В гимназии №4 Великого Новгорода состоялся день самоуправления. В течение учебного года такие мероприятия проходят здесь по традиции дважды – перед 8 Марта и в начале зимы, накануне празднования внутришкольного торжества – Дня Гимназии. Отличие между двумя днями самоуправления лишь в том, что накануне 8 Марта ученики заменяют учителей, проводя веселые развлекательные занятия, викторины. Ну, а сейчас, в разгаре второй трудовой четверти все прошло серьезно – только полноценные уроки, а веселиться будем позже, в Новый год…
Директор образовательного учреждения Елена Матвеева передала своему дублеру Евгению Валку
символический ключ от гимназии. Были выбраны
также дублеры завучей и преподавателей. Заметим в скобках, лишь учителей физкультуры в этот день решено было не заменять – все-таки ответственность педагогов за жизнь и здоровье детей на этих уроках повышенная. Всех же других преподавателей гимназии №4 на целый день сменили одиннадцатиклассники. Поскольку здесь решено, что эта почетная миссия предоставляется лишь в 11-м классе, то все начинающие учителя вышли на уроках к доске «по ту сторону баррикад» в первый раз в жизни.
«В дне самоуправления участвовали все без исключения одиннадцатиклассники, вне зависимости от успеваемости», – рассказывает заместитель директора гимназии №4 Елена Петрова. – «Каждый выбрал себе учебный предмет по душе и вел по нему уроки в течение всего дня. Дублерам учителей-предметников пришлось проводить занятия, как и настоящим преподавателям, в самых разных классах, например, в 6, 9, 7, 8-м. Таким образом, дети почувствовали все нюансы труда учителя, в том числе педагогическую нагрузку. В расписании уроков не меняли ничего. Если у настоящего учителя в этот день по плану было 7 уроков – все семь уроков вел и его дублер. Если в каком-то из классов была намечена контрольная или самостоятельная работа, она проводилась. Часть одиннадцатиклассников предпочла стать на время учителями у малышей в начальных классах».
В то время как дублеры вели уроки, настоящие учителя гимназии совершенствовали свои знания на методических семинарах в актовом зале.
По окончании трудного дня одиннадцатиклассники поделились своими впечатлениями. Сразу оговорю: всем им я задавала приблизительно одни и те же вопросы. Как готовились к занятиям? Удалось ли решить главную для начинающего учителя проблему дисциплины? Стали ли по-другому относиться к своим педагогам после дня самоуправления? И не появилась ли в итоге у кого-то замечательная мысль стать в будущем учителем?
Никита Малышев: «Я вел целый день английский язык. Уроки проводил в 10-м, двух 7-х, в 5-м и в 9-м классе. Программы и учебники у них разнообразные, дети тоже разные. В плане дисциплины не было ничего сложного. Я решил, что нужно заинтересовать детей в том, чтобы они как можно больше сделали за урок заданий. Но я понял, что при этом сложно учить и десятые, и пятые, и все другие классы, потому что у всех детей разные интересы. Один ребенок больше любит математику, другой – английский, третий – историю. Очень сложно сделать так, чтобы им всем было интересно на моем уроке. И мне было очень приятно видеть, что у детей огонек в глазах зажегся оттого, что я им объяснил что-то новое, и они это поняли.
Я готовился к урокам, опираясь исключительно на собственные знания. Дополнительную литературу не смотрел. Мысль стать учителем у меня не появилась. Это достаточно тяжело, и, боюсь, во мне нет столько самопожертвования. Теперь я знаю, что это очень тяжелый труд и огромная ответственность. Я думаю, после дня самоуправления те, кто побывал в роли учителей, стали относиться к своим педагогам с большим пониманием».
Михаил Козлов: «Я преподавал информатику. Выбрал этот предмет, потому что он мне очень нравится, я занимаю по нему призовые места на олимпиадах. Мне достались 6, 9 и 10-е классы. 9 и 10-му классу я объяснял программирование. Думаю, у меня получилось. Я хорошо знал этот материал, так как сам недавно проходил его в предыдущих классах. Дополнительной литературой не пользовался, но применял личный опыт. Например, в программировании я предлагал использование нестандартных приемов, более красивое применение той или иной функции программы.
Чтобы не было проблем с дисциплиной, я изначально готовился привлечь внимание своих учеников. Решил, что во время урока нужно уметь пошутить, объяснить так, чтобы им стало интересно. Учитель информатики предварительно дала мне советы о том, на каком уровне дети разных классов знают тот или иной материал, и как им лучше его преподнести, чтобы они поняли.
Мысль стать учителем у меня не появилась. Но мне было очень интересно общаться с людьми и узнавать даже от тех, для кого я был учителем, новые идеи».
Александра Маслова: «Я давно хочу быть учителем. Наверное, это оттого, что я очень люблю детей, люблю с ними общаться. Раньше я никогда не была в роли педагога. Для ведения уроков я специально выбрала 4-й класс, так как хочу быть педагогом начальной школы. Накануне этого дня я очень волновалась. Представляла, как будут проходить мои уроки. Словно рисовала картинку, этап за этапом. В этот день я убедилась в том, что это действительно мое. Вела русский язык, чтение и английский. Русский язык я решила преподносить детям в игровой форме. На чтении убедилась в том, что дети этого возраста много читают. Это замечательно, ведь доходя до старших классов, мы читаем все меньше и меньше. Английский, на мой взгляд, для детей этого возраста сложноват, ведь это неродной для них язык. Приходилось помогать малышам.
На первом уроке мне было тяжело, потому что я не знала своих учеников. А на втором уроке было уже проще. Я могу сделать из этого вывод, что учителя, которые преподают в школе не первый год, опираются именно на знание характеров своих учеников. Они знают, что от каждого из них можно ожидать, их минусы и плюсы, кого можно пожурить, а кого, наоборот, надо приободрить.
Главное, что я почувствовала в этот день – огромную любовь детей. Мои четвероклашки просто глаз не спускали с меня и девочки, которая вместе со мной вела у них уроки. На переменке мы в столовой завтракали – и вдруг нас окружает толпа детишек, все к нам льнут, обнимают, говорят, как они нас любят. Это самая главная причина, по которой я хочу быть учителем».
Вот так день самоуправления стал для учеников гимназии №4 днем самопознания. Они так верят в себя, что им оказались не нужны дополнительные справочники для подготовки к первым урокам. Все участники эксперимента, даже те, кто не станет впоследствии учителем, сделали педагогические наблюдения и выработали на основе опыта первые психологические приемы, которые, несомненно, пригодятся им во взрослой жизни. Например, когда им придется убедить в своем мнении большую аудиторию или воспитывать собственных детей. Ну, а будущие учителя утвердились в своем желании поступить в педагогический вуз или… отказались от него. Да, откроем секрет – нашелся среди гимназистов и такой человек. Но это хорошо, что он проверил свои силы сейчас, и ему не придется тратить в будущем несколько лет жизни понапрасну. Дни самоуправления – или управления собой? – пусть они проходят в наших школах чаще!
Фото автора
Комментарии