Профессионалам - профессиональную рассылку!
Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика
Пока старшеклассники скучают по школе, обучаясь дистанционно, ученики младших классов уже два месяца продолжают заниматься очно. Для многих из них это первый в жизни самостоятельный жизненный опыт, который не всегда вызывает только положительные эмоции, несмотря на усилия родителей и педагогов. Почему дети иногда боятся идти в школу?
Вопрос претендует на звание риторического, ведь проблема не новая: про неё много раз говорили, писали, её же обсуждали на тематических форумах. Однако родители продолжают сталкиваться с отсутствием у детей желания идти в школу.
Безусловно, каждый ребенок индивидуален, и причины возникновения подобной реакции могут быть продиктованы особенностями личности, семьи и воспитания, а также детскими страхами. Тем не менее, если не помочь ему адаптироваться к новым условиям, завуалированная временем, но не проработанная, проблема может “пустить корни” и перейти в стойкое неприятие всего учебного процесса в целом. Повзрослев, школьник рискует испытывать трудности с успеваемостью и дисциплиной.
Основные причины деструктивной реакции ребенка на необходимость идти в школу:
Должен ли педагог уделять внимание эмоциональному комфорту учеников, или его задача лишь получение ими хорошей базы знаний? Безусловно, первый учитель является для ребенка наставником и проводником. Его авторитет способен внушить малышам чувство уверенности и безопасности. Оксана Старостина, учитель начальных классов московской школы имени Надежды Рушевой, почетный работник образования, победитель приоритетного национального проекта “Образование” лучших учителей России, поделилась своим профессиональным опытом.
– Оксана, как часто в работе вам приходилось встречаться с проблемой школьной фобии у детей?
– В школе я работаю с 1990 года, и за 30 лет работы не раз приходилось встречаться с данной проблемой. Иногда ребенок боится идти в школу, опасаясь новой обстановки, встречи с другими детьми, может переживать, что его неправильно поймут и будут смеяться. Часто детей волнует, что они не оправдывают ожидания родителей. Если школьнику свойственен перфекционизм, он может не справиться самостоятельно с возложенными на него обязательствами.
– Как вы думаете, участие педагога в адаптации ребенка к школе необходимо, или это прерогатива родителей?
– Конечно, пропедевтика должна проводиться уже в дошкольном возрасте. В первом классе роль педагога в адаптации ребенка очень велика. Будет ли ученик идти в школу с желанием, как он отнесется к школьным предметам, новому школьному дню – это зависит полностью от педагога.
– Оксана, дайте совет начинающим коллегам, какой метод будет оптимальным в решении данной проблемы?
– Использование в работе игротерапии, сказкотерапии и вовлечение детей в общение со сверстниками и с учителем, совместное переживание проблем и радостей, – это необходимое условие для преодоления проблемы школьной фобии у младших школьников. И, конечно же, необходима совместная доверительная работа с родителями.
Психологи уверены, что возникновения школьной фобии у детей можно избежать, если подготовить ребенка к новому жизненному этапу в дошкольном возрасте. Однако, если возникновения тревожности избежать не удалось, потребуется профессиональное участие педагога. Как учитель может помочь ребенку, преодолеть психологический барьер неуверенности и страха перед школой?
Школа – это бесценный опыт для каждого ребенка, трамплин во взрослую жизнь. Родители и педагоги являются одной командой, которая должна стать точкой опоры для маленького человека. Рациональное использование всех доступных ресурсов поможет преодолеть возможные трудности и сделать процесс обучения комфортным и максимально результативным.
Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика
Для добавления комментария вы должны быть авторизированы.