search
main
0

В своей стихии

Пространство для творчества объединяет самых разных людей

Прежде чем найти дело своей жизни, он долго искал, пробовал. Отслужил в армии, работал на подхвате, даже три года отучился на экономическом факультете. А потом понял: ему нравится преподавание! Учитель информатики школы №9 Абакана Республики Хакасия Николай Николаевич СТЕПАНЧУК считает себя физиком. Ну который не лирик. Да и странно было бы предположить, что гуманитарий стал бы с увлечением учить детей ИКТ, окончив физико-математический факультет Хакасского госуниверситета имени Катанова. Но, по его же собственному убеждению, тут все далеко не так однозначно…

– В прошлом году мой друг в нашем университете читал лекцию на тему «Борьба физиков и лириков», – рассказывает Николай Николаевич. – По всему выходило, что эта борьба ведется испокон веков, но победителей в ней не может быть. Да, весь наш мир очень технологичен, в моем детстве не было и сотой доли того, чем владеет современное поколение. Нынешние дети пропитаны технологичностью, они настолько быстро все это постигают, что им некогда воевать. И, самое интересное, лирики тоже используют все эти технические новинки, просто они это делают на ином уровне – как пользователи, без глубины понимания. Но, как бы то ни было, наличие и доступность гаджетов сами по себе провоцируют интерес к ним, и даже у людей с гуманитарным складом ума может возникнуть стремление всем этим овладеть и узнать, как все это устроено. А когда им надо купить что-то новое, лирики, как и физики, сначала смотрят характеристики, сравнивают параметры, выбирают лучшее, а это уже показатель технической подкованности!

Разумеется, ему как преподавателю средней школы приходится работать с теми и с другими. И делать все, чтобы информатика понравилась не только технарям, но и гуманитариям. Для этого нужно всегда подходить к составлению заданий творчески. К счастью, предмет, который он преподает детям, построен не только на задачах, как математика. Здесь очень много самых разных тем, которые помогут даже людям с гуманитарным направлением проявить свое творчество и показать, что они умеют. Но тут есть и другая особенность – как раз к творчеству лирики склонны в большей степени, им гораздо проще включить буйную фантазию и выдать множество весьма оригинальных идей, в то время как физики, привыкшие к сугубо рациональному мышлению, рискуют остаться в заданных рамках и не выйти за пределы допустимого. Да и творчество у них тоже иного рода. Поэтому учителю надо постараться сделать так, чтобы инициатива каждого ученика была отмечена и оценена по достоинству с учетом различий в способах подхода к решению проблемы. А вообще это здорово, когда твой одноклассник, который любит совсем другие предметы и успевает по ним гораздо лучше тебя, выдает замечательную идею, которая тебе никогда бы не пришла в голову. А ты в свою очередь безмерно удивляешь его на уроке, где он в своей стихии, словно рыба в воде. Но для этого, конечно же, нужно сначала создать условия, чтобы дети не боялись мыслить свободно и делиться своими соображениями с другими учениками и педагогами.

Вот только мешает этому всему… правильно, чрезмерная нагрузка и хроническое отсутствие свободного для творчества времени.

– Признаюсь, загруженность у нас очень большая, – грустно сообщает Николай Николаевич. – Понимаю, это не может быть оправданием, ведь ФГОС ориентирует всех на индивидуальный подход, когда надо не только физиков и лириков учить в соответствии с их особенностями, но для каждого отдельно взятого школьника выстраивать его собственную образовательную траекторию. Но почему-то сделать это получается далеко не всегда, порой просто не успеваешь подготовить такие задания. Наше государство пишет вроде бы правильные законы, но не заботится о тех, кто их должен выполнять. Хотя, повторю, заложенные в основу реформы образования идеи сами по себе хорошие. То, что каждый должен усвоить обязательный минимум, – это совершенно обоснованное требование. Стандарт базовых знаний должен быть определенно по всем предметам, чтобы у ребенка была сформирована единая картина мира. Но упирается все в отсутствие времени у учителя. Это единственная трудность, с которой очень сложно справиться. У меня 27 часов плюс внеурочка, плюс подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, плюс разные дополнительные обязанности. Чтобы получать достойную зарплату примерно в 30‑40 тысяч, приходится очень много работать. А ведь нужно время и на личную жизнь…

Как и любой другой человек, он знает, что решить проблему можно либо экстенсивно – набирая как можно больше часов, либо интенсивно – пытаясь заработать больше при малой нагрузке. В частности, подрабатывая на стороне, благо что квалифицированный специалист в области IT востребован хоть офлайн, хоть онлайн, дистанционно. Но второй вариант кажется ему чем-то уж совсем неправильным, сродни предательству. Ведь если уж ты выбрал профессию, то должен быть верен ей, несмотря ни на что, и не пытаться изменить ей с кем-то на стороне.

– Я веду уроки в 7‑11‑х классах, и когда ребята приходят ко мне в первый раз, я просто не имею права их бросать или отдать кому-то, а значит, приходится вести до конца, вплоть до выпуска, смиряясь с большой нагрузкой, – признается Николай Николаевич. – Но мне и самому интересно работать с ними, потому что это примерно то же, что и возводить здание под ключ с нуля. Я сначала даю им элементарные знания, потом мы вместе формируем прочную базу, а затем углубляемся в профиль. В итоге я знаю, на что способен каждый из моих учеников, и помогаю им продвигаться дальше. В прошлом году одной ученице не хватило всего одного первичного балла до 100 на ЕГЭ. И я бы не хотел отказываться от часов внутри школы в пользу дорогостоящих подработок где-то еще за ее пределами. Все-таки лучше работать там, куда тебя взяли. Но, конечно же, хотелось бы, чтобы за это платили больше.

Как нам уже было однажды сказано с высокой трибуны, «хотите много денег – идите в бизнес». В том смысле, что в школу вы пришли, надо полагать, не в погоне за длинным рублем, а во имя гораздо более высокой идеи. Такая постановка вопроса Николая Степанчука, как, впрочем, и подавляющее большинство его коллег, сильно обижает. Ведь во многих странах, куда менее богатых, чем наша, отношение к учителям гораздо более уважительное, и зарплаты там гораздо выше. Почему же они могут себе это позволить, а мы нет? Почему наши педагоги, в том числе и из Хакасии, уезжают работать в соседнюю Монголию? Да потому что условия труда там, как это ни странно, гораздо лучше, да и платят учителям значительно больше. Но если уж на то пошло (и дело все-таки не в деньгах), то каждому педагогу хочется, чтобы труд, который он вкладывал в свое дело, государством и обществом был воспринят и оценен достойно, чтобы ему не приходилось влачить жалкое существование, а у каждого учителя была бы возможность показать мир своим детям. Это вполне нормальное желание любого гражданина!

А пока это не так, увы, приходится подпитываться энергией творчества и отдыхать душой, занимаясь интересным делом в те немногочисленные минуты свободного времени, которые все-таки удается выкроить.

– Я еще с вуза играл в музыкальной группе на гитаре, мы выступали, ездили в разные регионы на фестивали, – рассказывает педагог. – Это та самая отдушина, которая помогает мне, с одной стороны, расслабиться, а с другой – зарядиться положительными эмоциями. В той же группе играл мой товарищ, учитель истории из 1‑й школы Абакана, мы познакомились в вузе и дружим до сих пор. Музыка позволяет снять напряжение, раскрепоститься, хотя, если честно, я не такой уж профессиональный гитарист. На самом деле я даже в Грозный, на конкурс, привез с собой укулеле – четырехструнную гавайскую мини-гитару. Планировал использовать ее на внеурочном занятии, но, к сожалению, не удалось, тоже времени не хватило. Наверное, я слишком много говорю. Может, это во мне так гуманитарий проявляется?

Наверное, с гитарой на уроке все могло бы получиться очень даже интересно. Тем более что у себя в школе он не раз использовал разные технические средства, рассказывая детям о том, что такое звуковая информация и как с ней можно работать. Ведь звук – это волна, а значит, есть компьютерные программы, способные преобразить звук и отобразить его на экране. Ребята не просто изучают теорию, но и видят, как это происходит, а также могут изменить частотные или амплитудные характеристики, добиваясь необычных эффектов.

Но это, так сказать, сослагательное наклонение. Все мы знаем, что почти все, кто прошел через конкурс, возвращаются домой с мыслью: «Эх, если бы мне дали второй шанс, я бы учел все ошибки и все сделал иначе, лучше!» Плохо, когда на этом все и заканчивается. И хорошо, когда подобные мысли трансформируются в послеконкурсную активность, обмен впечатлениями, идеями, мнениями, дальнейшее профессиональное совершенство.

К слову, в школе, где работает Николай Николаевич, из 100 его коллег еще никто и никогда не участвовал в конкурсе «Учитель года». Хотя, как он теперь понимает, среди них немало тех, кто мог бы, по идее, это сделать. Увы, многим мешает психологический барьер. К тому же, как это ни странно, далеко не все учителя могут выгодно представить себя на сцене, нередко теряются перед большим залом. С этим, конечно же, можно и нужно работать, подобные умения следует воспитывать и развивать, сами по себе они не появятся. Одно дело – работать с детьми, другое – со взрослыми. Люди могут дать отличные уроки в школе, но в классе, где сидит жюри и ведется трансляция, у них сбивается голос, дрожат руки, забываются детали. Даже у самого Николая Николаевича, по его признанию, хоть он и столько лет выступает на сцене, тоже не всегда все проходит спокойно, он тоже волнуется, хотя вроде бы и научился держать себя в руках, не пугаться большого скопления людей. Поэтому не надо насильно пытаться вытащить человека на сцену, если он к этому не подготовлен, это просто негуманно по отношению к нему. А чтобы тренироваться и вырабатывать подобный навык, нужно время, которого, как мы убедились, нет. В общем, тут тоже все не так просто, и выживают лишь те, кому удалось разорвать этот порочный круг.

Но оно того стоит. Потому что конкурсант получает замечательную возможность не просто выйти из зоны комфорта, а попасть в среду единомышленников, энтузиастов, творческих и оригинально мыслящих личностей. И побывать там, куда, возможно, он бы никогда не попал, если бы не конкурс.

– Когда мы только приехали в Чеченскую Республику, меня поразило, насколько необычно здесь оформлены местные школы, – делится впечатлениями педагог. – У нас все совсем не так, к сожалению, хоть и не хочется говорить плохо про свои школы. Например, в математической школе №1 имени Х.И.Ибрагимова нас встретили песнями, национальными танцами, живой музыкой. А когда мы за­шли внутрь, моему удивлению не было предела: каждая рекреация оформлена в своем стиле, тут и галерея арабских ученых, и разные временные периоды – то космос, то Древняя Греция. Получаешь чисто эстетическое удовольствие, как будто по музею идешь. А в кабинетах даже на потолках нарисовано что-то важное и полезное, например элементы периодической системы. Плюс формулы на ступеньках лестниц, чтобы ученики каждый день ходили и автоматически все запоминали.

В общем, ему есть что рассказать хакасским коллегам, есть что вынести на обсуждение. Разумеется, Степанчук не единственный участник финальных испытаний за все годы существования конкурса. Но, по его словам, в республике до сих пор не создан клуб учителей года, и это большое упущение, которое следовало бы исправить. Потому что опыт участников разных лет нужно аккумулировать и использовать для дальнейшего развития конкурсного движения, которое, как мы знаем, является стимулом для общего развития личности каждого современного и творческого учителя.

Иван ПОРТНОВ, Абакан, Республика Хакасия, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте