search
main
0

В третий раз на учебе в университете шведского города Умео побывали директора и завучи школ Петрозаводска – их было более 30 и впервые 10 руководителей районных отделов образования Карелии.

Новички под руководством шведских профессоров Олофа Юханссона и Лейфа Лундберга знакомились со шведской системой образования, организацией и методикой подготовки директоров, посещали школы. Слушатели второго и третьего года, объединившись в одну группу, под руководством канадского профессора Пола Бегли в горячих дискуссиях разрабатывали своеобразную “профессиограмму” современного директора школы. При всем различии образовательных систем и подходов общий язык нашли очень быстро. Более того, выявилось и глубинное сходство многих проблем и целей школы в разных странах.

Красной нитью через все занятия проходила мысль о том, что сегодня директор должен отойти от преимущественно менеджерской позиции и управленческих функций к творческой самостоятельной работе по духовному строительству “школьного дома” – со своей педагогической философией и коллективом учителей-единомышленников.

Владимир ПРОЗОРОВ,

проректор Карельского государственного педуниверситета

Уважаемые директора школ! Этой книги не хватает в вашем кабинете! Но ее нельзя купить – только выиграть в нашей викторине. “Большой энциклопедический словарь” (1456 стр., 200 ч/б иллюстраций) – подарок первым пяти читателям, кто правильно угадает трех великих людей в педагогике, о которых наш конкурс, и пришлет ответы в редакцию. Сделайте на конверте пометку “Викторина “Кто он?” И не забудьте указать свой обратный адрес. Удачи!

1. В середине 1850-х годов он (знаменитый русский ученый, хирург и анатом, основоположник военно-полевой хирургии) опубликовал в журнале “Морской вестник” статью “Вопросы жизни”, где выступил против николаевской системы просвещения. Школа должна растить не чиновника, не единицу для замещения некоторой в государственном аппарате, не юриста, негоцианта, солдата или моряка, а человека. Человеческие качества, и прежде всего высокая нравственность, способность к самостоятельному мышлению и чувство собственного достоинства, – вот что должна, по его мнению, воспитывать школа. Статью перепечатали многие другие издания, ее перевели на французский и немецкий языки, выпустили в Париже отдельной книжкой. “Эта статья, – писал педагог Д.Д.Семенов, – произвела совершенный переворот в наших взглядах на воспитание и образование. Ее читали во дворце и в бедных квартирах, великосветские дамы и скромные матери семейств”.

2. Он перепробовал десятки занятий: писал романы и пахал землю, сочинял трактаты и шил сапоги, участвовал в переписи населения и служил офицером… Но на вопрос, заданный на склоне лет его биографом Бирюковым, он отвечал: “Самый светлый период моей жизни дала мне любовь к людям, детям. Это было чудное время…” Школа для него была радостью, “поэтическим, прелестным делом, от которого нельзя оторваться”. Школа для него была связана с общим его поиском жизни: “Я много думал и думаю об этом. А дело не то, что первой важности, а самое главное в мире, потому что все, чего мы желаем, может осуществиться только в следующих поколениях”. В 1895 году он издал “Новую азбуку”, 92 страницы. Язык басен, рассказов и других литературных произведений, включенных в эту книгу, отличается простотой и выразительностью. “Новая азбука” выдержала до тридцати изданий, по ней учились миллионы русских детей.

3. Великий русский просветитель получил образование в Московском университете. С этим же выдающимся учебным заведением России связан важнейший период его просветительской и книгоиздательской деятельности, завершившийся арестом и заключением в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Он был осужден Екатериной II в 1792 г., а спустя четыре года освобожден Павлом I. Этим человеком был основан первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума” (издавался с 1785 по 1789 год в Москве), в котором печатались нравоучительные и познавательные рассказы, басни, пьесы, стихи и т.д. Он ввел в педагогическую литературу больше двухсот новых терминов. Он назвал школьные предметы так, как они и сейчас называются: “чтение”, “письмо”, “арифметика”, “рисование”. Лишь после него стали употреблять слова “педагогика”, “образование”… “Образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами” – в этом он видел цель воспитания.

Викторину подготовила Cветлана КАЗЕНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте