search
main
0

В терминологии развития

– Лариса Евгеньевна, в июле исполняется год с момента принятия правительством Москвы программы “Столичное образование”, созданной Московской академией развития образования совместно с департаментом. Предполагалось, что на основе принципов и мировоззренческого уровня этого документа будут разработаны подпрограммы развития столичного образования в каждом округе Москвы. Какова ситуация с их подготовкой?

– Во всех учебных округах Москвы такие программы разработаны и приняты.

– Программы именно в идеологии развития образования?

– Да, все они созданы в рамках и на основе материалов программы “Столичное образование”.

– Иначе говоря, научное обеспечение в подготовке этих программ производила Московская академия развития образования?

– Не совсем так. В подготовке программ Восточного и Центрального округов МАРО принимала самое непосредственное участие. А, скажем, научное обеспечение реализации программы Северного округа производит Институт педагогических инноваций. Программа Зеленоградского округа подготовлена с помощью Московского института развития образовательных систем. Но важно, что в каждом округе программа в принципе есть.

– Следовательно, можно говорить об очень существенном моменте: начальный этап в реализации программы “СО” завершен?

– Да, он завершен. И программа “Столичное образование” принята не только собственно системой образования, но практически всей социальной сферой. Я имею в виду то, что и Комитет по культуре, и Департамент труда и занятости, и управления здравоохранения, и т.д. разработали свои подпрограммы реализации “СО”.

– Лариса Евгеньевна, как вам удается удерживать замысел этого проекта? Ведь при расширении масштаба реализации он обычно расплывается…

– Это достаточно сложный вопрос. Механизм сохранения уровня, конечно, тоже формируется. За счет работы Экспертного совета по реализации программы. За счет создания системы ВНИКов… Но на данном этапе важно подчеркнуть другое. Когда заходит речь о социальных и образовательных проблемах, то и на уровне префектур, и даже муниципалитетов люди уже обязательно ссылаются на программу “Столичное образование”. При этом люди начинают говорить на языке программы, готовы обсуждать меру своего участия в ее реализации, намечают те практические шаги, которые будут ими предприняты, т.е. программу поняли и приняли. Вот в этом смысле первый этап, можно сказать, вживления программы в практику действительно прошел достаточно продуктивно.

– Удалось ли при этом запустить те социально-образовательные процессы, которые саму систему образования выводят в режим развития?

– Скажем, с точки зрения формирования рынка современных образовательных услуг произошли серьезные изменения: существует уже около пятидесяти видов образовательных учреждений, реализующих разные типы образования. При этом появились совершенно новые виды таких учреждений, например, образовательные центры. Наряду с образовательными они реализуют еще и социальные программы. Мы стали создавать центры надомного обучения, приюты для социально незащищенных детей, коррекционно-реабилитационные центры…

– Насколько я понимаю, центр как образовательная модель является тем узлом, в котором практически завязываются интересы различных ведомств?

– В общем, да. Поскольку программа межведомственная, то создание подобных моделей – один из практических критериев реализации принципа межведомственности.

– А сколько подобных центров уже создано?

– Существует шесть центров социальной поддержки и реабилитации детей в различных округах Москвы.

– Есть еще один принципиальный пункт в программе – разработка нового содержания образования. Что удалось сделать в этом смысле?

– За нынешний учебный год прошли экспертизу 420 авторских программ по разным направлениям. Это и совершенно новые курсы, и модификации традиционных. Они подготовлены в основном учителями, педагогическими коллективами, то есть практиками.

– Программой предусматривается создание передовых образцов образовательных технологий, имеющих экспериментальный характер федеральной значимости. Насколько я понимаю, речь идет о формировании сети экспериментальных площадок, работающих под проблематику “Столичного образования”.

– Проблемой формирования экспериментальных площадок занимается Экспертный совет по реализации программы. В совет подано свыше шестидесяти заявок на получение теми или иными образовательными учреждениями статуса экспериментальной площадки. Утверждено в этом статусе около тридцати проектов. Вообще эта проблема – особая и требует отдельного разговора.

– Одно из направлений деятельности, предусмотренное “СО”, – превращение столичного образования в миростоличное. В связи с этим предполагается заключение договоров о сотрудничестве и взаимодействии в области образования со столичными городами других государств. В какой мере удалось осуществить эту задачу?

– Проработано одиннадцать международных образовательных проектов, в том числе с Токио, Амстердамом, Сеулом, Стокгольмом. Заключены договора с рядом городов в Германии, Англии, США. Тенденция здесь такова: от взаимодействия отдельных образовательных учреждений – к сотрудничеству на уровне управленческих структур для решения более актуальных и сложных проблем. Они, в общем, характерны для большинства столиц. Это проблема национального образования, проблема детей, склонных ко всевозможным формам асоциального поведения, проблема стандарта образования… Хочу добавить, что удалось отработать и такую – новую – форму взаимодействия, как образовательные мосты. Их двенадцать – со странами СНГ, а также с различными регионами России. Эта форма сотрудничества предусматривает выход на определенную проблематику и проработку ее. Например, последний из наведенных мостов – с Санкт-Петербургом предусматривает запуск общих проектов по подготовке и переподготовке руководящих кадров по программе “Учебник” и по другим направлениям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте