search
main
0

В таланты с малых лет

На современном этапе в связи с социальной и демографической ситуацией возрастает роль дошкольного образования не только с точки зрения формирования личности, но и с точки зрения решения социальных проблем общества.

Анна ОБРАЗЦОВА,начальник отдела дошкольного воспитания ЦОУО, заслуженный учитель РФ

Справедливо отметить, что у современных родителей выросло доверие к общественному воспитанию, они стремятся пользоваться всеми формами дошкольного образования, чтобы их дети посещали детский сад, группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки, открывать семейные детские сады. Родители начинают понимать, что социализация, а особенно ранняя социализация, – великое благо для ребенка, для его развития и адаптации.

Главная цель образовательной политики округа в сфере дошкольного образования состоит в реализации права каждого ребенка на качественное и доступное образование, на полноценное прожитое детство, именно это право может и должно обеспечить дошкольное образование. Все дети должны иметь равные стартовые условия образования перед началом школьного обучения.

Мы считаем, что основная миссия дошкольного образования в Центральном округе заключается в:

– доступности дошкольного образования для всех категорий семей, проживающих в округе;

– дальнейшем повышении качества дошкольного образования: открытии новых форм образования, отработке передовых педагогических технологий, тиражировании лучших образцов педагогической практики, внедрении здоровьесберегающих технологий;

– дальнейшем развитии инклюзивного образования как приоритетного в Центральном округе;

– позиционировании лучших образцов дошкольной практической педагогики через реализацию совместного пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» между Москвой и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

– создании преемственных связей между дошкольным и начальным школьным образованием в укреплении психологического комфорта, в продуктивной деятельности и социализации детей.

Одним из направлений обеспечения доступности дошкольного образования в Центральном округе стала модернизация сети дошкольных учреждений, организация новых форм образования, ориентированных на удовлетворение запросов родителей, являющихся основными заказчиками образовательных услуг.

За время, прошедшее с 2003 года, количество дошкольных образовательных учреждений увеличилось с 144 до 161 за счет нового строительства, реконструкции дошкольных образовательных учреждений и завершения работ по возврату ведомственных детских садов в сеть дошкольных учреждений округа.

За последние 8 лет в ЦАО построены 12 новых детских садов, 18 детских садов снесены и на их месте выросли современные здания детских садов с проектной мощностью 3040 мест, что позволило значительно уменьшить очередность в округе, удовлетворить запросы семей на качественное дошкольное образование.

Вместе с тем рождаемость в городе Москве растет, что влечет за собой сохранение напряженности при устройстве детей в детский сад, по-прежнему актуальной задачей остается пешеходная доступность предоставления места в дошкольные учреждения районов Пресненский, Басманный, Красносельский.

По состоянию на 01.09.2010 года дефицит мест составит 1085 детей, причем 60% – это дети в возрасте от 1 до 3 лет.

Все мы понимаем, что от того, как выстроена система воспитания и обучения детей дошкольного возраста, как организовано сохранение и укрепление здоровья и обеспечено питание малышей, зависит качество здоровья и благополучия целого поколения.

Сегодня система дошкольного образования округа разнообразна и многофункциональна, она насчитывает 202 образовательных учреждения, реализующих программы дошкольного образования (детские сады, средние общеобразовательные школы, прогимназии, центры образования, ведомственные и негосударственные образовательные учреждения).

Отмечу, что в 39 школах округа с успехом работают дошкольные группы. Коллективы школ, центров образования, прогимназий №№627, 1247, 1447, 1429, 518, 1233, 1840, 1768 активно тиражируют на окружном и городском уровнях опыт преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Для детей дошкольного возраста, родители которых доверяют государственному дошкольному образованию, но нуждаются в гибком режиме посещения, создано 122 группы кратковременного пребывания разной видовой направленности, стали особо востребованы сегодня адаптационные группы для самых маленьких, «Учусь плавать», группы для детей, у которых русский язык не родной.

Для поддержки материнства и детства в округе открыто 62 (204 ребенка) семейных детских сада, это очень интересный и наиболее востребованный сегодня проект среди многодетных родителей.

Что можно сказать уже сейчас о первом опыте работы семейных садов? Они позволяют решить такие задачи, как:

возможность трудоустройства многодетной матери, не прерывая процесс воспитания детей;

существенная материальная поддержка многодетных семей, заработная плата воспитателя в среднем 15 тысяч рублей;

сокращение очередности в детские сады в микрорайонах;

изменение менталитета мам-воспитательниц, которые проходят педагогическую подготовку перед началом своей деятельности, изучают образовательные программы, вместе с детьми посещают ряд занятий непосредственно в саду.

Вот что пишет одна из мам, имеющая четырех детей, высшее техническое образование и одна из первых в Центральном округе решившаяся на открытие такого сада: «Когда я ознакомилась с программой «Первые шаги», поняла, что раньше воспитывала своих малышей непоследовательно. Из методических книг, которые мне выдают в детском саду, я узнала много нового и поняла, что теперь хочу получить второе высшее образование – педагогическое».

Таким образом, работа по модернизации сети дошкольных образовательных учреждений дала стимул для изменения качества работы учреждений, удовлетворения потребностей семей, проживающих в округе, открытия инновационных форм дошкольного образования.

На сегодняшний день дошкольные учреждения, школы, учреждения дополнительного образования посещают 18305 малышей (65% от общего количества детей, проживающих на территории округа), для сравнения в 2007 году детей, посещающих образовательные учреждения, было на 2,5 тысячи меньше.

Нельзя забывать и о детях с ограниченными возможностями здоровья. Для удовлетворения потребности семьи, имеющей «особого ребенка», открыты 15 лекотек, 4 службы ранней помощи, 35 консультативных пунктов, в которых получают квалифицированную помощь более 300 детей с ограниченными возможностями здоровья.

В планах управления образования дальнейший учет потребностей семей в дошкольном воспитании и открытие новых форм дошкольного образования исходя из реальных запросов населения каждой районной управы.

Важно отметить, что двухлетний опыт комплексной и во многом инновационной работы в Москве по поддержке раннего развития детей позволил Правительству Москвы в ноябре 2007 года подписать меморандум и заключить Соглашение с ЮНЕСКО о развитии пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы», который рассчитан до 2012 года.

Сегодня в рамках развития проекта на базе образовательных учреждений города Москвы работают 17 ресурсных центров. Под руководством ведущих научных сотрудников в области дошкольного образования разрабатываются и создаются инновационные модели образовательных учреждений, позволяющие спланировать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка без исключений.

Три ресурсных центра созданы и работают в Центральном округе: «Все лучшее детям» (№2030), «Детский сад для всех» (№288), «Негосударственный детский сад» (НОУ «Солнечный круг»). Их выбор был неслучайный, мы учитывали и актуальность проблем современной жизни семьи, и творческий потенциал педагогов, и материальные ресурсы учреждения.

Мы понимаем, что важно не только разработать и собрать все лучшее в современной педагогической практике, но и передавать, тиражировать этот опыт детским садам, имеющим хороший потенциал и кадровые ресурсы, способным творчески работать в режиме развития. Поэтому в сетевое взаимодействие с ресурсными центрами мы старались включать как можно больше детских садов округа. Так, в целом в реализации проекта «Московское образование: от младенчества до школы» участвуют 96 (60%) дошкольных образовательных учреждений округа, некоторые учреждения работают по двум-трем направлениям.

Наиболее активно в сетевое взаимодействие городских ресурсных центров включились детские сады:

№936, 1155, 1733, 2555, 681, 1089 – РЦ «Культура и образование»;

№1918, 1930, 936 – РЦ «Мы и природа»;

№1921, 1777, 1589, 1827 – РЦ «Маленькие гении»;

№773, 827, 513 – РЦ «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур»;

№41, 2336, 1042, 1257, 878, 2112, 1733 – РЦ «В таланты с малых лет».

Педагоги посещают «круглые столы», семинары, мастер-классы, тренинги, стажировки, только за 2009 год мероприятия по реализации проекта посетили свыше 300 специалистов детских садов. За каждым ресурсным центром закреплен методист окружного методического центра.

Чуть позже в сетевое взаимодействие включились и дошкольные учреждения, имеющие низкий рейтинг у населения и работающие в режиме функционирования, например детские сады №№30, 922, 295. Во многом активная работа привела к тому, что сегодня эти учреждения развиваются, открыты новые формы дошкольного воспитания, что они выведены из состава учреждений города, имеющих низкий рейтинг у родителей.

Таким образом, созданная сегодня сеть ресурсных центров позволяет практически каждому детскому саду эффективно использовать современные образовательные и воспитательные технологии. Кроме того, благодаря развитию сетевого взаимодействия складывается сотрудничество между педагогами внутри ресурсного центра, а также между дошкольными образовательными учреждениями разных округов города.

Материалы ресурсных центров и дошкольных образовательных учреждений, входящих в состав городской экспериментальной площадки и сетевого взаимодействия, будут размещаться на страницах электронной библиотеки «Московское образование: от младенчества до школы». Создание ее явится своеобразным индикатором качества дошкольного образования столицы.

Ресурсный центр «Все лучшее детям» открыт на базе ЦРР – детского сада №2030.

В последние четыре года управление образования ЦАО ведет целенаправленную работу по решению проблем семьи, имеющей маленького ребенка, для них открыто 40 адаптационных групп кратковременного пребывания, 16 центров игровой поддержки ребенка, которые осуществляют психолого-педагогическую помощь детям от 6 месяцев до 3 лет. Возрастной состав родителей стал намного моложе, и все больше молодых матерей стремятся сохранить статус независимости в материальном отношении, совмещая работу и воспитание ребенка.

Центр развития ребенка – детский сад №2030 имеет достаточный опыт инновационной деятельности по педагогике раннего возраста, по созданию и апробации программы «Первые шаги», ведения инклюзивных групп как кратковременного, так и стационарного пребывания детей с нормой в развитии и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В работу ресурсного центра включились 27 детских садов округа (№№652, 2352, 2100, 2336, 1777 и другие). Наиболее значимые результаты за прошедший период:

Разработана модель работы центров игровой поддержки для детей первого года жизни и их родителей.

Внедряются программы воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» в дошкольные учреждения округа.

Организован постоянно действующий семинар для родителей в рамках повышения психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста.

Разработаны методические рекомендации по выбору игрушек и организации предметно-развивающей среды в домашних условиях.

Разработаны методические рекомендации для педагогов по развитию навыков общения детей раннего возраста в инклюзивной группе.

За последние годы в округе сделано немало для создания образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. В системе дошкольного образования воспитываются 290 детей-инвалидов, во многих учреждениях успешно работают группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» (ДОУ №№2030, 224, 281, 492, 1465, 1678, 1948, 2022, 2639), открыты 15 лекотек и 4 службы ранней помощи.

В настоящее время разработан окружной план развития инклюзивного образования на территории округа, построена непрерывная образовательная вертикаль в 8 районах округа, а в перспективе будет во всех 10 районах.

Управление образования ставит такую задачу перед дошкольными учреждениями округа: каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен найти возможность получения дошкольного образования, каждая семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья должна получить помощь по вопросам воспитания и образования ребенка.

В сентябре 2010 года в Москве пройдет Всемирная конференция по вопросам воспитания и образования детей младшего возраста. Москва будет принимать делегатов из 150 стран мира.

Цель Всемирной конференции так сформулирована в Соглашении: «Государства – члены ЮНЕСКО определят, насколько они продвинулись к достижению первой цели глобальной программы «Образование для всех» и скорректируют свою политику в области воспитания и образования детей младшего возраста на период до 2015 года».

Лучший педагогический опыт округа будут представлять образовательные учреждения №№2030, 288, 1777, 2336, 516, 1948, 2634, 224.

В настоящее время идет работа по подготовке учреждений к приему делегатов, это и укрепление материально-технической базы детских садов, и дизайнерское оформление помещений, и подготовка презентационных проектов на 5 языках и материалов, которые будут представлены в виде методических рекомендаций для педагогов и родителей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте