Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

В воспитании трудных детей есть новые подходы

УГ - Москва, №36 от 7 сентября 2010. Читать номер
Автор:

​Наталья КУЛИКОВА, директор специальной общеобразовательной школы №3: – В конце учебного года в нашей специальной школе Юго-Западного округа прошла педагогическая конференция, обобщившая инновационный опыт трехлетней работы. Педагоги и специалисты спецшколы №3 с 2007 года в составе сетевой ГЭП по теме «Эффективная модель образования обучающихся с проблемами в поведении и социализации» (головная организация – МИОО, научный руководитель кандидат педагогических наук С.Нечаева) разрабатывали «Модель психолого-педагогического и социального сопровождения учащихся».

Актуальность проблемы заключается в том, что на обучение в школу направляются несовершеннолетние дети и подростки с девиантным поведением. Их биологический возраст чаще всего не соответствует психологическому, уровень обученности отстает от стандартных нормативов, социальные нормы воспринимаются неадекватно. Стоящая перед спецшколой задача реабилитации и социализации девиантных подростков, обучающихся в школе, обусловливает поиски эффективных методов, создание оптимальных технологий, подходов в учебно-воспитательной работе с ними.В рамках экспериментальной работы в 2007 году была проведена первичная диагностика проблем обучающихся в параллели двух седьмых классов по 50 параметрам Листа наблюдения, принятым в начале эксперимента участниками экспериментальной работы.В результате:- были выделены проблемы, которые затрудняют успешное развитие и социализацию детей и подростков в условиях школы;- обозначены характерные для каждого обучающегося проблемные области (профили).В целом по группе определилось, что 44% проблем неуспешности воспитанников относятся к учебной деятельности; 26% проблем связаны с эмоционально-волевой сферой, 30% – с нравственными установками.На основе этих данных были составлены индивидуальные тактики и стратегии, а также индивидуальные коррекционно- реабилитационные программы работы с той же группой учащихся двух классов по областям воздействия:- учебная область (русский язык, математика, английский язык);- воспитательная область;- психологическое и социальное направления;- логопедия.Особое внимание мы уделяли отработке способов междисциплинарного взаимодействия.В 2010 году на период окончания этими учащимися 9-го класса были вновь проведены диагностические исследования изменений параметров проблем их неуспешности за три года обучения. Представленные на конференции аналитические материалы продемонстрировали в целом хорошее качество реабилитационного процесса. Все учащиеся экспериментальной группы показали положительную динамику в преодолении их проблем неуспешности. В целом на 37% снизился уровень их проблемных областей. Если средний показатель проблем обучающихся в 7-м классе составил 60,5 балла, то этот показатель в 9-м классе составил уже 38,0 балла, то есть подростки стали увереннее, спокойнее, более доверительными, значительно успешнее в учебе, активными в общественных мероприятиях, стали бывать в музеях, театрах и на концертах, участвовать в творческих проектах. Все учащиеся получили аттестат об окончании основного общего образования, в основном все были сняты с учета в органах внутренних дел, большинство определилось в своем профессиональном выборе.На конференции обсуждались как успешный опыт, так и проблемы. Мониторинг показал невысокую динамику преодоления учащимися своих проблем в психологической и социальной областях. К примеру, такие параметры, как агрессивность, тревожность, употребление алкоголя, у отдельных учащихся с трудом поддаются воздействию, при этом такие параметры воспитательных воздействий, как общественная активность, этические нормы, отношение к учебе, труду, к родителям и многие другие, преодолеваются более успешно. Нам теперь предстоит изучить причины этого и найти более эффективные подходы в психолого-социальном сопровождении.На итоговой конференции были обсуждены планы по систематизации коррекционно-реабилитационной работы с трудными подростками, выработаны принципы совместной деятельности, в частности:- вербализация междисциплинарного сотрудничества, согласованность действий, взаимопомощь, аудирование;- адресность и пошаговость работы по конкретным проблемам, касающимся конкретных подростков либо коллектива, в котором дети взаимодействуют;- коллегиальность обсуждения целесообразности либо эффективности тех или иных коррекционных мероприятий.Полученные в результате экспериментальной работы инновационные продукты в виде технологических карт сопровождения, методик планирования коррекционно-реабилитационного процесса, способов междисциплинарного воздействия, форм и методов конструктивного взаимодействия с трудными подростками мы начнем внедрять в учебно-воспитательный процесс школы в новом учебном году.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту