search
main
0

В выигрыше не тот, кто дает советы… Прошу слова

Говорят, что всегда в выигрыше не тот, кто давал ценный совет, а тот, кто реализовал полезные советы. Хороший совет был дан в первом номере «Учительской газеты» от 3 октября 1924 года: «Учитель, учись!» Этот призыв актуален всегда. И тогда, когда 60 лет назад я начал работать учителем, и поныне. Продолжаю постоянно учиться и сегодня.

Недавно, когда мы открывали мемориальные доски на здании школы в ауле Али-Бердуковский, один ветеран, учивший детей русскому языку, признался, что в свое время вынужден был целыми ночами готовиться к урокам, чтобы два-три сильных ученика из тридцати не уличили его в плохом знании материала. За 60 лет моей учительской работы в школе сменилось около 20 министров. Нынешний министр – доктор сельскохозяйственных наук М.М.Мамбетов – недавно проводил совещание по итогам ЕГЭ. По его словам, в 2014-м ученики экзамен сдали плохо (пять лет назад Карачаево-Черкесия в России занимала первое место). Министр также говорил и о серьезных проблемах с качеством подготовки выпускников. Меня лично обрадовало утверждение, что управление качеством образования надо начинать с кадров, с повышения их профессионального уровня. Как заметил Мурадин Мухамедович, система, сложившаяся в республике по повышению квалификации, не может удовлетворить все потребности, и потому первостепенные задачи на новый учебный год – это обеспечение качественного образования учащихся и принятие мер по совершенствованию профессиональной компетенции учителей. Хорошо, что вопросам повышения качества преподавания русского языка и литературы в Карачаево-Черкесии было решено уделить больше внимания. Для учителей русского языка и литературы учреждены 15 ежегодных грантов: пять по 50000 рублей, пять по 30000 рублей и пять по 20000 рублей. Будет также подготовлен комплекс мероприятий по развитию интереса к изучению русского языка и литературы, которые намерены реализовать во всех учреждениях образования. Очень важно в этой связи подумать о профессиональном росте педагогов, их общении с коллегами из разных районов не только своей республики, но и из других регионов России. Сегодня, чтобы учитель поехал на курсы повышения квалификации и эффективно работал на этих курсах над повышением своего профессионального уровня, ему нужно хотя бы оплачивать проезд, питание и проживание, на что в последние годы никогда не выделялись деньги. О том, чтобы учителя из Карачаево-Черкесии в массовом порядке могли выезжать периодически в Москву, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, неоднократно поднимался вопрос. Однако его решение затянулось на долгие годы. Не секрет, что ныне учителей, отлично владевших русской речью, сменили учителя, которые никогда не слышали чистую русскую речь. Не только среди учителей математики, физики, химии, биологии, географии и других предметов, но и среди учителей русского языка и литературы все чаще стали встречаться педагоги, которые не читали «Войну и мир» Толстого, «Жизнь Клима Самгина» Горького, «Тихий Дон» Шолохова и многие другие классические произведения. Уверен, ученики перестали читать, потому что перестали читать сами учителя. Если в России проблемой стало падение интереса к чтению, то этот вопрос стал во много раз более острым и более трудно решаемым у нас, на Северном Кавказе, в том числе и в Карачаево-Черкесской Республике, где в последние годы дети практически перестали слышать чистую русскую речь. Серьезно беспокоит и то, что «Учительскую газету» из десяти тысяч ученых и учителей, работающих в системе образования республики, выписывают и читают менее ста человек. Мне непонятно, как молодой учитель может сегодня работать без «Учительской газеты» и без других периодических изданий для учителей. Ведь было время, когда только в один из двенадцати районов Карачаево-Черкесии поступало 70 экземпляров «Учительской газеты», а всего в республике насчитывалось 330 экземпляров «Учительской газеты». Сейчас вся Карачаево-Черкесская Республика выписывает только 70 экземпляров «УГ», в том числе Зеленчукский район – 25, Хазбекский район – 12, Прикубанский район – 9, город Черкесск – 8, Урупский район – 5, Мало-Карачаевский район – 4, город Карачаевск – 3, Карачаевский район – 3, Адыгехабльский район – 1, Абазинский, Ногайский и Усть-Джегутинский районы – ни одного экземпляра. А как без знания положения дел в российском образовании нам можно устанавливать связи, повышать качество образования, преподавания не только русского языка, литературы, но и других предметов?! Необходимо укреплять и развивать связи системы управления развитием образования с системой повышения квалификации и профессионального мастерства работников образования. Делать это надо с учетом истории, науки и практики развития образования. Должна быть разработана, утверждена и осуществлена четкая программа работы по изучению, обобщению и распространению передового опыта. Крайне необходимо укреплять сотрудничество не только субъектов системы образования от Каспийского до Черного моря на Северном Кавказе РФ, но и Северного Кавказа с Москвой, Санкт-Петербургом, другими городами Центральной России. Нам есть чему учиться друг у друга. ​Фуад ПАФОВ, учитель русского языка и литературы с 60-летним стажем, аул Али-Бердуковский, Карачаево-Черкесская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте