Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

В воспитании нет каникул

УГ - Москва, №34 от 23 августа 2011. Читать номер
Автор:

«Лето – это маленькая жизнь…» – доносится откуда-то, и мы, улыбаясь каждый своему лету, безусловно, соглашаемся с Олегом Митяевым. Каждому из нас, взрослых, пожалуй, есть о чем написать в сочинении «Как я провел это лето». А что сделали мы, для того чтобы вашему ребенку было о чем рассказать, чтобы хотелось поделиться впечатлениями с одноклассниками, а потом хватило сил и здоровья целый учебный год ждать следующего лета?

Т​акое на первый взгляд легкомысленное, развеселое слово «каникулы» в системе непрерывного образования – процесс, играющий весьма важную роль в развитии, воспитании и оздоровлении детей и подростков. Каникулы – логичное продолжение учебно-познавательной деятельности учащихся, они способствуют социальному, духовному, моральному и творческому развитию детей и юношества, расширению круга интересов детей, исследованию новых направлений познавательной деятельности учащихся. Лето – своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим, когда ребенок активно включается в созданную для него атмосферу саморазвития, самопознания, самореализации.Вся деятельность Западного окружного управления образования по организации отдыха, оздоровлению и занятости детей и подростков базируется на окружных комплексных межведомственных программах «Каникулы», «Округ здорового детства» и «Развитие туристско-краеведческой деятельности учащихся округа». В них предусмотрено комплексное решение проблем организации летнего отдыха и оздоровления учащихся школы, обеспечение их безопасности, развитие познавательной деятельности и увеличение количества детей, охваченных организованным отдыхом.Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребенка, балансирует его мышление и эмоции.Информация к сведениюВ период летней оздоровительной кампании 2011 года на базе 106 образовательных учреждений и 8 учреждений дополнительного образования были открыты 136 городских оздоровительных лагеря с дневным пребыванием и 2 городских оздоровительных лагеря с круглосуточным пребыванием для 6009 детей. Задачи детского лагеря – приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества; развитие различных форм общения в разновозрастных группах; организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей, и прежде всего активного общения с природой; выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность; развитие у детей навыков работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем; организация системы оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространенных заболеваний у детей, укрепление здоровья, закаливание организма детей; способствование укреплению навыков здорового образа жизни. Например, все эти задачи педагоги оборонно-спортивного лагеря решали совместно с учащимися 10-х классов – воспитанниками военно-патриотического клуба «Крылья», которые были приглашены в качестве инструкторов для подготовки и проведения спортивных соревнований и организации занятий по военно-прикладному делу. Старшеклассники придумали конкурс «Современный Робинзон», в котором участники должны были рассказать, как они смогут сохранить свое здоровье и помочь другим в предложенных им ситуациях («Ты потерялся в лесу», «Чужая страна», «Человек за бортом!», «Пожар (в лесу, в помещении)», «Не бойся – я рядом! (оказание первой медицинской помощи)»).Трудно сказать, какой процесс учащимся понравился больше – подготовка конкурсов, критериев их оценки или проведение мероприятия, но на всех этапах работы чувствовался интерес ребят, скучающих не было. Младшие участники отметили, что они узнали много нового для себя и, если им придется столкнуться с трудными ситуациями, будут чувствовать себя более уверенно.Летний профильный лагерь для одаренных детей с дневным пребыванием привлек ребят своей инновационной программой, ориентированной на младший, средний и старший школьный возраст (одаренность бывает разная: и интеллектуальная, и творческая, и лидерская, и социальная, и исполнительская). Учащиеся 10-х классов были полноправными участниками лагерной смены, при этом выполняли обязанности помощников воспитателей. К реализации программы лагеря в гимназии №1596 активно привлекали родителей, различные культурно-досуговые, спортивные и общественные организации. В коллективе долго сомневались: нужен ли такой лагерь? Не станет ли он прямым продолжением учебного процесса? Стоит ли преподавателям тратить время и силы на проведение неординарных уроков? Да и дети могут не захотеть посещать такой лагерь. Сомнения развеялись, когда появился «Лист ожидания» – детей, желающих посещать лагерь, оказалось больше, чем он мог принять. Задача такого лагеря заключалась в создании условий учащимся для погружения в предмет, а это требует творческого подхода к планированию занятий, к созданию непринужденной, комфортной атмосферы на занятии, не превращая его в развлекаловку. Здесь, в лагере, в неформальной обстановке детям была предоставлена возможность повысить уровень владения родным и иностранным языками, погружаясь в русскую и английскую драму, поэзию, изучая искусство ораторского мастерства на русском и английском языках. Кроме того, перед интеллектуалами открывались тайны мироздания в лабораториях естественно-научного цикла. «Математики» погружались в мир цифр и формул. Профильный лагерь «Искатели» был ориентирован на мотивированных учащихся 7-8-х классов гимназии №1584. Особое внимание во время работы лагеря было уделено войне 1812 года в связи с празднованием ее годовщины в 2012 году.Учителя школьных кафедр заранее подготовили программы для школьного профильного лагеря, которые включали в себя различные формы: развивающие и познавательные игры, интерактивные уроки, практические и лабораторные занятия. Педагоги хотели заинтересовать ребят своим предметом, развить интерес к предмету и показать его с новой, необычной стороны.Множество ярких, интересных площадок, мероприятий было организовано педагогами системы дополнительного образования Западного округа. С их помощью успешно работали лагеря «Юные друзья пожарных», «Юные экологи», «Артист», «Автомобилист» и «Дорога без опасности», «Юный художник». В детском парке «Фили» ярко прошел традиционный праздник «Счастливая планета детства». Для организации досуговой деятельности в городских оздоровительных лагерях использовали билеты для бесплатного посещения музеев и театров, возможности музеев образовательных учреждений округа, воспитанникам предлагали экскурсионные программы по Москве и Подмосковью, производственные экскурсии. «В воспитании нет каникул» – эта педагогическая формула стала девизом педагогических коллективов детских образовательных учреждений Западного округа. Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья, период свободного общения детей, а организация городских оздоровительных лагерей в системе образования – одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в этот период. Е.ДЕНЕЖКИНА, главный специалист ЗОУО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту