Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
В российских школах второй иностранный язык является необязательным
Крайнее слово: топ-5 раздражающих выражений в русском языке
От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа
Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий
Минпросвещения готово рассмотреть вопрос о введении в школах пятидневки
Минтруд и Роспотребнадзор: число привитых и переболевших COVID-19 сотрудников должно быть не менее 80%
В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения
Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными
Сборная России завоевала второе место на Международной олимпиаде по математике
С понедельника в Астраханской области вводят локдаун
В российских школах второй иностранный язык является необязательным Крайнее слово: топ-5 раздражающих выражений в русском языке От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий Минпросвещения готово рассмотреть вопрос о введении в школах пятидневки Минтруд и Роспотребнадзор: число привитых и переболевших COVID-19 сотрудников должно быть не менее 80% В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными Сборная России завоевала второе место на Международной олимпиаде по математике С понедельника в Астраханской области вводят локдаун

В Воронеже наградили победителей конкурса ЦФО «За нравственный подвиг учителя»

Дата: 22 сентября 2015, 16:10
Автор:

В Воронеже прошли юбилейные Десятые Образовательные чтения Центрального федерального округа «Традиция и новации: культура, общество, личность». Их участниками стали более 500 человек – педагоги, представители органов управления образования, священнослужители из 17 субъектов ЦФО.

Насыщенная двухдневная программа включала проведение шести секций, на которых рассматривались актуальные для сегодняшнего дня вопросы: взаимодействие светской власти, различных социальных институтов и Русской Православной Церкви в развитии культуры, общества и личности,  развитие профессиональных компетенций педагога, обеспечивающих духовно-нравственное становление личности ученика, сотрудничество православной и светской педагогики, построение эффективных моделей духовно-нравственного воспитания, а также роль культурно-образовательной среды в формировании личности современного учителя и духовно-нравственное воспитание как основа формирования российского патриотизма. Так как секции проводились в различных учреждениях и организациях, в работу юбилейных Образовательных чтений активно включились не только Воронежская епархия, городские учреждения культуры и областной департамент образования, науки и молодежной политики, но и три ведущих вуза региона – воронежский государственный и воронежский педагогический университеты, а также военно-учебный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е Жуковского и Ю.А Гагарина».

По словам митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, в последнее десятилетие мы видим активное возрождение православной традиции, реализуемой в образовании через духовно-нравственное просвещение детей и молодежи. Особую активность в этом проявляют регионы Центрального федерального округа, связанные с Православием исторически и культурно. В Воронежской области благодаря многолетним конструктивным взаимоотношениям между государственными и церковными структурами сформировалась устойчивая и эффективная региональная система духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Поэтому «символично, что десятые Образовательные чтения ЦФО проводятся на Воронежской земле, которая является местом подвигов святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Антония (Смирницкого), священномученика Петра Зверева, родиной Ивана Саввича Никитина, Алексея Кольцова, Ивана Крамского, Андрея Платонова, Митрофана Пятницкого, лауреатов Нобелевской премии писателя Ивана Бунина, академика Николая Басова и других замечательных людей».

Традиционным стал и Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», который ежегодно проходит во время Образовательных чтений. Оба эти мероприятия впервые проводились в 2006 году по инициативе полномочного представителя Президента РФ в ЦФО и при поддержке Русской Православной Церкви. По результатам последних опросов родителей учащихся четвертых классов в ЦФО 67% респондентов выбрали для своих детей в рамках курса ОРКСЭ «Основы православной культуры». Поэтому главной задачей конкурса «За нравственный подвиг учителя» является отбор и популяризация наиболее эффективных педагогических технологий по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Победители межрегионального этапа получают призы, а авторов лучших работ приглашают участвовать в заключительном этапе конкурса в Москве.

В этом году лауреатами конкурса «За нравственный подвиг учителя» стали следующие педагоги. Третье место разделили Татьяна Александровна Чирина, учитель русского языка и литературы Тверской епархиальной православной средней общеобразовательной школы во имя святителя Тихона Задонского за «Комплект методических материалов по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи с 11 до 17 лет», Ольга Владимировна Гайвас, учитель начальных классов средней школы № 4 города Рославля Смоленской области за конкурсную работу «Доброслов. Дидактические и методические материалы в помощь учителю в формировании нравственных качеств младшего школьника» и Елена Владимировна Золотарева, учитель начальных классов Репьевской средней общеобразовательной школы Репьевского района Воронежской области за конкурсную работу «Духовно-нравственное воспитание как основа становления личности младшего школьника». На втором месте Елена Витальевна Туманова, директор Галичского аграрного техникума Костромской области, ее работа – экспедиционно-исследовательский маршрут «Тропою подвижников» (по местам подвижничества Галичских святых на Вологодской земле) и Ольга Сергеевна Клестова, учитель основ православной культуры школы № 2 города Людиново Калужской области за конкурсную работу «Формирование православных семейных ценностей на уроках основ православной культуры на уровне основного общего образования (методические разработки к программе Л.Л. Шевченко)». Первое место в конкурсе и звание победителя жюри присудило Римме Андреевне Миньковой, учителю английского языка Ярославской губернской гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова города Ярославля за Англо-русский и русско-английский словарь христианской лексики (с приложениями учебного пособия «Жития некоторых святых», «Православные праздники и посты»).

Также были названы победители в девяти номинациях. «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательных учреждений» – Серова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы, директор Сосновской средней общеобразовательной школы им. М.Я. Бредова Родниковского района Ивановской области за конкурсную работу «Программа духовно-нравственного образования школьников «Воспитание души».

За «Лучшую инновационную разработку года» – коллектив авторов из города Льгова Курской области: Стрельникова Галина Николаевна, учитель начальных классов и основ религиозных культур и светской этики, Семикина Елена Ивановна, учитель физики средней общеобразовательной школы № 4, Безрядина Ирина Анатольевна, учитель начальных классов и основ религиозных культур и светской этики, Кононова Татьяна Анатольевна, учитель физики и информатики школы № 1 им. В.Б. Бессонова, Остроухова Марина Георгиевна, педагог дополнительного образования Дома детского творчества – за конкурсную работу «Реализация сетевых проектов в формировании единого образовательного пространства для духовно-нравственного развития учащихся, детей и подростков».

«Лучшее педагогическое исследование года» предложил коллектив авторов: Дидук Ирина Алексеевна, проректор по науке и проектированию образовательной деятельности, кандидат педагогических наук, Марчевская Татьяна Николаевна, методист Смоленского областного института развития образования за конкурсную работу «Педагогические династии Смоленщины в ретроспективе опыта духовно-нравственного воспитания».

«Лучшим издательским проектом года» стала книга для педагога-воспитателя «Творец тебя мне ниспослал..»  автора Бородиной Натальи Николаевны, руководителя Пушкинской программы Воскресной школы Свято-Успенского монастыря города Новомосковска Тульской области.

В номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи» победителем признана Черникова Надежда Николаевна, учитель начальных классов школы № 22 города Калуги за программу курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы (1-4) классы «Моя православная Родина».

За «Лучшую методическую разработку по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» – Помелина Вера Ивановна, учитель русского языка и литературы школы № 8 города Муром Владимирской области, с методической разработкой по предмету ОРКСЭ «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через организацию проектной деятельности».

В номинации «Педагоги высшей школы – средней школе» победила Войтенко Татьяна Павловна, заместитель директора Калужского государственного института развития образования со своей работой «Духовно-нравственное воспитание молодежи как необходимое условие восстановления института семьи в современной России».

Поощрительной премией второго этапа удостоился коллектив авторов: Дюкарева Елена Юрьевна, учитель начальных классов, Гринева Елена Ивановна, директор Православной гимназии во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского города Старый Оскол Белгородской области за разработку внеклассного мероприятия «Интеллектуальная игра «Князь Владимир – апостол Земли Русской», а также Видная Елена Викторовна, учитель истории и духовного краеведения Подмосковья лицея № 24 имени Героя Советского Союза А. В. Корявина города Сергиев Посад Московской области за проект маршрута духовного краеведения Подмосковья «По следам преподобного Сергия Радонежского».

Комментарий участника Десятых Образовательных чтений ЦФО, победителя областного этапа конкурса «Учитель года – 2006» Ярославской области Елены Александровны Резчиковой. Сегодня она является помощником главы администрации Угличского муниципального района, курирует в районе духовно-нравственное воспитание и преподает в физико-математическом лицее города Углич.

– Я уже третий раз приезжаю на подобные конференции ЦФО. В 2007 году была в Белгороде, потом в Сергиевом Посаде, теперь вот в Воронеже. Есть, что сравнить. Видя конкурс «За нравственный подвиг учителя» в развитии, могу сказать, что 10 лет назад конкурс только поднимался, ставились основные цели и задачи, а сегодня он набирает обороты, работы участников становятся более интересными, значимыми, мощными. Если сначала педагоги в основном делились личным опытом, то сегодня жюри уже оценивает учебно-методические комплексы, программы, а это уже иное методическое обоснование конкурса.

Очень интересно то, что он проводится на разных площадках, и у нас есть возможность познакомиться с историей и культурой разных городов России. У нас здесь сейчас присутствует Александра Дмитриевна Шарова, методист Тутаевского методического центра, и она, участвуя шесть лет в конкурсе, все годы становится призером и победителем регионального этапа конкурса. То есть, люди очень заинтересованные, неравнодушные, творческие, и здесь они получают живой педагогический опыт, то, чего на местах нам подчас не достает – живого общения с коллегами из других регионов, которые занимаются очень важной и сложной проблемой духовно-нравственного воспитания наших детей.

Если говорить о самих чтениях, то хочется надеяться, что в перспективе они будут переходить на новый качественный этап представления опыта. Сейчас мы видим, что традиционная передача информации в форме докладов устаревает. Требуются новые подходы, потому что педагогический опыт в нашей стране настолько богат, что может быть представлен гораздо интереснее. Этого знакомства с живым опытом, честно говоря, не хватило, хотелось бы посмотреть, что есть в Воронежской области. Думаю, в этом могли бы помочь самопрезентации педагогов и методистов, нужен отход от статичности. Ведь опыт есть, его много, и он очень интересен!

И еще один момент, на который обращаешь внимание. К сожалению, мы, наша страна, не слишком бережливо относимся к этому золотому опыту, не всегда он доходит до широкого круга педагогов и родителей. Это нужно делать, в том числе и через средства массовой информации.

Фото автора


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt