Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Проблемы и решения

В школу сквозь слезы: как учителю помочь ребенку преодолеть школьную фобию

Дата: 11 ноября 2020, 14:55
Автор:

Пока старшеклассники скучают по школе, обучаясь дистанционно, ученики младших классов уже два месяца продолжают заниматься очно. Для многих из них это первый в жизни самостоятельный жизненный опыт, который не всегда вызывает только положительные эмоции, несмотря на усилия родителей и педагогов. Почему дети иногда боятся идти в школу?

Фото: pixabay.com

Вопрос претендует на звание риторического, ведь проблема не новая: про неё много раз говорили, писали, её же обсуждали на тематических форумах. Однако родители продолжают сталкиваться с отсутствием у детей желания идти в школу.

Безусловно, каждый ребенок индивидуален, и причины возникновения подобной реакции могут быть продиктованы особенностями личности, семьи и воспитания, а также детскими страхами. Тем не менее, если не помочь ему адаптироваться к новым условиям, завуалированная временем, но не проработанная, проблема может “пустить корни” и перейти в стойкое неприятие всего учебного процесса в целом. Повзрослев, школьник рискует испытывать трудности с успеваемостью и дисциплиной.

Основные причины деструктивной реакции ребенка на необходимость идти в школу:

  1. Отсутствие чувства защищенности. Помните, у детей нет нашего опыта. Для них существование в новых и непривычных условиях априори связано со стрессом.
  2. Учитель – новый человек. Первое время даже самый впоследствии любимый педагог будет немного пугать. Просто потому, что взрослый человек, наделенный полномочиями спрашивать, оценивать и управлять, является для ребенка стрессовым фактором.
  3. Плохие оценки и ошибки. Наверное, это единственный фактор психоэмоционального напряжения, который будет в той или иной мере сопровождать школьника на протяжении всего процесса обучения. У каждого из нас есть воспоминания о плохой оценке, которую надо как-то объяснить родителям. А ошибки совершать не любят даже взрослые.
  4. Насмешки одноклассников. Школа – это социальная группа, объединяющая в себе детей разных возрастов со своими особенностями воспитания и индивидуальными личностными качествами. Ребятам приходится адаптироваться к ежедневному взаимодействию с одноклассниками. Каждому хочется иметь друзей, кому-то, возможно, – авторитет и звание негласного лидера. К сожалению, случаются конфликтные ситуации, и ребенок, во избежание возникновения причин для насмешек или даже травли, начинает утрачивать свою индивидуальность и старается быть “как все”. Хуже всего, если происходит замыкание в себе.
  5. Отсутствие опыта работы с информацией. Любой процесс обучения тесно связан с необходимостью получать большой поток самой разной информации. И, конечно же, это заставляет ученика волноваться. “Вдруг я не запомню?”, “А что если я не пойму?” и так далее.

Должен ли педагог уделять внимание эмоциональному комфорту учеников, или его задача лишь получение ими хорошей базы знаний? Безусловно, первый учитель является для ребенка наставником и проводником. Его авторитет способен внушить малышам чувство уверенности и безопасности. Оксана Старостина, учитель начальных классов московской школы имени Надежды Рушевой, почетный работник образования, победитель приоритетного национального проекта “Образование” лучших учителей России, поделилась своим профессиональным опытом.

Оксана, как часто в работе вам приходилось встречаться с проблемой школьной фобии у детей?

– В школе я работаю с 1990 года, и за 30 лет работы не раз приходилось встречаться с данной проблемой. Иногда ребенок боится идти в школу, опасаясь новой обстановки, встречи с другими детьми, может переживать, что его неправильно поймут и будут смеяться. Часто детей волнует, что они не оправдывают ожидания родителей. Если школьнику свойственен перфекционизм, он может не справиться самостоятельно с возложенными на него обязательствами.

Как вы думаете, участие педагога в адаптации ребенка к школе необходимо, или это прерогатива родителей?

– Конечно, пропедевтика должна проводиться уже в дошкольном возрасте. В первом классе роль педагога в адаптации ребенка очень велика. Будет ли ученик идти в школу с желанием, как он отнесется к школьным предметам, новому школьному дню – это зависит полностью от педагога.

Оксана, дайте совет начинающим коллегам, какой метод будет оптимальным в решении данной проблемы?

– Использование в работе игротерапии, сказкотерапии и вовлечение детей в общение со сверстниками и с учителем, совместное переживание проблем и радостей, – это необходимое условие для преодоления проблемы школьной фобии у младших школьников. И, конечно же, необходима совместная доверительная работа с родителями.

Психологи уверены, что возникновения школьной фобии у детей можно избежать, если подготовить ребенка к новому жизненному этапу в дошкольном возрасте. Однако, если возникновения тревожности избежать не удалось, потребуется профессиональное участие педагога. Как учитель может помочь ребенку, преодолеть психологический барьер неуверенности и страха перед школой?

  1. Поговорите с родителями ученика. Посоветуйте им создать в воображении ребенка картину ярких и увлекательных моментов, связанных со школой, на основе ассоциаций. Это могут быть новые друзья, интересные занятия и даже новый модный рюкзак, с которым так приятно пойти в школу и чувствовать себя взрослым.
  2. Спокойно и уверенно контактируйте с ребенком в процессе обучения. Каждый учитель, с которым ученик будет взаимодействовать, – это самый лучший мотиватор для избавления от психологических барьеров, связанных со школой. Грамотно выстроенный диалог между педагогом и его подопечными уверенно разрушает все негативные детские стереотипы мышления. Ведь миссия школы – получение знаний, и как только ребенок это поймет, страх перед учителем исчерпает себя.
  3. Избегайте завышенной требовательности. Не стоит культивировать в воображении детей образ “строгий учитель”. Со временем у ребенка появятся любимые предметы и накопится достаточный багаж знаний, но на первых этапах ему необходимо объяснять, что бояться ошибки не стоит, а плохая отметка – это хороший повод усилить свои знания.
  4. Наблюдайте за поведением детей на перемене. Если у вас появятся подозрения, что ребенок подвергается травле одноклассников, сообщите об этом родителям и в дирекцию школы. Проведите разъяснительную беседу со всеми вовлеченными детьми о недопустимости агрессии и вседозволенности, а также проявите готовность пресекать подобное поведение. Возможно, ученикам потребуется работа со школьным психологом.
  5. Сделайте учебный процесс увлекательным. Современная модель обучения позволяет расширить границы стандартных принципов подачи информации. На помощь приходят интерактивные игры, полезные гаджеты, выездные экскурсионные программы, а также профессиональные навыки каждого педагога. Ребенок способен быстрее усвоить знания, если ему действительно интересно.

Школа – это бесценный опыт для каждого ребенка, трамплин во взрослую жизнь. Родители и педагоги являются одной командой, которая должна стать точкой опоры для маленького человека. Рациональное использование всех доступных ресурсов поможет преодолеть возможные трудности и сделать процесс обучения комфортным и максимально результативным.


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt