В коридорах этого дома еще сохранился гимназический дух. Он витает под высокими потолками, качается на тяжелых люстрах и скрипит протяжно старым паркетом. Чудится: вот-вот выпорхнет из класса стайка барышень в воздушных платьях, и повеет от них чудесным ароматом юности. Этот дом – Дом детского творчества Петроградского района (одного из старейших районов Петербурга). В нем когда-то располагалось женское училище принцессы Терезии.
Идет время, меняются нравы, но вечными остаются такие понятия, как красота, доброта, любовь. Вечные вопросы волнуют девчонок: брак и отношения в нем, дети. Что разрушает семью? Непонимание? Равнодушие? Время? Герценовский вопрос “Кто виноват?” лучше задать вслух, чем вытравливать его из себя. Программа Наталии Буленковой (Санкт-Петербург, дипломант конкурса и обладательница призов от общественно-политического движения “Женщины России” и от Законодательного собрания СПб) насыщена хорошей прозой и поэзией классиков. Откровенность и значимость диалогов помогает девочкам обнаружить свои достоинства и обратить внимание на недостатки. Направленность на самопознание объясняется тем, что программа составлена в соавторстве с врачом-психотерапевтом и основана на позитивной психотерапии, где главным средством и главным достижением является любовь.
Переживания маленького человека иногда гораздо глубже переживаний взрослого. Его мир во многом красочнее и богаче, но если внешние обстоятельства агрессивны по отношению к ребенку, то и палитра его мира будет зловеще черной. Война. Она не щадит никого. Особенно детей. На пороге нового тысячелетия нет большего укора взрослым, чем существование беспризорников, беженцев. Ребят, которые видели, что такое смерть. И спасибо, что существуют центры, где хотя бы частично можно вернуть маленькому человеку надежду жить иначе, без крови, без слез. (Центр “Доверие”, Светлана Гелашвили, г. Владикавказ).
Возможность самореализации. Для подростка, не нашедшего себя, не сумевшего упорядочить свою систему ценностей, не остается выбора: подворотня или подвал. Он становится отвергнутым социумом. И как следствие – наркотики, алкоголь, воровство. На стремлении не допустить этого строится программа Юрия Линецкого (г. Тула) “Развитие психологической устойчивости и позитивной жизненной ориентации”. Название говорит само за себя. Тренинг во всех его разновидностях – любимое увлечение Юрия. Он применяет его на занятиях и тем самым подает пример для ребят. Они тоже учатся владеть собственным телом и собственными эмоциями. Для мальчишек – помощь неоценимая. У них впереди армия. А возрождение таких игр, как “Зарница” и “Орленок”, оказывает колоссальную поддержку будущим воинам. Здесь ведь не только спортивная подготовка и умение выходить из трудных ситуаций – здесь воспитание патриотизма. В Пензенском клубе “Гвардия” занимаются всем – от рукопашного боя до медицины и английского языка. Летом с удовольствием выезжают в молодежные лагеря, где каждый день не похож на другой и полон открытий. “Гвардией” руководит Вячеслав Старшев, который удостоился звания лауреата конкурса и стал единственным обладателем приза имени А.К.Бруднова.
Иначе взглянуть на мир помогает программа дипломанта конкурса Николая Чуева (г. Москва). Иначе – это глазами тележурналиста. Телевидение сегодня один из самых популярных видов искусства. Детей от голубого экрана оторвать практически невозможно, и, для того чтобы второсортность некоторых программ не заслоняла действительно первоклассные передачи, Николай создал детскую телекомпанию “Зяблик”, с которой ребята начинают старт в сложный, но увлекательный мир телевидения.
На клубной основе работают Людмила Щербакова (г. Мурманск) и Алла Гребнева (г. Казань). ОРДА и “Перекресток”. Аббревиатура ОРДА расшифровывается просто: общение, развитие, дружба, активность. Название придумано самими ребятами, о чем Людмила говорит с неподдельной гордостью. Встречи с интересными людьми, ток-шоу, музыкальные вечера, театрализованные праздники. Работает лаборатория творческой мысли, диалог-клуб “Кругозория”. Сама Людмила пишет стихи, с которыми можно было познакомиться на выставке “Мир моих увлечений”.
Литературная деятельность не чужда и Алле Гребневой. Ее клуб выпустил в свет сборник “Встречи на “Перекрестке”, где ребята выступили в роли композиторов и поэтов. Может быть, кто-то из них со временем засияет яркой звездой среди российских бардов.
Природный материал в качестве пособия предлагает Марина Быкова (г. Ростов-на-Дону). Олицетворение себя с деревом, настроенность на философский лад с помощью кедровой ветки, прямое взаимодействие природы и человека – основы ее программы. Нет лучшего творца, чем природа. В ней неиссякаемая кладовая творчества, в ней надо черпать вдохновение. Так поступает Татьяна Костина (Томская область). Ее программа, рассчитанная на 5 лет, состоит из блоков, названия которых не требуют расшифровки: “Мой край родной”, “Рука в руке”, “Живая душа природы”, “Круг народной игры”. Краеведение, экология, отношения друг с другом, милосердие – это далеко не полный перечень затрагиваемых вопросов. На селе нет детского сада, его функции выполняет клуб “Забава”. С малых лет человек узнает песни, рассказы, игры своего края. Понятие “малая родина” обретает для него истинный смысл и не остается пустым звуком. В Томской области развито детское общественное движение, пионерское в том числе. Собирание фольклора, помощь пожилым людям, забота о старожилах – разве это недостойные занятия? И вот закономерность: чем удаленнее местность от центра, тем лучше помнят и крепче любят там собственные истоки.
О самых маленьких печется Марина Станчева (г. Ростов-на-Дону). Ее малыши из клуба “Гном” играют не только между собой, но и с родителями. Праздники, конкурсы, викторины построены так, чтобы дети вместе со взрослыми выручали, понимали и доверяли друг другу.
На более старших ребят рассчитана программа Натальи Сорокиной (г. Уфа). За основу также взят игровой момент. В игре ребенок раскрепощен и захвачен собственной фантазией. Упор на фантазийное начало плодотворен. Но как не будет плодоносить невспаханная почва, так и не раскроется сразу подросток. Для того чтобы его “согреть”, Натальей разработаны такие составляющие программы: миротворящие отношения, самоорганизация, здоровьетворение и только в итоге – творчество. Часто коллективное, которое выливается в шедевры живописи, в счастливые улыбки и желание встречаться вновь и вновь.
Нельзя не затронуть “Факультативный курс христианской этики. Основы нравственности” Елены Чуваковой (г. Архангельск). Востребованный вначале для детей-сирот, он прижился и в общеобразовательной школе. Елена делает акцент на любви как на методе воспитания. Она пытается восполнить то, чего многие дети лишены, – тепло, внимание, искренность. Наверное, воспитателям помогают вера и терпение. Первое, что отмечают педагоги, работающие по этой программе, – дети перестают воровать. А семилетний Саша после годового обучения написал: “Я хочу быть священником”. Значит, помогли ему найти ту территорию, которая до этого оставалась пустынной – территорию любви и сострадания. Значит, получился этот эффект обратной связи, когда отданное тепло вернулось в троекратном размере.
Тепло… Его отсутствие губительнее всего отражается на детях. Сироты ли они, “неблагополучники” или инвалиды от рождения. В “стране глухих” слышат глазами. И еще ладонями. Чуткими-чуткими должны быть пальчики, ведь это они подрагивают, когда чувствуют вибрацию, идущую от магнитофона, они окунаются в краску, чтобы провести первую линию на бумаге. Глухие дети намного острее видят мир и, как ни парадоксально, слышат. Ольга Хомутова (г. Ставрополь) делится интересным наблюдением: оказывается, на совместных занятиях глухих и нормальных детей им вовсе не требуется слух. Они разговаривают на языке красок. На языке творчества. Ольга подходит к каждому ребенку как к слышащему, и не зажатый в ощущении собственной ущербности маленький человек, иногда рисуя или играя, вдруг начинает говорить. И, наверное, сразу улыбается, потому что видит, как радостно встречают его первое слово.
Закрытая книга любви – это война и сиротство. Это боль и потери. Открыть ее, перелистать страницы и сделать все возможное, чтобы она не захлопнулась – задача не только педагога, но и любого взрослого человека, ибо все мы, по Экзюпери, “родом из детства”.
Комментарии