search
Топ 10

В соответствии с современными требованиями. Круглый стол

В самом конце учебного года в Вологде состоялся «круглый стол», на котором были подведены итоги областной акции «Я – гражданин Российской Федерации». Участники его очень заинтересованно и с болью говорили о том, что в их области гражданское образование еще не стало системой, той необходимостью, без которой немыслим современный выпускник школы. Правда, немало в этом отношении делают учреждения дополнительного образования, однако это только меньшая составляющая целой системы, которая есть в других регионах, где, как, например, в Самарской области, граждановедческие предметы включены в школьное расписание с 1-го по 11-й класс. И патриотическое воспитание не заменит гражданского образования, потому что хорошо подготовленный современный гражданин, он одновременно, само собой, и патриот, потому что понятие «гражданин» значительно шире понятия «патриот».

Почему прежде всего сами учителя так ратуют за то, чтобы ученики получали полноценное гражданское образование? По моим наблюдениям, потому, что они, видя детей в школе и после ее окончания, нередко лучше, острее ощущают потребность в нем, чем представители власти.

Мы живем в эпоху коренных изменений в стране, поэтому так важно помочь молодежи понять их, быть готовыми к быстрой смене обстоятельств, уметь конструктивно мыслить и переучиваться. На этих уроках воспитывается социальная, экономическая и политическая активность школьников. Молодые люди, получившие такое образование, становятся предсказуемыми. Они способны вести диалог с представителями власти, знают, каким образом можно создавать институты гражданского общества.

Гражданское образование необходимо для развития самого гражданского общества, построить которое без граждан, его составляющих, просто невозможно. Гражданское образование способствует стабильности в стране, помогает развитию бизнеса.

Судя по всему, в Вологодской области для становления гражданского образования есть все возможности: накоплен опыт в отдельных школах, есть сильные, умеющие широко мыслить учителя общественных дисциплин, хорошо подобранные кадры управлений образования. Нужно только задаться целью и проявить волю.

Валентина ТАЛАШОВА, доцент Вологодского института развития образования:

– Сегодня я предлагаю не только подвести итоги областной акции «Я – гражданин Российской Федерации», но и обсудить проблемы, связанные с развитием гражданского образования в нашем регионе.

На нашем «круглом столе» представлены довольно разнообразные структуры, с которыми мы сотрудничаем, развивая гражданское образование, учредители нашей акции, а это прежде всего Вологодский институт развития образования в лице его ректора и всего ректората, проректора по учебной работе и научно-исследовательской работе; Департамент образования как учредитель ежегодной областной акции «Я – гражданин Российской Федерации». У нас присутствует представитель общественной палаты Вологодской области, Фонда поддержки гражданских инициатив, который оказывает не только моральную, но и материальную помощь в становлении гражданского образования. Впервые в этом году он помог 24 образовательным учреждениям подписаться на газету «Граждановедение». И вот 24 школы наверняка активнее включились и в акцию «Я – гражданин России», и в другие конкурсы и олимпиады, потому что получили поддержку со стороны Фонда гражданских инициатив.

К сожалению, в наших школах нет сегодня граждановедческих и правоведческих дисциплин. В этих условиях дополнительное образование в какой-то мере заполняет эту нишу и способствует формированию элементов гражданского самосознания и правовой культуры у наших детей. На наш «круглый стол» мы пригласили работников музеев Вологодской области, которые по мере своих возможностей занимаются гражданским воспитанием.

Валерий СУДАКОВ, ректор Вологодского института развития образования:

– Чтобы наша демократия стала реальностью, а не простой декларацией о намерениях, надо растить граждан, которые будут ее выстраивать и развивать. Скажем, Конституция СССР, этот Основной закон социалистического государства, была образцом документа нереальной демократии. Что такое реальная демократия?

Мне вспоминается декабрь 1986 года, когда довелось побывать в Испании в составе делегации сторонников мира. В то время в нашей стране была программа: стереть существенные различия между городом и деревней, между людьми умственного и физического труда. И вот тогда, во время поездки, мне удалось увидеть так называемые испанские проселки, которые ничем не отличались от улиц Мадрида. Провинциальные лавки в Испании были заполнены теми же товарами, что и супермаркеты Мадрида и других крупных городов.

Третий фактор – символы бытового благополучия испанцев – обилие различных бытовых приборов, бытовой техники, чего у нас не было и в помине. Вот у них не было различия между городом и деревней. Это действительно реальная демократия. Народ выбирает муниципальную власть, и она не на словах, а на деле заботится о нем.

Сегодня нам выпала великая честь воспитывать таких граждан, которые способны будут и избирать достойных людей, и сами, будучи выбранными, со всей ответственностью и бескорыстно исполнять свой долг. Гражданское образование охватывает не только две группы его участников – учителей и учеников, но еще и третью – родителей, а то и всю семью, включая бабушек и дедушек, которым небезразлично, какими гражданами вырастут их дети. А в конечном итоге мы имеем дело со всем населением.

Наши дети, свободные от всяких предрассудков, страха быть раздавленными, которыми страдали и страдают люди старших возрастов, способны создавать полноценные, а главное, оптимистические и очень реальные социальные проекты, в эффективности которых не сомневается большинство людей, начиная от законодательных органов и кончая простыми гражданами. Вот в чем привлекательность областного движения «Я – гражданин Российской Федерации», которое существует не один год, и авторитет этой акции растет.

Я бы хотел, чтобы мы благодаря сегодняшнему обсуждению нашли новые возможности, предложения, как привлечь другие социальные институты, как придать новый импульс нашему движению. Другой альтернативы у нас нет, нет и времени.

Я очень рад, что благодаря глобализму, к которому мы должны относиться исключительно положительно, Вологодская область оказалась в отношении прежде всего в экономической сфере партнером, на которого заинтересованно смотрят не только другие российские регионы, но и другие страны современного мира. И на таких ситуациях мы должны воспитывать граждан, преданных своему краю.

Валентина ТАЛАШОВА:

– Я хотела бы обратить внимание еще на одну особенность. Природа Всероссийской акции «Я – гражданин России» такова, что участие в ней заставляет школы, педагогов больше внимания уделять гражданскому образованию, понять его значимость. Нам удалось расширить число участников акции. Если в первой их было всего одиннадцать районов, во-второй – семнадцать, сегодня участвуют практически все. Участвуют наши дети и в других олимпиадах, конкурсах, связанных с гражданско-правовым образованием. Удалось возродить олимпиаду по праву. Она стала одной из наиболее популярных предметных состязаний. Впервые из трех участников финала олимпиады по праву двое вышли в тройку призеров. Одна девочка заняла четвертое место.

К сожалению, в области исчез курс «Граждановедение»; а вместе с ним наши школы перестали участвовать в олимпиаде по граждановедческим дисциплинам. Но в прошлом году все-таки наши ребята посылали свои работы на девятую олимпиаду, а в этом году и на десятую. Хочется надеяться, что нам удастся возродить и курс «Граждановедение».

Нам кажется, что Департамент образования что-то предпринял для того, чтобы он исчез. Почему сегодня граждановедение не является одной из дисциплин регионального компонента? У нас есть только элементы гражданско-правового образования. Есть школы, в которых ведутся основы правовых знаний. Есть, правда, и такие, где удалось сохранить граждановедение. Но такая ситуация нас весьма беспокоит.

У нас немало педагогов, которые накопили огромный опыт по преподаванию этих предметов. Но самое главное – нет системы гражданского образования, и наша задача создать ее. Готовить настоящих граждан – это задача всего нашего образовательного сообщества в целом, задача властных структур, общественных организаций и бизнеса.

Сокольский район первым понял необходимость гражданского образования. Здесь создана школа правовых знаний. Школа №6 целиком работает по системе гражданского воспитания учащихся.

Любовь СПИРИДОНОВА, главный специалист Департамента образования:

– Я из отдела воспитательной работы, поэтому мне ближе проблемы организации гражданского воспитания во внеурочное время в учреждениях дополнительного образования. Мы серьезно сотрудничаем с Институтом развития образования, с Центром гражданского образования, которым руководит Валентина Александровна Талашова.

Год назад мы провели конкурс «С любовью к детям» среди педагогов дополнительного образования. Тогда Валентина Александровна была председателем жюри. И блок, который относился к гражданскому воспитанию, был одним из приоритетных при отборе конкурсантов. Мы рассматривали социальные проекты участников. В Череповце состоялся «круглый стол» по проблемам гражданского воспитания. В последнее время эта проблема чаще и активнее стала обсуждаться на встречах с родителями. Скажем, проходит областное родительское собрание, и темы гражданского воспитания, правового просвещения там звучат. Родители с интересом обсуждают их.

Родители говорят: нам тоже не хватает правовых знаний. И мы как-то способствуем их просвещению. Наверное, только в нашем регионе было создано родительское движение – Областной родительский комитет. Он тоже немало помогает развитию правовой культуры у детей и взрослых. Представители его выезжали на родительские собрания в районы, где обсуждали проблемы государственно-общественного управления школой, развития органов ученического самоуправления.

Сегодня особо остро стоит вопрос с кадрами, с подготовкой тех, кто должен заниматься гражданским образованием и воспитанием. Не только учителям обществоведческих предметов, но и классным руководителям необходимы такие знания.

Есть у нас налаженные связи с другими ведомствами, в частности с нашим Департаментом культуры.

Гражданскому воспитанию способствует краеведение. Есть традиции – фестивали, праздники. Так, прошел большой праздник «Любовь моя Вологодчина!». Ежегодно проводим смотр школьных музеев. Теперь это направление развиваем в системе профтехобразования.

– Да, действительно, одна из важнейших наших проблем – это подготовка кадров, учителей по праву. У нас были подготовлены в основном преподаватели истории, обществознания, а по праву нет. Мы планируем готовить специалистов для гражданского образования.

Татьяна ЗАЙЦЕВА, проректор по учебной работе Вологодского института развития образования:

– Курсы повышения квалификации для классных руководителей есть. В этом году пришли к выводу, что начинать надо с руководителей образовательного учреждения. Они в первую очередь должны быть заинтересованы в том, чтобы педагогический коллектив школы одинаково успешно работал по всем основным направлениям, чтобы подготовка граждан к жизни в современных условиях была для них задачей приоритетной. Поэтому с будущего учебного года мы планируем провести учебу директоров школ. Уже проведен семинар для руководителей органов управления образованием.

Надежда ХОХЛОВА, специалист Управления образования Сокольского района:

– Три года мы занимаемся проблемами гражданско-правового образования. То, что у нас уже наработано, можно вполне назвать достаточно уникальным опытом. Я отвечаю за обществоведческие дисциплины и за начальную школу. И это все стало развиваться благодаря инициативе педагогов, а не руководителей.

Марина ТОЛКАЧ, учитель истории и права школы №9 города Сокола:

– Случилось так, что наш ученик оказался победителем на олимпиаде по праву. Там мы впервые узнали о правовом образовании. Познакомилась с опытом работы учителей из Казани, Рязани. Когда я вернулась домой и рассказала об этом Валентине Александровне Талашовой, она сразу поддержала меня. Вот тогда-то я и решила вести уроки по праву у себя в школе. В Сокольском управлении образования меня тоже внимательно выслушали, и мы начали создавать школу правовых знаний для учащихся 8-9-х и 10-11-х классов.

И вот первые результаты: из первого выпуска у нас сразу шесть человек поступили в юридическую академию. Это помогает ребятам и в изучении обществознания.

К нам постепенно присоединились другие преподаватели.

Сейчас право изучают в 5-6-х и 8-10-х классах. Есть факультатив, который посещают все дети. В школьном расписании на эту дисциплину часов нет. Поэтому все делается на базе дополнительного образования.

– Я помню, когда к вам, в школу правовых знаний, родители привели совсем маленьких детишек, учеников начальных классов. Конечно, они тогда и не помышляли о том, что их дети когда-то смогут поступать в юридический вуз. Просто они ощущали острую потребность в правовых знаниях и правовой культуре.

Надежда ХОХЛОВА:

– Когда в школе №9 ввели право, то детям сразу понравился этот предмет. В этой школе работает экспериментальная площадка, есть гимназия и Центр гуманитарного образования. Организовать все это помогла заинтересованность администрации. Были созданы факультативы в 5-6-х, 9-х, 10-х и 11-х классах, то есть проблему правообразования мы переносим в школу.

Светлана ВИНОГРАДОВА, завуч школы №6 г. Сокола:

– Школа правовых знаний начала работу именно на базе нашей школы, потому что в Доме детского творчества нет для нее места. Марина Никитична предложила: «Не желаете ли вы участвовать в акции «Я – гражданин Российской Федерации», в конкурсе методических разработок по правовому образованию, конкурсе рисунков?» Это было три года назад. Мы тогда подготовили и отправили на конкурс методические разработки, детские рисунки и получили награды. Мы побывали на подведении итогов этой акции. Приехав домой, я загорелась желанием начать это с младшей школы.

Нашла комплект учебников, оказавшихся в Сокольском интернате. Это книга Шабельника «Ваши права». Но не было рабочей тетради, и тогда возникла идея сделать свою тетрадь для учащихся начальных классов. На каждом уроке у нас есть практические задания. Ведь маленькие дети любят рисовать, конструировать, моделировать. Делать цветные иллюстрации. Работали мы с литературными произведениями, сказками. В следующем году нам удалось раздобыть тетрадь Виктора Антонова.

Хочу добавить, мы теперь больше занимаемся по моей тетради, потому что в ней дано конкретное право, а у Антонова методика построена так, что приходится идти от общего к частному, а мы – от частного к общему. Детям проще переходить от частного к общему, поэтому тетрадь Виктора Антонова я использую во втором классе.

Светлана СКРИПНИК, директор школы №6:

– Сначала в течение целого года преподаванием основ права в нашей школе занималась только Светлана Алексеевна Виноградова. Потом мы провели педсовет, рассказали всем учителям об этом опыте и решили, что правовым воспитанием можно заниматься и на уроках в начальных классах, используя такие предметы, как: окружающий мир, ОБЖ, история, английский язык, изобразительное искусство. Провели семинары по гражданскому образованию, на которых слушатели увидели, как наши дети умеют использовать статьи Гражданского или Уголовного кодекса, ими апеллировать, высказывать доказательно свою точку зрения.

Так, на занятиях разных дисциплин мы осуществляем правовое образование. Учителя отмечают, что дети научились определять, какие права того или иного литературного персонажа нарушены.

Правовым образованием мы занимаемся и с родителями. Знакомим их с нормативными правовыми документами, привлекаем к участию в различных конкурсах учащихся. Приятно, что в этом учебном году мы к такому важному делу сумели подключить и детские сады. Пять детских садов действуют на базе нашей школы.

– И вот постепенно протянулась цепочка, как бы преемственность от дошкольного образования до старшей школы. Далее у нас появился выход на среднее и профессиональное образование. Каким образом? Услышав об опыте, к Марине Никитичне Толкач обратились преподаватели техникума и педколледжа. Тогда и возникла идея двух творческих групп. Одна творческая группа, которую возглавляет Светлана Алексеевна, организует правовое образование в младших классах. Она присоединила к себе воспитателей детских садов и учителей начальной школы. Вторая группа, которую возглавила Марина Никитична Толкач, внедряет правовое образование в старшей школе. К ней присоединились педагоги старших классов, лесопромышленного, политехнического техникума, Сокольского педколледжа. Эти группы у нас работали уже в течение года.

И очень приятно, что на районном этапе в олимпиаде по праву принимали участие (правда, уже вне конкурса) студенты средних учебных заведений. Первый опыт есть и заинтересованность представителей профтехобразования тоже. Они регулярно посещают все заседания этой группы, берут материалы.

У нас наметилась такая линия преемственности. Мне как руководителю, организующему данное направление, остается только координировать. Вопросы эти поднимаются и на совещаниях руководителей образовательных учреждений, методических объединений учителей истории, учителей начальных классов. Заинтересованность последних очень высокая.

В перспективе у нас задумано открытие в районе центра гражданско-правового образования. Это программа максимум. Сначала на базе дополнительного образования.

– Хочу обратить ваше внимание на то, что в профтехучилищах есть предмет – право, но они, к сожалению не участвуют в наших акциях, хотя желание большое. Училища Сокольского района г. Вологды Тотемского района уже просят: распространите олимпиаду по праву и на наших учащихся. Она привлекает внимание подростков к более широкому изучению права.

Надежда КОЗЛОВА, учитель школы №28 г. Вологды:

– Мы были единственной школой в области, где появился и преподается и сегодня предмет – право. Его ведут начиная с 5-го класса за счет школьного компонента. Те ребята, с которыми мы начинали эксперимент, теперь уже девятиклассники. Они участвовали во всех конкурсах, в том числе по социальным проектам.

Право изучается один час в неделю, 34 часа в год. В каждой параллели с 5-го по 9-й класс. Меня с самого начала очень активно поддержал директор школы Вадим Петрович Федин. Благодаря тому что в школе есть правовое образование, у нас создан Центр гражданского образования. В прошлом году мы были на финале 9-й Всероссийской олимпиады по граждановедческим дисциплинам.

Центр гражданского образования проводит различные городские конкурсы по праву, игры по правовой тематике и для начальной школы тоже. Эта игра называется «Правовенок». Для старшего звена проводили правовой броуминг, в этом году – колесо Фемиды.

Что дает изучение права? Как показали экзамены в 9-м классе, ребята оказываются более защищенными, потому что они занимаются вопросами права, они знают их и знают, как их защитить. Предметом этим интересуются и родители. Они тоже читают учебник. Скажем, в учебнике для 8-9-го класса очень много житейских ситуаций. Там есть материал, как заключить договор, как составить такой документ. Это мы проходим на практике. Родители тоже стали использовать эти материалы для решения своих жизненных проблем.

Я принимала участие в конкурсе методических разработок, объявленном Московским музеем Андрея Сахарова. Когда готовлюсь к уроку, приходится проводить большую исследовательскую работу, к которой я привлекаю ребят. Благодаря конкурсам я вижу жизненную позицию своих учеников. Например, готовясь к уроку на тему «Политические репрессии», мы с ребятами разыскали политически репрессированных в нашем городе, посмотрели, как они живут. И до сих пор с ними встречаемся. Нас связывает тесная дружба. Председатель общества репрессированных интересуется, как идут дела у ребят.

Думаю, что преподавание права в школах сегодня просто необходимо. У нас бывают различные представители правовых служб, установились тесные взаимоотношения с нашим Институтом экономики и права. Для десятиклассников есть специальный юридический класс, где предмет ведут преподаватели этого вуза.

Что дает изучение права ребятам? Мы создаем портфолио. Как вы знаете, при переходе на предпрофильное обучение требуется портфолио учащегося, где будут отражены все его достижения, все этапы продвижения в знаниях, навыках. Фактически это уже есть в моем классе. Это специальные папки, в них первая масштабная работа моих учеников, в недавнем прошлом пятиклассников, когда они писали сказки о том, как поспорили «можно» и «нельзя». Все 23 сказки были опубликованы в сборнике Российского фонда правовых реформ. И мы начали портфолио именно с этой сказки. Сюда помещались также последующие творческие работы. По ним можно проследить рост каждого ученика. Затем они пишут небольшие эссе. Составляют кроссворды. Проводят различную исследовательскую работу.

В чем преимущество такой формы работы? Во-первых, ребята стараются совершенствовать свои творческие навыки. Стараются переделать работу, если видят, что не все сначала получилось хорошо. В конце года идет презентация этих портфолио. Накануне выпускного мои девятиклассники выступили перед родительским собранием, где продемонстрировали свои достижения за пять лет. Это форма отслеживания роста ученика.

Людмила УШАКОВА, представитель областного общественного Фонда поддержки гражданских инициатив:

– Хочу рассказать о деятельности нашего фонда. Среди прочих дел мы провели аукцион гражданских проектов, на котором были представлены 25 работ учеников области. Это те, которые были направлены на областную акцию. Из них двадцать были полностью нами профинансированы в объеме около 90 тысяч рублей. В этом году мы провели олимпиаду по обществознанию для учащихся старших классов. Цель этого – привлечь внимание к построению гражданского общества, а также к изучению обществознания. Участвовали около 30 подростков. Восемь лучших были награждены призами.

В течение этого года в фонде проходила школа гражданского образования для учащихся. В рамках ее проходил курс под названием «Введение в право». Он пользовался популярностью у учеников старших классов и выпускников школ, которые собирались поступать в вуз. Все эти проекты реализовались с помощью предпринимателей нашего города. Но этого, конечно, мало. Мы часто сталкивались с проблемой непонимания. Но я все равно выражаю благодарность всем, кто нас поддерживает.

Хотелось бы еще более плотно работать с органами власти. Будем и дальше со своей стороны находить средства, чтобы помогать и в осуществлении школьных проектов и в становлении и развитии гражданского образования.

– Фондом были профинансированы 23 проекта именно на ту сумму, которая была подсчитана ребятами, их авторами. В ноябре Фонд социальных инициатив планирует провести традиционную ярмарку социальных проектов.

По всему видно, что бизнес начинает поворачиваться к школе, ему небезразлично, каких граждан воспитает школа.

Николай СМИРНОВ, секретарь Комиссии по правам человека при губернаторе Вологодской области:

– Наша комиссия – это совещательный и консультативный орган, который должен заниматься анализом и подготовкой общих и специальных докладов губернатору о состоянии правозащитной сферы. Мы поддерживаем областную акцию «Я – гражданин Российской Федерации».

Анализ обращений граждан в комиссию показал, что правовое сознание населения находится на довольно низком уровне, элементарных правовых знаний ему не хватает. Можно сделать вывод о том, что большая часть обратившихся к нам людей не может определить, в каком обществе они сегодня живут. Ведь общество это далеко не то, в каком они привыкли жить до 90-го года. Им, видимо, неведомо, что общественное устройство изменилось, изменилось законодательство. Идет процесс формирования новых правил игры, нового законодательства. Необходимое понимание этих процессов закладывается в школе. Я сегодня услышал о том, что по-разному решается проблема гражданского образования в школах. То, что им начинают заниматься с раннего возраста, – это правильно. Идет поиск путей гражданского образования. Это мы видели на примере г.Сокола.

Мы не случайно на совещании нашей комиссии обсуждали проблему введения в региональный компонент базисного учебного плана таких жизненно необходимых предметов, как право, граждановедение. Разным может быть название, но из нашей школы должны выходить люди, которые понимают, каким должен быть гражданин демократического общества, знать свои обязанности и права, уметь из защищать, быть ответственным за свои дела и поступки. Таким гражданином можно стать только благодаря стройной системе гражданского образования.

Кстати, и сами ребята уже понимают необходимость таких знаний. Это видно и по их участию в социальном проектировании. Скажем, подростки одной из сельских школ назвали свой проект «Бабушкина скамейка». Они решили сделать скамейку для отдыха пожилых людей на их пути из поселка к магазину. Такова гражданская позиция этих детей. Они решили эту проблему малыми силами, малыми средствами. И тем самым заставили и взрослых задуматься о многом. Понятно, что не каждый социальный проект может и должен финансироваться из областного бюджета. Другие формы тоже возможны. Например, привлечение бизнеса. Это действительно реальный путь.

Хочу сказать, что комиссия по правам человека и в дальнейшем будет поддерживать нашу акцию. А гражданское образование, оно многоаспектно, и не только на уроках нужно решать эту проблему. К этому должны присоединиться и учреждения культуры.

– Вот вы здесь рассказали о проекте «Бабушкина скамейка», безусловно, важном и нужном. А я хотела бы напомнить о самом масштабном проекте, который подготовили ученики 2-й гимназии города Вологды. Это «Вологодский Арбат», не дворик, а целый Арбат. Идея, которую поддержали городские власти.

Светлана РИГИНА, учитель географии гимназии №2 г.Вологды:

– В этом году по предложению Валентины Александровны решили создать такой проект. Это была детская инициатива. Ребята захотели сделать свой город лучше. Они продумали, где можно устроить пешеходно-культурный исторический центр. Изучили карту города, изучили историю его улиц. Когда подростки попали на прием к главному архитектору города, то узнали, что они движутся в том же направлении, что и городские власти. Им обещали, что их проект, конечно, будет поддержан. А потом мы посетили управление по туризму, где нас тоже поддержали и предложили презентовать наш проект на выставке «Ворота Севера». Дети провели социологический опрос, во время которого убедились, что их идеи нравятся всем. Отрадно отметить, что, разрабатывая этот проект, наши ребята приобрели большой социальный опыт, опыт общения с разными органами власти.

– Эта идея поддержки инициатив юных граждан очень важна для детей. Помню, во время нашего первого гражданского марафона ребята задали вопрос: почему в Вологодской области нет уполномоченного по правам ребенка? Потом они хотели написать письмо об этом и долго не решались. Письмо они все-таки написали. Это было в марте. А с первого июня появился уполномоченный по правам ребенка. Мне потом говорили: думаете, это решение появилось после обращения школьников? Нет, не думаю, но мне важна позиция детей и их уверенность, что можно что-то сделать. Очень важно, чтобы у них не было нигилизма, а была уверенность в том, что и они, дети, что-то могут сделать для улучшения жизни. Надо, чтобы и все понимали это.

Ольга КАРПОВА, методист областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий:

– Я бывший преподаватель граждановедения. Я с большим энтузиазмом в своем классе вела этот предмет, и детям тоже он нравился. Потребность в этих знаниях у них была очень большая. Мы все полюбили эти уроки. Я с удовольствием к ним готовилась, ребята с нетерпением их ждали, и тут все закончилось. Поэтому мне особенно важно читать о тематике, на которую ребята готовили свои работы: «Права человека глазами ребенка» – 96 работ, «Моя законотворческая инициатива», «Конкурс «Моделей ученического самоуправления», социальные проекты. От этого всего веет таким свежим воздухом демократии, и мне хочется верить, что вот эти дети будут решать свои социальные проблемы более профессионально. И самое главное, что они не будут бояться этих проблем. То есть они уже встали с колен. Чего нельзя сказать о нашем поколении, о наших отцах и дедах. Такой мобильности, такой смелости у нас нет.

Я занимаюсь школьными музеями. Веду организаторскую и координирующую работу и убедилась, что правовые гражданские знания необходимы. К ним растет не только интерес, но и ощущается необходимость в них. Произошел перелом, переход от старого военно-патриотического, своего рода военизированного воспитания, какое у нас было. И я считаю, что главный минус того воспитания состоит в том, что всегда создается образ врага. От людей требуется жертвенность, которая в военное время обычно присутствует, а вот такого гражданского воспитания, образцов этого воспитания мы еще не накопили.

В школьных музеях хорошо развивается краеведческое направление. Дети узнают историю Великой Отечественной войны, локальных конфликтов от их участников. Они знакомятся, исследуют такие темы, которые были когда-то запрещены: «Купечество», «Меценатство», «История репрессированных». Эти темы без гражданской позиции изучать невозможно.

Хотя зачастую старый подход остается, когда речь идет о военных конфликтах. Речь идет только о военных подвигах, что, конечно, важно, а вот гражданский аспект остается зачастую за рамками разговора. Не исследуется, например, как складывается судьба людей, вернувшихся из зоны локального конфликта. Здесь для школьных музеев большое поле деятельности. Учиться смотреть на это не только с точки зрения военного подвига, но и глазами гражданского человека.

Вторая проблема – это недостаток граждановедческих знаний в нас самих, педагогов. Чтобы учить детей, нам самим многому нужно научиться.

Школьный музей – это такая структура, к которой вообще без гражданских знаний подойти невозможно. Почему? По той простой причине, что музей работает на общественных началах. Необходимо устанавливать контакты с местным сообществом, это не значит, что что-то обязательно выпрашивать. Нашему сообществу надо доказать, что это все нужно знать, этим надо гордиться, а для этого тоже нужны гражданские знания.

Коренная проблема, которая существует, – это двойственная позиция нашего государства. Потому что, с одной стороны, нужно гражданское образование, а на деле как будто оно не обязательно. Но мы все равно готовим наших детей к современной жизни. Может быть, тем самым спасаем их.

Людмила ШИЛОВА, заведующая отделом музейно-воспитательной работы областного Центра дополнительного образования:

– Я расскажу о практических делах, которыми занимается наш музей. Мы имеем богатый раздаточный материал. Наш музей главную свою задачу видит в патриотическом воспитании детей. Я считаю, что через реализацию патриотического направления происходит гражданское становление учащихся. У нас проводятся такие крупные фестивали, как «Весенние голоса». Ребята проникаются этими идеями, духом патриотизма и другими глазами смотрят на Великую Отечественную войну.

Сотрудниками отдела реализуется программа «Гражданин России». В рамках этой программы есть большой раздел, посвященный выпускнику речного училища города Великий Устюг Герою Российской Федерации Сергею Преминину. На основе этого подвига мы разрабатываем такую программу, как «Время жить, время помнить», «Не для войны мать сына родила», проводим встречи с представителями военкомата. Помогаем педагогам проводить уроки мужества.

Проводили Премининские чтения, на которых особое внимание заслужили авторские исследовательские работы как педагогов, так и детей.

Музей проводит историко-краеведческие олимпиады «Знай свой край», и здесь есть одна главная тема – «Люди, прославившие свою малую Родину». Очень интересные материалы пришли из профтехобразования.

Елена ЦУКАНОВА, методист по правовому воспитанию Дворца творчества детей и молодежи г.Вологды:

– У нас действует курс «Городской ученический совет самоуправления». И в его рамках ведется правовое воспитание. Мы только в начале пути гражданского образования. Необходимо к этому прибавить знания по экономике, потому что, живя в стране с рыночной экономикой, дети должны научиться в ней ориентироваться. Также необходимо акцентировать внимание на воспитании патриотизма. Нехватка часов по истории не позволяет это сделать. На Великую Отечественную войну, например, отведено всего 5 часов.

Мы активно сотрудничаем с Центром гражданского образования. На базе Дворца творчества у нас второй год работает школа молодого политика. Ребята с удовольствием занимаются в этой школе. Им интересно, интересно и политикам, которые с ними встречаются. Приходят к нам представители разных партий, знакомят со своей позицией, своими программами.

Вадим ФЕДИН, директор вологодской школы №28, председатель Комитета по образованию городской Думы:

– В нашей школе граждановедение преподается уже двенадцать лет. И руководствовались мы сначала не столько глобальными проблемами, сколько конъюнктурными соображениями, потому что профессия юриста тогда была в высшей степени востребована. У нас была возможность обеспечить школу такого рода преподавателями. Десятые-одиннадцатые классы у нас работали по программе подготовки абитуриентов. Затем мы осознали необходимость введения этого курса на основной ступени. Сейчас граждановедение преподается с 5-го по 11-й класс. Мы стали внедрять элементы гражданского образования и в воспитательную систему. Нас поддержали работники городского Департамента образования.

Мы использовали опыт тольяттинских школ, астраханский и вологодский. Однако финансирования нет, поэтому о полном объеме работы, о котором мечтали два года назад, говорить нельзя. Но отрадно, что учителя работают на одном энтузиазме. Мы провели городской конкурс. Для первого раза получилось неплохо. Идея нашла поддержку и со стороны исполнительной власти и, законодательной.

Находим поддержку на уровне областного правительства. Создана рабочая группа по внедрению элементов права в учебную программу. Реализуем в школе форму самоуправления. Одиннадцатый выпускной класс работал в интересной программе по школьному питанию. Мы нашли взаимопонимание с организацией, обслуживающей школьную столовую. Сначала она пыталась сопротивляться, но потом согласилась и учла детские предложения и замечания.

Хочу особо остановиться на социальном проектировании. Те проекты, которые победили на городском конкурсе, были действительно сделаны на хорошем уровне. Ребята умеют находить социально значимые темы. Когда в интересах бизнеса надо было ликвидировать рынок, детский проект на эту тему взяли за основу.

Нарушаются у нас права ребенка? Были такие моменты. Но сейчас мы стараемся быть толерантными в отношениях с детьми, уважаем их права. Вся школа оклеена плакатами «Мои права».

Людмила АНТОНОВА, председатель Избирательной комиссии Вологодской области:

– Нынешние школьники – это будущее нашей страны. Это не простые слова, а осознание реальности. Они будущие избиратели, поэтому мы с ними активно работаем. Кроме того, взаимодействуем и по общечеловеческим проектам. К сожалению, сегодня мандат депутата любого представительного органа не зависит от того, с какой программой он выступал перед выборами. Кандидат в депутаты может наговорить целую гору обещаний и потом не сделать ничего. Поэтому, с одной стороны, мы хотим подготовить ответственных в будущем депутатов, с другой – ответственных избирателей. Когда мы выпускаем электронные сборники, мы их направляем во все школы.

В этом сборнике перечислены представители власти нашего региона, даны их телефоны, есть информация о том, какие вопросы они решают. Дети должны усвоить, что избиратели равны перед законом с теми, кого выбирают. Они их избрали и могут требовать от избранников ответственных действий.

Мне нравится, что делает Институт развития образования, мы поддерживаем его, в том числе и в подготовке активных ответственных граждан. Мы понимаем, что если мы не станем этого предпринимать, то получим равнодушных, пассивных избирателей.

У нас в области выборы обычно проходят спокойно, и это хорошо. Американцы говорят, что самые лучшие выборы – это ск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту