирается встать во главе педагогического коллектива, в ходе таких встреч всегда получается что-то взять на заметку. Не стал исключением и семинар в гимназии №528 Невского района. Гимназия три раза входила в Топ-500 школ России, а в 2013 году стала победителем городского конкурса инновационных продуктов «Петербургская школа 2020» в номинации «Управление ОУ». Директору гимназии Елене НЕНАХОВОЙ есть чем поделиться с коллегами.

Тему молодого руководителя Елена Николаевна поднимает не в первый раз. Шесть лет назад гимназии уже приходилось принимать начинающих управленцев в рамках районных занятий. Тогда с руководящей молодежью нужно было делиться опытом в использовании инновационных технологий. Елена Ненахова признается, что уже тогда эта форма практического обучения показалась ей нужной, полезной и интересной: – Когда-то я сама была молодым руководителем и помню, как столкнулась со многими проблемами. Прежде всего для меня представляли интерес такие вопросы: какой перечень документов должен быть у руководителя, какие локальные акты должна издавать администрация и как они должны быть оформлены? Как правильно распределить обязанности и чем руководствуется директор школы, когда делегирует полномочия своим заместителям? Кстати сказать, последний вопрос оказался самым сложным.- Почему, Елена Николаевна?- Потому что всегда проще все выполнить самому. Но, как мы понимаем, это бесперспективное решение. Что нужно знать для того, чтобы грамотно делегировать полномочия? Прежде всего управленцу важно понимать, чем в лучшей степени владеет каждый заместитель. Безусловно, все заместители директора, как правило, имеют высшее педагогическое образование, и тем не менее у каждого из них что-то свое получается лучше.Вопрос компетентности завучей – один из самых актуальных. Этот вопрос приходится решать каждый год, потому что распределение обязанностей и направления деятельности администрации меняются каждый год. Школа ежегодно получает новые документы, что-то новое приходит, что-то старое уходит, и нужно вовремя откорректировать и понять, как строить работу в этом году и за что будет отвечать определенный завуч. Иначе получится так, что я буду надеяться на то, что человек выполняет определенные функции, а он, не договорившись об этом со мной и не зная свой закрепленный функционал, думает, что это выполняет кто-то другой. Конечно, из года в год существуют постоянные поручения, например, курирование аттестации и повышения квалификации педагогов, поскольку сложно каждый год готовить человека и делегировать ему эти полномочия. Здесь важно, чтобы человек работал в системе. Вообще прежде всего я распределяю завучей по классам: кто-то курирует работу начальных классов, кто-то – работу 5-х и старше. – На семинаре отметили интересную деталь: все завучи у вас молодые. Как вам удается собрать «под крыло» молодежь?- Это в какой-то степени вынужденная ситуация. Дело в том, что несколько сотрудников ушли на повышение – они уже работают директорами школ и в отделе образования. Но связь с ними мы не теряем, помогая в вопросах, с которыми они не сталкивались, работая под чужим руководством.- Вы приветствуете такой вертикальный рост кадров?- Я с легкостью отпускаю коллег, тем более что уходят опытные завучи, за которых я спокойна. Почему с легкостью? Потому что сама прошла через это. Все равно наступает момент, когда понимаешь, что вырастаешь из должности заместителя директора, когда хочешь и можешь выполнять больше работы, но возможности для этого ограниченны. Я тоже многому училась, будучи молодым завучем в гимназии №513, но потом в какой-то момент поняла, что наступила пора перемен. Около года отработала районным методистом, а затем пришла в отдел образования специалистом по регламентации образовательной деятельности, где работала 4 года. Опыт, полученный там, просто бесценный. Мне стал понятен механизм той нормативной базы, которая существует в каждой образовательной организации, ведь приходилось сталкиваться с разными. Пришлось изучать много документов для того, чтобы донести информацию до руководителей школ, до специалистов отдела образования.Когда я пришла работать обратно в школу, думала, что сложностей быть не должно, ведь я документальную часть знаю, как никто, однако все равно такой пласт, как финансово-хозяйственная деятельность школы, до сих пор вызывает много вопросов. Одному это направление не потянуть, нужна помощь сильных заместителей, в том числе главного бухгалтера. А бухгалтера, разбирающегося в специфике системы образования, очень сложно найти, хотя, даже если вы не имеете собственной бухгалтерии, вам как руководителю все равно нужно хорошо разбираться в финансах, к примеру, чтобы контролировать работу специалистов централизованной бухгалтерии.Все руководители образовательных организаций проходят обязательные курсы управленцев, хотя, как правило, большую часть знаний добираешь непосредственно на работе. – Елена Николаевна вы сказали, что важна компетентность завучей, но можно ли сразу определить, в чем они разбираются, а в чем нет, если завучи еще молоды?- А это уже моя управленческая задача – наблюдать и делать выводы. Я стараюсь поручать своей команде разные выступления, представлять школу на том или ином форуме, на конференции. Иногда это происходит при моем участии, иногда люди выступают самостоятельно. Это полезно, и по итогам той или иной презентации видно, как человек разбирается в вопросе. Наблюдая на протяжении какого-то времени, как работают мои заместители, я вижу, у кого что лучше получается. Например, есть человек, который прекрасно ориентируется в нормативно-правовой базе, а кто-то просвещен в вопросах повышения квалификации, поэтому он курирует этот вопрос в коллективе. Кто-то увлечен исследовательской деятельностью, и я поручаю ему развитие этого направления. Поэтому на семинаре для молодых управленцев у нас были представлены живые примеры того, как делегированы полномочия и как меняется в лучшую сторону деятельность образовательной организации, если функционал распределен правильно.Вообще самое главное для меня в работе – и здесь я не буду оригинальной – это та ли команда работает со мной. Если человеку неинтересно, то удерживать такого человека не имеет смысла. Нельзя работать с детьми, если относишься к работе только как к источнику денег. И без желания работать над собой тоже ничего не получится. Всегда нужно держать руку на пульсе, следить за изменениями. Мне как руководителю вообще нужно ориентироваться исходя из запросов общества, нужно думать, чем мы можем ответить на данный запрос, как быстро сможем выстроить работу в соответствии с этим запросом. Здесь, конечно, помогают «маячки», в том числе и публикации в «Учительской газете». Они помогают улавливать, прогнозировать дальнейшее развитие событий. Кроме того, мне очень помогла в этом плане работа в отделе образования, где научили мыслить масштабно, а не в пределах одной образовательной организации.Санкт-ПетербургЦифры    В гимназии №528 работают 113 педагогических работников. 85% из них имеют высшую и первую квалификационную категории.     По числу победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников гимназия заняла 9-е место в рейтинге образовательных организаций Санкт-Петербурга.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте