По новенькому плацу маршируют девчонки – готовятся к параду. Туфельки отбивают по асфальту нужный ритм, взмахи руки, четкие повороты на углах, все очень и очень серьезно, вот только белые бантики привносят какую-то трогательную ноту в этот марш. Три года назад мы приезжали в Московский пансион государственных воспитанниц, он тогда назывался просто девичьей кадетской школой-интернатом №9, учились в нем 37 девчонок, сегодня их уже более двухсот шестидесяти. За три года появились в пансионе и плац, и столовая, и множество уютных спален и чайных комнат, швейная мастерская, залы для хореографии, компьютерные классы. Девочки тут поют, танцуют, играют в школьном театре, выезжают на балы, занимаются рукоделием и осваивают азы парикмахерского искусства. Но когда тут вдруг неожиданно пожаловал в корпус министр обороны Анатолий Сердюков, то ему показали, как девочки-кадетки изучают основы военного дела, курс основ безопасности жизнедеятельности, основы медицинских знаний, историю России и кадетского движения, основы государственной службы, как занимаются они строевой и огневой подготовкой.
Министр остался очень доволен. «На знамени нашей кадетской школы-интерната есть эмблема – солнце, согласно русскому поверью солнце олицетворялось в женском образе. Считалось, что оно по весне наряжается в праздничный сарафан и несет с собой ласку и тепло, – говорит директор школы Виктория Трофимовна Силенская. – С представлением солнца сочеталась идея красоты, чистоты и света. Наши девочки такие же светлые, чистые, красивые. Мы надеемся, что нам удастся воспитать их не только деловыми, интеллектуально развитыми, способными защитить себя и других в сложных и даже опасных ситуациях, но и любящими мамами, верными женами, умелыми хозяйками, ведь именно им предстоит воспитать своих детей – настоящих граждан и патриотов России». В этом году кадетская школа-интернат, где учатся только девочки, победила в конкурсе инновационных образовательных учреждений в рамках нацпроекта «Образование». В заявке, представленной на конкурс, была изложена прежде всего концепция развития этого уникального учебного заведения.
Особенность учебного процесса в этом кадетском корпусе, конечно, состоит в изучении девочками основ военной службы, общей культуры, медицинских знаний, включенных в учебный план с 5-го класса, и основ государственной службы – с 10-го класса.
В рамках дополнительного образования во второй половине дня девочки приобретают навыки строевой и огневой подготовки, изучают историю Российской армии, кадетских корпусов и Мариинских гимназий. Эти предметы рассматриваются как существенные элементы предпрофильной подготовки, которая будет так важна для воспитанниц, когда они станут делать выбор военных специальностей или государственной службы. Поэтому особенностью учебного процесса, а одновременно его сложностью и стало то, что наряду с общеобразовательными программами основного общего, среднего общего (полного) образования в корпусе реализуются дополнительные программы, предполагающие подготовку несовершеннолетних девочек к будущему служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Реализуя цели и задачи кадетского образования, педагоги стараются сделать все, чтобы их воспитанницы сохранили основные женские качества. Для этого была разработана концепция воспитания девочек в кадетской школе-интернате, реализация которой проходит по трем программам (гражданского и военно-патриотического воспитания; формирования интеллектуально, нравственно, культурно и духовно развитой личности и дополнительного образования), включающим в себя развитие творческих индивидуальных способностей воспитанниц, а также кадетскую составляющую – строевую подготовку и основы медицинских знаний. В эти же программы включена работа кружков, в которых девочки приобретают навыки «умелой хозяйки», познают основы семейных отношений.
Общеобразовательная программа среднего полного общего образования обеспечивает дополнительную углубленную подготовку воспитанниц по предметам общеобразовательного и кадетского профиля.
Пожалуй, одним из главных достоинств корпуса стала многозвенная система управления, выстроенная для того, чтобы в полной мере обеспечивать государственно-общественную составляющую. Тут есть административное управление, осуществляемое директором и его заместителями в соответствии с их функциональными обязанностями; общественное управление через попечительский совет, профсоюзный комитет, родительский комитет и совет дел, а также индивидуально-личностное управление, основанное на рефлексии и позволяющее каждому члену кадетского сообщества осуществлять управление самим собой. В управлении используются программно-целевой и проектный подходы, при которых предусмотрено введение руководителей проектов для каждого структурного подразделения, имеющего свои положения, в которых четко прописаны его функции и полномочия руководителей.
Сегодня идет много споров о том, что же должен включать учебный план кадетских корпусов. Московский пансион государственных воспитанниц предлагает свой вариант структуры образовательного процесса. Основой для формирования его учебного плана стал Московский региональный базисный план. Обязательная часть его входит в учебный план школы полностью, а кроме того, в учебный план входят и такие дополнительные образовательные программы кадетского образования, как
«Основы военной службы» (5-10-й классы),
«Основы общей культуры» (5-9-й классы),
«Основы государственной службы» (10-11-й классы).
«Основы медицинских знаний» (7-10-й классы),
«Правовая сфера жизни общества» (9-10-й классы).
Девичий кадетский корпус работает по договорам с Московским университетом МВД России по подготовке воспитанниц к поступлению на факультеты гражданского права, психологии и криминалистики, с Военным университетом (многие кадетки хотели бы поступить на его факультет иностранных языков), с Медицинским колледжем №10 при городской больнице №68, который, специализируясь на подготовке медицинских сестер, помогает кадеткам приобретать медицинские знания. В 5-6-х классах во второй половине дня проводится экскурсионная работа по теме «Моя Москва» для более глубокого познания регионального предмета «Москвоведение». В 7-х классах вводится проектная деятельность по учебному предмету «Немецкий язык» – «Великие люди Германии и России», в 10-м классе занятие по теме «Московская битва 1941-1942 годов и ее герои» интегрированно с учебными предметами «Литература» и «История».
В кадетской школе-интернате №9 «Московский пансион государственных воспитанниц» работает творческий, целеустремленный педагогический коллектив. Из 60 человек 20 имеют высшую квалификационную категорию, 90 владеют современными информационными технологиями, 29 имеют различные отраслевые награды, двое – кандидаты наук, 7 были победителями окружных и городских профессиональных педагогических конкурсов. Такие педагоги, естественно, обеспечивают успех воспитанницам: в прошлом учебном году в 5-9-х классах учились только на «отлично» 14%, на «хорошо» и «отлично» – 56% воспитанниц, 10 воспитанниц стали призерами по предметным олимпиадам по русскому языку, литературе, обществознанию. Когда в этой кадетской школе-интернате проводили аттестационное обследование и выясняли уровень сформированности знаний воспитанниц на второй ступени, то результаты были весьма высокими (cм. таблицу).
Понятно, что девочек-кадеток нужно не только хорошо обучать, но также хорошо и воспитывать. Воспитывают их педагоги во время урочной и внеурочной деятельности. Координируют все освобожденные воспитатели, которые работают по разработанной программе под руководством заместителя директора по воспитательной работе. Каждый воспитатель руководит мини-педсоветом – коллективом учителей-предметников, работающих в том или ином классе, выстраивает взаимоотношения с родителями, проводят с ними коллективные и индивидуальные встречи для установления необходимых отношений взаимосотрудничества семьи и школы. Сопровождение воспитательной работы ведет социально-психологическая служба, которая оказывает помощь каждому ребенку, поддерживает его в учебе, отслеживает его социальное и психическое развитие, при необходимости проводит необходимую коррекционную работу. В кадетском корпусе вошли в практику повседневной работы заседания мини-педсоветов и деятельность советов, имеющих разные функции. Отдельный разговор о создании единого воспитательного пространства с Московским кадетским казачьим корпусом №7 имени М. Шолохова, Центром дополнительного образования имени А. Гайдара, с другими образовательными учреждениями, общественными организациями, музеями, выставками, театрами, библиотеками, православными храмами, потенциалы которых используются в процессе взаимодействия с ними для достижения самых различных целей и выполнения разнообразных задач воспитания.
Конечно, особое внимание в работе уделяется военно-патриотическому воспитанию. Тут и Торжественная клятва кадета, которая проходит в Центральном музее ВОВ на Поклонной горе, и встречи воспитанниц на уроках Мужества с ветеранами ВОВ, Героями России, воинами-интернационалистами, и посещение таких священных мест нашей Родины, как города-герои Санкт-Петербург, Волгоград, Курск, Белгород. Девочки показывают отличную строевую выучку при торжественном прохождении парадом по Красной и Соборной площадям Кремля, дают концерты и оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны, воинам-ветеранам и инвалидам, получившим ранения в зонах военных конфликтов; участвуют в Вахте Памяти. Они активные участницы всех патриотических мероприятий, которые проводят органы государственной власти, общественные и ветеранские организации, неоднократно были лауреатами фестивалей военно-патриотической песни в 2004-2007 годах, призерами спортивных соревнований, посвященных Дню защитника Отечества.
Для усиления базовых знаний учащихся во внеурочную деятельность включены несколько кружковых занятий.
«Информатика» расширяет представления учащихся о возможностях использования современного компьютера, «Моя Москва» погружает ребенка в мир истории родного края, увеличивая его знания о столице нашей Родины на протяжении многовековой истории города, «Психотехника общения» обучает навыкам взаимопонимания и общения со сверстницами, окружающими их людьми, социальной адаптации в обществе.
Кружки «Литературная гостиная» и «Языкознание» усиливают предметную область «Филология», позволяя развивать творческие способности воспитанниц.
Для развития музыкальных и творческих способностей, привития интереса к музыкальному искусству, развития духовности как качества личности в корпусе используются такие внеурочные занятия, как «Вокал» и «Хоровое пение», формирующие первичные навыки исполнения вокальных произведений, а также воспитывающие чувства коллективизма и ответственности, вырабатывающие навыки взаимодействия в совместном творчестве, «Фортепиано», развивающее музыкальный вкус, умение слушать и воспринимать классическую фортепианную и симфоническую музыку, воспитывающее любовь к народной музыке, творчеству русских композиторов-классиков, советских композиторов, лучших представителей зарубежной музыки.
Для развития у детей координации движений, пластичности тела, выносливости, ловкости, музыкальности, ритмичности, чувства уверенности в себе, приобщения к мировой культуре, формирования эстетических идеалов на основе овладения искусством хореографии им предлагают занятия в кружках «Народный танец», «Эстрадный танец», «Исторические бальные танцы».
Занятия в театральном кружке развивают индивидуальные творческие способности воспитанниц, навыки диалогической и монологической речи, расширяют их знания в области литературы. Танцевальное искусство учит девочек не только красоте движений, но и красоте внешнего облика, важным элементом которого (особенно для женщины) считается, конечно, прическа. Для овладения первичными навыками парикмахерского искусства девочки посещают кружок «Лукавый локон».
Декоративно-прикладное искусство – особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразна область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человечества. Знакомство детей с тремя формами художественной деятельности – изобразительной, декоративной и конструктивной – основная цель работы прикладного направления дополнительного образования, в рамках которого в пансионе работают кружки «Изобразительное искусство», «Юный садовод», «Пресс-центр».
Для укрепления здоровья, развития двигательного и интеллектуального потенциала, повышения уровня физических и психологических качеств девочки занимаются в кружках единоборствами, фехтованием, волейболом, теннисом, легкой атлетикой, лыжами. Все это помогает компенсировать отсутствие в базисном плане тех или иных учебных курсов, при минимальном количестве часов на предмет в базисном плане усилить этот предмет часами дополнительного образования, создать ситуацию успеха в самореализации и самоопределении каждой воспитанницы на основе традиций кадетского женского движения с учетом современных требований времени.
Воспитанницы кадетской школы-интерната №9 принимают активное участие в окружных, городских и федеральных мероприятиях, конкурсах, фестивалях, выставках, где они добиваются высоких результатов. Они лауреаты IX городского фестиваля детского творчества «Надежда»; X городского фестиваля детского творчества «Юные таланты Московии»; XI городского фестиваля «Экология», фестиваля «Одаренные дети»; победители смотра-конкурса военно-патриотической песни (2007 год) и торжественного прохождения по Красной площади, посвященного историческому параду 1941 года (2005, 2006, 2007 годы); призеры смотра-конкурса художественного творчества среди воспитанников кадетских школ и кадетских школ-интернатов города Москвы (живопись) 2006, 2007 года; победители лыжных гонок среди учащихся общеобразовательных школ района Текстильщики (2006 и 2007 годы); неоднократные призеры окружных и городских спортивных соревнований.
Словом, совсем не случайно Московский пансион государственных воспитанниц стал в 2007 году победителем конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2007 года. Кстати, победа в конкурсе стала для педагогического и ученического коллективов стимулом для дальнейшего развития кадетского корпуса, а это значит, что мы можем ждать много новых побед, новых интересных дел. Во всяком случае, мы уже договорились о совместной работе Московского пансиона государственных воспитанниц и московской «Учительской газеты» по созданию музея «Россия – женская судьба».
Фото автора
Комментарии