search
main
0

В союзе сердца, голоса и слуха

В Нижегородской области дан старт проекту «Учителя года - Пушкину»

Александр Сергеевич Пушкин родился в начале лета, 6 июня 1799 года. Недавно страна отметила его 224‑летие, а в Большом Болдине, в старинном русском селе Нижегородской области, которое оставалось родовым пушкинским владением в течение трех столетий, уже заблаговременно началась подготовка к предстоящему в 2024 году юбилею великого поэта. 

 

 

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

 Санкт-Петербург, 1836 год

 

Реконструкция части музея-заповедника А.С.Пушкина, куда ежегодно приезжают многочисленные почитатели, ученые, поэты, деятели культуры, где проходят всероссийские праздники поэзии, весьма серьезно ограничила на сей раз круг приглашенных сюда гостей. Нам же, мне и небольшой группе учителей года, повезло, и вместе с учеными-лингвистами из Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина мы отметили дату рождения поэта на земле его предков, для которого она была «животворящей святыней», принадлежавшей его фамильной истории. К болдинскому братству, которое объединяет сегодня многих пушкиноведов, любителей его творчества, присоединилось конкурсное братство, в которое входят учителя года России разных лет и поколений. Нам удалось осуществить мечту – приехать к «солнцу русской поэзии» (В.Белинский), к человеку – «явлению чрезвычайному» (Н.Гоголь), «вулканическому» (М.Горький), «невиданному и неслыханному», «пророческому» (Ф.Достоевский). Не только возложить цветы к памятнику гению, поклониться ему, вновь и вновь погрузиться в мир его вселенского творчества, еще раз встретиться с его поэзией, «с ним самим во всем обаянии и блеске его ума и характера, его личности» (А.Твардовский), но и дать старт проекту «Учителя года – Пушкину», идея которого родилась 10 месяцев назад, в наш первый приезд в Нижегородскую область. Как все это начиналось и кто подарил нам эти чарующие душу мгновения, когда ты снова и снова открываешь Пушкина?.. Каждый из нас на протяжении жизни не может не совершить свое личное паломничество к тайнам его творчества, а задача школы – помочь нашим детям, современному молодому поколению осознать всеобъемлющую и непреходящую ценность, значимость его наследия.

 

Позволь душе моей открыться пред тобой

И в дружбе сладостной отраду почерпнуть…

Михайловское, 1825 год

 

Что дал конкурс и какую роль сыграл он в судьбе учителя, который прошел через него? Кому-то он повысил градус педагогического вдохновения, позволил посмотреть на себя со стороны, обрести свой голос и донести его до большой аудитории. Для многих стал мотивом саморазвития и стартом в карьерном росте, кого-то окрылил, побудил мобилизовать собственные ресурсы и выйти на иной уровень осмысления своего опыта, ну и, конечно же, практически для всех, разделив их жизнь на до и после конкурса, открыл перспективы личностного роста. А еще, что весьма ценно, подарил людей – родственных душ, встречи с которыми «под сенью дружных муз» стали приносить не только личную радость и удовольствие от общения на одной волне, но и пользу в профессии, в деле, которому служишь. Это как раз о Людмиле Владимировне Печниковой, филологе от Бога, авторитетном учителе русского языка и литературы престижного учебного заведения Нижнего Новгорода, которая после победы на региональном конкурсе «Учитель года Нижегородской области» и блистательного выступления на всероссийском финале в 2012 году не собиралась покидать школу: она любила своих учеников, и они отвечали ей взаимностью, а результаты работы, в том числе самые высокие показатели по количеству 100‑балльников на ЕГЭ, вывели ее в число самых успешных педагогов области. Одновременно все эти десять лет Людмила Владимировна, заслуженный учитель РФ, продолжала общаться с коллегами по конкурсу из разных городов и областей, и ее ни на минуту не оставляла мысль о том, как улучшить, оживить и обновить конкурсное движение в своем регионе, а такая необходимость назрела, она мечтала о возрождении лучших традиций регионального образования. И даже придумала такое название будущему проекту – «Горьковская школа».

Ее, к счастью, услышали, поддержали. Ольгу Викторовну Петрову, тогда министра образования и науки Нижегородской области, ныне заместителя федерального министра науки и высшего образования РФ, талантливого руководителя нового поколения, не подвела интуиция, и она вместе с целеустремленной и одержимой своей инициативой Людмилой Печниковой запустила в Нижегородской области новые проекты. Площадка для реализации поставленных задач оказалась, прямо скажем, благодатной, мощной, перспективной. Центр выявления и развития талантов у детей и молодежи – региональный центр «Вега» – поражает масштабами своей деятельности. За последний год его директор энергичная и увлеченная своим делом Ирина Юрьевна Зиновьева, кандидат филологических наук, доцент, и ее сплоченная команда провели более 50 масштабных мероприятий регионального, всероссийского и федерального уровней, а также реализовали более 150 образовательных программ и интенсивных смен, в которых приняли участие свыше 4000 школьников области. Работа уже дает результаты. За прошедший год число призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников от Нижегородской области увеличилось в 1,5 раза, и регион впервые вошел в топ субъектов РФ по этому показателю.

За талантливым учеником стоит талантливый учитель. Так считает Ирина Юрьевна, что весьма созвучно инициативе, с которой пришла к ним Людмила Печникова. Став руководителем подразделения, подобного тому, что есть в образовательном центре «Сириус», она и сотрудники «Веги» проводили выездные методические семинары и встречи, посвященные конкурсу «Учитель года России», мотивировали и готовили учителей региона к участию в нем. Людмила Владимировна, для которой девиз «Человеку нужен человек, а учителю –  учитель» был и остался доминантой ее педагогической философии, сумела за короткий срок достичь своих рекордов. Впервые в конкурсе приняли участие педагоги из каждого муниципального округа, всего 1564 учителя!

Слова лились, как будто их рождала

Не память рабская, но сердце.

«Каменный гость», Болдино, 1830 год

 

Региональный центр «Вега» расположен на территории самого большого и живописного парка в Нижнем Новгороде. Это удивительное по красоте и разнообразию природно-ландшафтное пространство под названием «Швейцария» можно считать местом старта пушкинского проекта. Именно здесь педагогическое сообщество в лице руководителей всех муниципальных органов управления образованием, участников, лауреатов регионального конкурса «Учитель года Нижегородской области»-2023 познакомилось с теми учителями года, которые включились в него еще на этапе зарождения идеи (в августе 2022‑го и во время февральской поездки в Большое Болдино в 2023 году). Это абсолютные победители первых трех российских конкурсов «Учитель года» Артур Заруба (1992), Олег Парамонов (1993), Михаил Нянковский (1994) и те, кто в этом году присоединился к проекту, – Юрий Клюев (2018), Марина Шкробова-Верналис (1991). Наши звезды, атланты, Моцарты и маяки в педагогике были, как всегда, на высоте! Красноречиво и вдохновенно, содержательно и убедительно они демонстрировали не только свои педагогические, но и художественные, актерские дарования. Большим подарком стала презентация новой книги Михаила Александровича Нянковского «Повторение пройденного: невыдуманные истории» (издательство «Академия 76», Ярославль, 2023), в которой он поделился воспоминаниями о первых шагах в профессии, об участии в учительском конкурсе, студенческих годах, начале работы в школе. Час пролетел незаметно. Прекрасного ироничного рассказчика с тонким чувством юмора зрители слушали с интересом и вниманием, а меня как автора книги «Окрыляющая педагогика», издателем которой в 2022 году стал Михаил Нянковский, переполняли радость за коллегу и чувство благодарности к нему.

Теплые слова приветствия сказали Ирина Арсеньевна Кизилова, и. о. министра образования и науки Нижегородской области, Ирина Юрьевна Зиновьева, директор центра «Вега», которая презентовала гостям всю палитру его широкой и многообразной деятельности, а Людмила Владимировна Печникова рассказала о перспективах тех проектов, которые связаны с профессиональным ростом учителей, в том числе и с конкурсом. Для его продвижения за 10 месяцев была проделана огромная работа, отдано много сил, души и таланта.

Мне же, погружая зрителей в историю всероссийского конкурса, а значит, и «Учительской газеты», которая стояла у его истоков, важно было поддержать этот запал энергии и настроя нижегородских коллег на дальнейшее развитие регионального конкурса, поэтому внимание присутствовавших старалась направить на ценностные смыслы конкурса, на то, какую роль он играет в жизни и судьбе его участников, в образовании в целом.

Одновременно в соседней локации Марина Шкробова-Верналис, человек удивительного дарования, поэт, художник, член Союза писателей России, которая в начале 90‑х также вошла в число лауреатов конкурса «Учитель года Ульяновской области», общалась с детьми. Вопрос, который лег в заглавие мастер-класса, непростой даже для взрослых: «Можно ли научиться чувствовать поэзию?» Дети тем не менее, рассказала мне потом Марина, сразу согласились с тем, что научиться можно и что первым шагом к чувствованию поэзии для многих становится ритм стихотворения, его внутренняя музыка. Прочитав подросткам свои авторские строки: «Стучащему – откроется, // Идущему – осилится, // Дающему – восполнится, // Творящему – привидится!», она обратила внимание детей на то, что многие стихи поются, из них рождаются песни! А еще поэтические образы позволяют нам тянуться к стихотворной тайнописи и хранить в сердце любимые строки! Дальше шел разговор о том, что через поэзию мы учимся слушать себя, сверять ценности, по которым живем, она помогает нам открывать важные жизненные смыслы: «Секрет не заковыристый // В успехе беспечальном – // Иди тропой извилистой // И не впадай в отчаяние!»

Любви все возрасты покорны…

«Евгений Онегин», 8‑я глава, Болдино, 1830 год

 

Нижегородский хоровой колледж имени Л.К.Сивухина, когда-то хоровая капелла мальчиков, находится в самом центре города, недалеко от кремля. Вечернее продолжение пушкинского проекта в этом старинном зале заворожило уже с первых минут, ведь мы вошли в здание, в бывшую гостиницу на Благовещенской площади, в которой Пушкин останавливался в 1833 году. Тогда, по пути в Болдино, работая над темой крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева, он на два дня задержался в Нижнем Новгороде, чтобы, как утверждают историки, посетить архивы кремля.

Зал ХIХ века, видевший Пушкина! Уже этот факт из биографии великого поэта настроил наше внимание и слух на встречу с ним, с поэзией, музыкой, с голосами и сердцами наших одаренных коллег-«пеликанов».

На сцене первыми появились Артур Заруба, блистательный музыкант, учитель, композитор, пианист, и неповторимая Марина Шкробова-Верналис, которая начала свой поэтический спектакль «Вдохновение Пушкиным!» с любимой ею лирики: «Я помню море пред грозою: // Как я завидовал волнам, // Бегущим бурной чередою // С любовью лечь к ее ногам! // Как я желал тогда с волнами // Коснуться милых ног устами…»

Под пальцами виртуозного концертмейстера Артура Викторовича Зарубы лирические звуки то рождались волнующим морским приливом, то плавно переходили в музыку бала в отрывке из пушкинского Евгения Онегина: «Вошел – и пробка в потолок! Вина кометы брызнул ток!..», то вызывающе подчеркивали откровенной какофонией строки: «Где каждый вольностью дыша, Готов охлопать entrechat… Моину вызвать (для того, чтоб только слышали его)».

Зал откликался на музыку поэтического слова, на музыкальные экспромты. Уже после вечера Марина поделилась своими впечатлениями, обратив внимание на то, что во время ее выступления многие зрители произносили любимые строки вместе с ней, как бы но-новому переживая их смысл и философское звучание!

А далее зрителей ожидал еще один сюрприз – литературно-музыкальная композиция «Любви все возрасты покорны», которую подготовили для зрителей учитель музыки, композитор Артур Заруба, кандидат педагогических наук (автор идеи), филолог, поэт, заслуженный учитель РФ Олег Парамонов и химик, кандидат биологических наук, обладающий прекрасными вокальными данными, Юрий Клюев. Тайну сценарной идеи они сохранили до конца, точнее, до самого начала спектакля и, выйдя на сцену, сразу захватили внимание зала своим поэтическим, музыкальным, вокальным, артистическим дарованием.

Можно понять эмоции тех, кто впервые видел и слушал этих незаурядных личностей, умеющих поражать своим мастерством и глубиной погружения в искусство слова и музыки, в тайну богатства голоса. Мне показалось, что и я заново открываю моих давних и дорогих сердцу и душе друзей. С новыми красками звучали строки произведений «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Вакхическая песня», отрывки из «Евгения Онегина» в прочтении Олега Парамонова, который напомнил нам о том, что в этом году исполнилось 200 лет со дня создания романа. А после его яркого и проникновенного декламирования фрагмента поэмы «Цыганы» – театрализованного, с собственной, парамоновской, интерпретацией образов героев произведения, с выходом в зрительный зал – земляк Олега Геннадьевича из Брянска Юрий Клюев спел каватину Алеко из одноименной оперы Сергея Рахманинова. Партию фортепиано по самым высоким меркам фортепианного искусства исполнил Артур Заруба. Довольно сложная ария с точки зрения и вокала, и музыкального сопровождения оказалась под силу школьным учителям, которых Бог поцеловал в темечко, одарил такими незаурядными способностями и талантами.

Зал был преисполнен благодарности. Аплодисменты не умолкали на протяжении всей композиции. Наши учителя вместе с Пушкиным, композиторами, написавшими музыку к его произведениям, Михаилом Глинкой («Я помню чудное мгновенье»), Петром Чайковским (ария Онегина), Борисом Шереметьевым («Я вас любил»), Александром Варламовым («Мери») объяснялись всем присутствовавшим в зале в любви. И это чувство оказалось взаимным!

 

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит.

Санкт-Петербург, 1834 год

 

В Болдине, третьем по значимости пушкинском месте в России, произошел невероятный взлет творческого гения русского поэта, он приезжал сюда трижды – в 1830, 1833, 1834 годах. Прожив в родовом имении в общей сложности более пяти месяцев, Пушкин создал здесь 60 произведений разных жанров. Самым плодо­творным оказался его первый приезд, когда в сентябре 1830 года он отправился сюда для вступления во владение близрасположенной деревней Кистенево, выделенной ему отцом по случаю предстоящей женитьбы на Наталье Гончаровой. Эпидемия холеры и карантин продлили его пребывание здесь на три месяца. Известная Болдинская осень овеяна тайнами, она стала одной из самых значимых в творчестве поэта.

Об этом нам рассказывали не только профессионалы, замечательные экскурсоводы музея в самом господском доме и в Львовке, дальней даче, но и Алла Александровна Морозова, глава администрации Большеболдинского района. Трудно представить на этом месте другого руководителя, который бы так соответствовал тому, за что несет ответственность, и, так глубоко погрузившись в пушкинскую тему, обладая безупречной литературной речью, осознает свою особую миссию – сохранять и развивать дорогое для всех россиян Болдино. Сюда тянулась душа поэта, семейное имение долго оставалось источником доходов рода Пушкиных, здесь написаны его гениальные произведения. «Я сплю и вижу приехать в Болдино и там запереться», – писал поэт своей жене Наталье Николаевне в 1833 году по дороге в усадьбу.

День рождения Александра Сергеевича Пушкина, 6 июня, конечно же, начался с возложения цветов к его памятнику. Здесь прозвучали приветственные речи, посвященные поэту. Выступили Алла Морозова, Нина Жиркова, руководитель музея-заповедника А.С.Пушкина, Владимир Аннушкин, профессор, известный лингвист, и другие пушкинисты, наши «пеликаны», которые, замечу, нисколько не уступают литературоведам по знанию творческого наследия великого поэта. А ораторское искусство, которое показали учителя года в своих речах о Пушкине, ведущая церемонии сравнила с выступлениями известных актеров, театральных деятелей, часто приезжающих в Болдино.

«Пушкин есть воплощение гармонии в поэзии и жизни» – так начал свою речь Михаил Нянковский, размышляя о его главном герое романа в стихах «Евгений Онегин», последние главы которого были написаны в Болдине. Блистательно анализируя произведение и не менее блистательно читая строки из него, он сказал о том, что жизнь поэта не была безоблачной, но вместе с тем была и удивительно гармоничной. Пушкин создал точную формулу жизненной гармонии: «Блажен, кто смолоду был молод, // Блажен, кто вовремя созрел». Именно это его «вовремя» и определяет в конечном итоге, состоялась жизнь или нет.

Сравнивая Пушкина с героем его романа Евгением Онегиным, Михаил Александрович подчеркнул, что у Онегина на первом месте вольность, свобода от всех обязательств, которая дарует покой, то есть возможность ничего не делать, дожить «без цели, без трудов до двадцати шести годов». Нянковский продолжает: «У Пушкина покой – это побег от суетности, от необходимости погружаться в повседневные бытовые заботы. Но побег не в ничегонеделание, а в «обители трудов». Они-то и даруют свободу, свободу для творчества. И именно в Болдине, окруженный холерным карантином, обреченный на одиночество, он вдруг обретает желанный покой и неслыханную свободу». Завершая выступление, Михаил Нянковский прочитал строки: «И мысли в голове волнуются в отваге, // И рифмы легкие навстречу им бегут, // И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, // Минута – и стихи свободно потекут». После чего ведущая вспомнила известного актера Михаила Козакова, который также проникновенно и не раз выступал когда-то в родовой усадьбе поэта.

Вслед за Михаилом Нянковским Олег Парамонов выразил свое отношение к Пушкину и сказал о том, что есть поэты любимые, а есть поэты любящие. Когда он слышит о том, что для кого-то Пушкин – поэт нелюбимый, ему хочется ответить на это так: «Это вы для него не понятый вами поэт, он не пожелал открыть вам глубины своей поэзии, великое таинство которой дано постичь не каждому. Только на страждущую открытий душу может откликнуться своим творчеством Поэт, выбирающий своего Читателя». Как всегда, пронзительно и ярко, искренне и чувственно прочитал строки, написанные Пушкиным в 1884 году уже не в Болдине, но в которых слышится тоска поэта по тому месту, где «есть покой и воля», где ему в уединении, близости к природе работалось особенно хорошо: «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит – // Летят за днями дни, и каждый час уносит // Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем // Предполагаем жить… И глядь – как раз умрем. // На свете счастья нет, но есть покой и воля. // Давно завидная мечтается мне доля – // Давно, усталый раб, замыслил я побег // В обитель дальнюю трудов и чистых нег».

 

Какие звуки! Сколько в них души!

«Каменный гость», Болдино, 1830 год

 

Пушкинский день в Большом Болдине вместил в себя невозможное и невероятное. Казалось, что длится он «дольше века». Мы побывали в селе Львовка, в том месте, которое после смерти поэта отошло его детям. Барская усадьба, принадлежавшая старшему сыну поэта Александру Александровичу, уже закрылась на реконструкцию, но церковно-приходскую школу посетить успели, а также прошлись по березовым аллеям, живописным местам вотчинных владений Пушкиных, почти не изменившихся с тех пор. Сегодня они воспринимаются посетителями как живые иллюстрации к его произведениям.

К обеду вернулись в Болдино, и нас ожидали новые откровения, открытия в необъятной теме «Пушкин и музыка», которую объемно и глубоко для учителей Большеболдинского района представил Артур Заруба.

Юрий Клюев продолжил начатый разговор на примере оперы «Пиковая дама». Юрий Александрович, напомню, стал призером конкурса «Учитель года России» в 2018 году как учитель химии. Уже тогда мы смогли услышать его прекрасный голос, баритон, когда в канву своего исключительно химического мастер-класса он включил исполнение арии Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст». Причем все это было, по мнению большинства членов жюри, уместным, органичным и оправданным.

Теперь в Болдине Юрий Александрович, который возглавляет брянский лицей №1 имени А.С.Пушкина, что также весьма символично, показал себя и как глубокий музыковед, обратившийся к одной из самых лучших мировых опер. На своем мастер-классе он рассказал о том, что вдохновленный Пушкиным Чайковский все же сделал в своей опере «Пиковая дама» ряд сюжетных и идейный отступлений. Если обратиться к тексту повести и либретто оперы, можно, считает он, увидеть явные и сюжетные, и идейные отступления. Его мастер-класс, по сути, был о том, как решение одного гения порождает иные сюжетные и идейные решения другого гения, насколько эти отступления оправданны и какими средствами (музыкальными, поэтическими) их можно оправдать. Он обратил наше внимание на то, что Герман (Германн) Пушкина холоден, расчетлив, рассудителен и скрытен. Герман Чайковского хоть и корыстен до одержимости игрой, но открыто страстен, порывист, романтичен. Поразительно, как тонко и искусно, со знанием многих деталей и премудростей вокала, оперного искусства Юрий Александрович показал разницу в передаче этих нюансов, интонаций, образов разными оперными певцами – исполнителями партии Германа в «Пиковой даме».

На этот раз мы не только приняли участие в торжествах, посвященных дню рождения великого поэта, но и стали экспертами проекта по ранней профориентации. Его организаторы из центра «Вега» поделили всех участников форсайт-сессии на 5 групп, каждой из которой предстояло разработать решения по созданию бесшовной модели по направлениям: «Музейные работники», «Экскурсоводы», «Краеведы», «Сфера культурных развлечений», «Педагоги русского языка и литературы». Презентуя профориентационный проект «Ты нужен дома», глава района Алла Морозова показала ориентиры для его реализации на всех уровнях: детский сад – школа – колледж/вуз – предприятие – семья. Лирической точкой содержательного разговора о том, как мотивировать школьников на выбор профессий, которые востребованы на их родной земле, стало поэтическое выступление Марины Шкробовой-Верналис, как всегда яркое, вдохновляющее и душевное.

И наконец, финал пушкинского дня, его заключительный аккорд – вечерняя прогулка по аллеям парка его родового имения размером в 10 гектаров. Волшебные мгновения, впечатления, чувства и эмоции, пережитые здесь, не отпускают до сих пор. О чем десять дней спустя в своем новом стихотворении «Болдинский ноктюрн» Марина Шкробова-Верналис написала так: «…И если пройдете тропою поэтовой, // Увидите лик в отражении вод. // Он очень любил здесь бывать, и поэтому // Душа его здесь и поныне живет».

Низкий поклон Ольге Валерьевне Власовой, замглавы администрации Большеболдинского района, всегда сопровождавшей нас, благодаря ей мы значительно пополнили наши знания об этих заповедных местах. Спасибо милому и любезному Пушкину, в образе которого так гармоничен Артур Игоревич Акульчик! Элегантно и изысканно одетый – в сюртуке, в кипенно-белой рубашке, в перчатках и с тростью, одним словом, по всем правилам тех времен, во всем пушкинском обличье, – он первым встречает болдинских гостей, всегда удивляя не только внешним сходством с Александром Сергеевичем, но и широтой знаний его поэзии, деталей жизни, творчества и, конечно, трепетной, бесконечной любовью к поэту.

 

Вот он, приют гостеприимный.

Приют любви и вольных муз…

 Из письма к Я.Н.Толстому, Кишинев, 1822 год

 

Дорога из Болдина в Нижний занимает чуть более трех часов. Вот ведь благодатное время говорить друг с другом без умолку, тем более что чуткие и отзывчивые друзья, художественно одаренные учителя года, щедро откликаются на разные темы, на каждую вибрацию души. Снова звучали стихи, мы шутили, пели. А еще были моменты нашего общего молчания… Каждый думал о чем-то своем, но кажется мне, что все мы еще продолжали бродить по вечерней болдинской усадьбе, вспоминали то, как смотрели на закат с крыльца деревянной церкви, в которой бывал Пушкин, как любовались прудами, холмами, деревьями, которых касался поэт, а некоторые и сажал лично, как стояли на том самом мостике через пруд и поднимали взгляд в сияющие закатным солнцем небеса!.. Прибыв в Нижний Новгород к полудню, мы снова благодарили всех, кто подарил нам эти прекрасные три дня. Вспомнился первый из них, когда в знаковом для горожан «Пакгаузе на Стрелке» мы побывали на спектакле «И.Стравинский. «История солдата», где в роли чтеца предстал Вениамин Смехов. В памяти и сердце запечатлелась яркая картина: во время театрального действия, а в первом отделении звучала музыка французских композиторов того же времени, когда Стравинский писал свое произведение, через стеклянную и, соответственно, прозрачную сцену, открывающую невероятно объемную и красивую панораму мегаполиса, продолжал жить и дышать прекрасный вечерний город, слышалось эхо древнего Нижегородского кремля, издалека долго текла Волга и медленно проплывали белые корабли… Неторопливый закат обрамлял происходившее вокруг все новыми и новыми красками, узорами, интонациями…

Нижний Новгород, Болдино… Друзья! Прекрасный наш союз! Прощаемся, но ненадолго, ведь скоро снова в путь! К Пушкину!

Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте