search
main
0

В творчестве все похожи

Так сложилось, что с этого учебного года я работаю в двух садах. И в том и другом саду удалось создать команды специалистов, которые основополагающим принципом своей работы считают воспитание свободной и творческой личности. Образовательную среду можно смело назвать творческой. Здесь ребенка принимают с его особенностями, дружат с ним, играют, творят. Взаимоотношения детей и взрослых основаны на договоренности, вере и опыте, сотрудничестве, совместном проживании дня и исследовании всего нового и интересного. Согласуясь с идеями Я.Корчака, организован процесс индивидуального воспитания в среде. Также мы стараемся избегать оценки, будь то наказание или поощрение, стимулируем инициативу и самостоятельность каждого ребенка.

С октября 2006 года в детском саду №1465 начала работать лекотека для детей раннего возраста. Фактически ее посещают дети от 4 до 6 лет. Одна часть группы – развивающиеся дети, которые проживают в этом районе. Их родители заявили целью посещения таких групп социализацию и адаптацию к детской группе и условиям детского сада. Другая часть группы – дети с особенностями развития, которые пришли в детский сад по направлению районного Центра реабилитации и коррекции, по рекомендациям специалистов и других родителей, часто они приезжают издалека. Цель посещения занятий – развитие и коррекция физической, умственной и психической сфер жизнедеятельности внутри детского социума. Таким образом, у нас сложилась инклюзивная группа.

Большой плюс такой группы – пребывание ребенка совместно с родителем. Ребенок не боится, что его оставят. Исключается тревога и страх быть покинутым в незнакомой обстановке. Постепенно мамы нашли оптимальный способ жизни в группе для себя: кто-то спокойно расслабляется в кресле; кто-то сопровождает ребенка, чутко помогая в тех действиях, с которыми ему пока сложно справиться; кто-то увлеченно играет наравне с другими. Мы уверены, что такой опыт важен для мам не в меньшей степени, чем для их детей. Часто родители под влиянием прочитанной психолого-педагогической литературы пытаются сделать из своего чада нечто такое, что противоречит естественным законам детского развития, а на занятиях у них есть возможность на практике приобрести позитивный опыт взаимодействия, который приносит удовольствие всем участникам – и взрослым, и детям.

Отмечу, что от занятия к занятию мы все больше узнавали друг друга, появлялись совместные творческие планы, импровизированные концертные выступления семейных дуэтов. И постепенно некоторая настороженность и холодность сменились радушием и радостью от совместных встреч.

Обычно наша группа начинается c постепенного прихода детей с родителями. Они располагаются в игровой, где можно поиграть во что хочется: здесь есть сухой бассейн, качалки, машины, балансир, конструктор, настольные и развивающие игрушки, которые мы стараемся менять от занятия к занятию; возможность свободно пообщаться, поиграть, поэкспериментировать, понаблюдать. После того как основная часть группы собралась, ведущий созывает колокольчиком всех в круг для совместных игр. Дети и взрослые переходят в музыкальный зал, садятся на стульчики в круг и вместе играют. Сначала передают колокольчик и здороваются, играют с бубном. Потом следуют логоритмические и пальчиковые игры, игры с перемещениями внутри круга, вне круга. Сюда же мы включаем игры с правилами. По окончании все берутся за руки и благодарят друг друга. Мы возвращаемся в игровую, где можно немного расслабиться. После этого в мастерской мы совместно что-нибудь ваяем. Если детей много, то можно разделиться по подгруппам: кто-то играет в развивающие игры, «развивалочки», а кто-то мастерит. Если осталось время – идем играть в мокрую комнату, если все не помещаются – делимся, потом меняемся. Для не попавших в мокрую комнату есть возможность поиграть в пальчиковый театр, инсценировать сказку и нарядиться каким-то персонажем, поиграть в любимую игру, почитать. В заключение – музыкальное занятие с песнями, стихами, танцами, играми, оркестром.

В наших занятиях наряду с планированием присутствует спонтанное творчество. Часто сами обстоятельства подсказывают привнесение в занятие того или иного образа, стихотворения, песни, истории, сюжета для моделирования. Не должно быть шаблонов! Ведь сама жизнь диктует нам быть гибкими и креативными, все время держать руку на пульсе, чувствовать ребенка, группу детей, родителей, сотрудников и себя, конечно. И тогда получается настоящее сотворчество, соразвитие, в котором каждый получает что-то новое, прежде всего для себя, для движения вперед.

Должна признаться, что мы получаем огромное удовольствие от совместных игр, песен, танцев, от общего творческо-игрового процесса, в котором задействованы дети, родители и педагоги. В эти моменты мы все похожи.

Екатерина ФОНДОРКА, музыкальный руководитель детских садов №№288 и 1465

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте