На Всероссийской практической конференции «Эффективное управление образовательной организацией» вновь прозвучал тезис: «Деньги не главное». Важнее всего – психологический комфорт, культура. И снаружи эта культура хорошо видна. Директора школ, которые жалуются, что молодежь не идет к ним работать, скорее всего, лукавят. Молодые педагоги легко расстаются даже с высокооплачиваемой должностью, если видят, что в организации насаждают не ту культуру или не те ценности, которые они готовы разделить.
Если раньше исключительно подвижного неусидчивого ребенка воспринимали как глупого, безответственного в учебе и заваливали двойками, то сейчас приходит понимание, что ему, быть может, нужен другой подход. . Например, так называемая, школа без стен. Зарубежная практика уже не раз показала, что ребята, которые за партой могут быть аутсайдерами, вне школьных стен становятся лидерами, организаторами в решении коллективных задач.
Директор тоже гарант
Естественно, что говоря об эффективности управления, нельзя не упомянуть о новом «Законе об образовании в РФ». Многие признают: он закрепил то, что уже не раз было проверено на практике. В частности, заместитель генерального директора, директор отраслевого направления «Ресурсы образования» Международного центра финансово-экономического развития Максим Дулинов отметил, что раньше самостоятельность образовательных учреждений обозначалось понятием «автономность». В новом законе это «автономия», о ней говорится в статье 28. Правда, раньше большинство почему-то считало это исключительно декларацией, хотя налицо были примеры учебных заведений, воспользовавшихся своим правом.
Из положительных новшеств, которые были внесены в закон, Максим Дулинов назвал принцип коллегиальности, который реализуется теперь через систему обязательных и необязательных органов самоуправления. Каждая школа сегодня утверждает тот набор управленческих структур, который помогает наиболее эффективно взаимодействовать и развивать учебное заведение.
Больше свободы получили образовательные организации и в том, что касается устава учреждения. Устав нынче не должен быть типовым документом: каждая организация должна создать что-то свое, рабочее, отвечающее уникальным требованиям коллектива и учащихся. Во многом поэтому обязательных элементов устава нового образца не 28, а всего 4. Это ярко свидетельствует о том, что снижение административного гнета, на которое надеялась сфера образования в связи с принятием нового закона, все же понемногу происходит.
По словам директора московского Центра образования «Царицыно» №548 Ефима Рачевского сегодня задача руководителя – преодолеть ситуацию, когда все решают за школу. Это можно сделать в том числе и с помощью создания грамотного правового пространства внутри школы. Как президент является гарантом Конституции РФ, так и директор в своей школе – гарант соблюдения локальных актов. Правовая среда становится все более востребованной, а число локальных актов в каждой школе растет. И это даже хорошо, поскольку сегодня ученики и учителя все чаще задают вопросы с формулировкой «А имеет ли право?..». Отвечать на них удобнее, если уже созданы соответствующие правовые акты. Вплоть до тех, что описывают правила школьной жизни.
Нужна другая школа
Разговор о правилах школьной жизни напрямую связан с темой «Какой быть сегодня школе?». По словам главного редактора «Журнала руководителя управления образованием» Дмитрия Фишбейна, школа должна принципиально измениться. Сегодня нередко ругают молодежь, которая якобы не соответствует требованиям школы. Порой педагоги говорят почти сократовскими фразами. Как известно, философ еще в 5 веке до нашей эры порицал молодежи, утратившую нравственные ориентиры, не почитающую старших, любящую материальные блага. Но сегодняшние дети не плохие в своей массе, они просто другие.
Как отметил Дмитрий Фишбейн, если прежде многие семьи были детоцентричны, то сегодня часто встречается взрослоцентричная семья. Родители решают свои проблемы и живут своей жизнью, пока детей в школу водят няни. Это значит, что у современного ребенка другая модель семьи, у него другой опыт, другое понимание мира.
Если раньше исключительно подвижного неусидчивого ребенка воспринимали как глупого, безответственного в учебе и заваливали двойками, то сейчас приходит понимание, что ему, быть может, нужен другой подход. Нужна другая школа. Например, так называемая, школа без стен. Зарубежная практика уже не раз показала, что ребята, которые за партой могут быть аутсайдерами, вне школьных стен становятся лидерами, организаторами в решении коллективных задач.
Так что современные запреты на экскурсии и походы, когда проще отказаться от идеи повести детей куда-нибудь, чем согласовать мероприятие и осуществить его, – настоящий бич продвинутого образования. Они идут вразрез с доказавшими свою эффективность образовательными подходами.
Кроме того, все больше детей начинают понимать, что знания без приложения к действительности им не нужны. Искусственно создаваемые учебные ситуации уже неэффективны. Об этом говорят в частности результаты PISA, когда мы с сожалением отмечаем, что Россия находится где-то в середине списка, а не в желаемой группе лидеров. Наши школьники хуже учащихся целого ряда стран применяют на практике то, что им дают на уроках. Именно поэтому, по словам Дмитрия Фишбейна, школа должна становиться школой реальной деятельности.
Управлять связями, а не людьми
Как же изменить то, что создавалась десятилетиями, доказывало свою состоятельность и жизнеспособность? Ответ на этот вопрос, по словам главного редактора журнала «Директор школы» Константина Ушакова, содержался в докладе международной консалтинговой компании McKinsey «Лидеры системы образования: сравнительный анализ политики в отношении менеджеров образования в восьми странах». Оказывается, в первую очередь хорошие образовательные системы вкладывают деньги в повышение профессионализма педагогов. У них сильное руководство, доброжелательная культура взаимодействия. И если первому критерию в нашей стране в последнее время уделяется много внимания, то последняя характеристика, по сути, выпала из поля зрения. Константин Ушаков отметил, что сегодня много говорится о любви к детям. Но какой смысл в разговорах, если в школе плохая, натянутая атмосфера в педагогическом коллективе? Трудно предположить, что в таком учебном заведении детям хорошо.
Сегодня основная проблема учительской среды – профессиональное одиночество. Почти целый день педагог проводит за закрытиями дверями один на один с классом. Усугубила ситуацию и на первый взгляд такая полезная вещь как электронный журнал – его можно заполнять, тоже не выходя из кабинета. Он отгородил педагогов от банальных походов в учительскую, где можно было хотя бы несколько минут пообщаться с коллегами.
В то же время, по словам Константина Ушакова, современная школа отчетливо характеризуется тем, что молодые педагоги оказываются брошены. Принцип наставничества уже не работает так эффективно, как прежде. Сегодня мало научить по своему образцу, он будет, скорее всего, плохо применим к быстро меняющимся современным условиям. Гораздо лучше, если в паре оказываются два начинающих специалиста. Им нечего скрывать друг от друга в профессиональном плане, нечего терять, поэтому они гораздо эффективнее будут расти вдвоем. Но наставник из старшего преподавательского состава такому тандему все равно нужен.
Однако сегодня опытные педагоги весьма неохотно делятся своими приемами. О профессиональной закрытости, боязни передавать секреты мастерства сегодня заявляют уже достаточно отчетливо. Сама продвинутая часть педагогического коллектива – учителя высшей категории – особенно опасливо относятся к такому способу передачи опыта как посещение их уроков. По данным Константина Ушакова таких педагогов сегодня около 60%.
Какое же место в этой среде у директора школы? Он должен помогать коллективу выстраивать долговременные прочные профессиональные связи. Если же между людьми в организации нет таких связей, насаждать какие-то другие новшества просто бесполезно. Самое главное, что это должны быть не личные, а именно профессиональные связи, отражающие способность педагогов объединяться в группы для достижения определенных профессиональных целей, для взаимообогащения знаниями и навыками. Но это не те группы, что создаются по приказу, это должны быть абсолютно добровольные начинания, иначе они не будут эффективны и скоро распадутся.
Справка «УГ»
Всероссийская практическая конференция «Эффективное управление образовательной организацией» состоялась в Москве в начале марта.
Организаторы конференции – Агентство социальных исследований «Социальный навигатор», Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов РФ и агентство коммуникаций Atlas Communication при поддержке НИУ ВШЭ, «Учительской газеты», Издательской фирмы «Сентябрь», Издательской группы «Основа», МЦФЭР Образование, образовательной сети «Дневник» и т.д.
На мероприятие собралось более 150 руководителей частных и государственных школ, образовательных центров, лицеев и гимназий, организаций дополнительного образования и представителей региональных и муниципальных органов управления из более чем 30 городов России. Следующая конференция планируется осенью 2014 года.
Фотографии предоставлены Столярчуком Л.В., НОУ \”Международная школа завтрашнего дня\”
Комментарии