Пока старшеклассники скучают по школе, обучаясь дистанционно, ученики младших классов уже два месяца продолжают заниматься очно. Для многих из них это первый в жизни самостоятельный жизненный опыт, который не всегда вызывает только положительные эмоции, несмотря на усилия родителей и педагогов. Почему дети иногда боятся идти в школу?
Вопрос претендует на звание риторического, ведь проблема не новая: про неё много раз говорили, писали, её же обсуждали на тематических форумах. Однако родители продолжают сталкиваться с отсутствием у детей желания идти в школу.
Безусловно, каждый ребенок индивидуален, и причины возникновения подобной реакции могут быть продиктованы особенностями личности, семьи и воспитания, а также детскими страхами. Тем не менее, если не помочь ему адаптироваться к новым условиям, завуалированная временем, но не проработанная, проблема может “пустить корни” и перейти в стойкое неприятие всего учебного процесса в целом. Повзрослев, школьник рискует испытывать трудности с успеваемостью и дисциплиной.
Основные причины деструктивной реакции ребенка на необходимость идти в школу:
- Отсутствие чувства защищенности. Помните, у детей нет нашего опыта. Для них существование в новых и непривычных условиях априори связано со стрессом.
- Учитель – новый человек. Первое время даже самый впоследствии любимый педагог будет немного пугать. Просто потому, что взрослый человек, наделенный полномочиями спрашивать, оценивать и управлять, является для ребенка стрессовым фактором.
- Плохие оценки и ошибки. Наверное, это единственный фактор психоэмоционального напряжения, который будет в той или иной мере сопровождать школьника на протяжении всего процесса обучения. У каждого из нас есть воспоминания о плохой оценке, которую надо как-то объяснить родителям. А ошибки совершать не любят даже взрослые.
- Насмешки одноклассников. Школа – это социальная группа, объединяющая в себе детей разных возрастов со своими особенностями воспитания и индивидуальными личностными качествами. Ребятам приходится адаптироваться к ежедневному взаимодействию с одноклассниками. Каждому хочется иметь друзей, кому-то, возможно, – авторитет и звание негласного лидера. К сожалению, случаются конфликтные ситуации, и ребенок, во избежание возникновения причин для насмешек или даже травли, начинает утрачивать свою индивидуальность и старается быть “как все”. Хуже всего, если происходит замыкание в себе.
- Отсутствие опыта работы с информацией. Любой процесс обучения тесно связан с необходимостью получать большой поток самой разной информации. И, конечно же, это заставляет ученика волноваться. “Вдруг я не запомню?”, “А что если я не пойму?” и так далее.
Должен ли педагог уделять внимание эмоциональному комфорту учеников, или его задача лишь получение ими хорошей базы знаний? Безусловно, первый учитель является для ребенка наставником и проводником. Его авторитет способен внушить малышам чувство уверенности и безопасности. Оксана Старостина, учитель начальных классов московской школы имени Надежды Рушевой, почетный работник образования, победитель приоритетного национального проекта “Образование” лучших учителей России, поделилась своим профессиональным опытом.
– Оксана, как часто в работе вам приходилось встречаться с проблемой школьной фобии у детей?
– В школе я работаю с 1990 года, и за 30 лет работы не раз приходилось встречаться с данной проблемой. Иногда ребенок боится идти в школу, опасаясь новой обстановки, встречи с другими детьми, может переживать, что его неправильно поймут и будут смеяться. Часто детей волнует, что они не оправдывают ожидания родителей. Если школьнику свойственен перфекционизм, он может не справиться самостоятельно с возложенными на него обязательствами.
– Как вы думаете, участие педагога в адаптации ребенка к школе необходимо, или это прерогатива родителей?
– Конечно, пропедевтика должна проводиться уже в дошкольном возрасте. В первом классе роль педагога в адаптации ребенка очень велика. Будет ли ученик идти в школу с желанием, как он отнесется к школьным предметам, новому школьному дню – это зависит полностью от педагога.
– Оксана, дайте совет начинающим коллегам, какой метод будет оптимальным в решении данной проблемы?
– Использование в работе игротерапии, сказкотерапии и вовлечение детей в общение со сверстниками и с учителем, совместное переживание проблем и радостей, – это необходимое условие для преодоления проблемы школьной фобии у младших школьников. И, конечно же, необходима совместная доверительная работа с родителями.
Психологи уверены, что возникновения школьной фобии у детей можно избежать, если подготовить ребенка к новому жизненному этапу в дошкольном возрасте. Однако, если возникновения тревожности избежать не удалось, потребуется профессиональное участие педагога. Как учитель может помочь ребенку, преодолеть психологический барьер неуверенности и страха перед школой?
- Поговорите с родителями ученика. Посоветуйте им создать в воображении ребенка картину ярких и увлекательных моментов, связанных со школой, на основе ассоциаций. Это могут быть новые друзья, интересные занятия и даже новый модный рюкзак, с которым так приятно пойти в школу и чувствовать себя взрослым.
- Спокойно и уверенно контактируйте с ребенком в процессе обучения. Каждый учитель, с которым ученик будет взаимодействовать, – это самый лучший мотиватор для избавления от психологических барьеров, связанных со школой. Грамотно выстроенный диалог между педагогом и его подопечными уверенно разрушает все негативные детские стереотипы мышления. Ведь миссия школы – получение знаний, и как только ребенок это поймет, страх перед учителем исчерпает себя.
- Избегайте завышенной требовательности. Не стоит культивировать в воображении детей образ “строгий учитель”. Со временем у ребенка появятся любимые предметы и накопится достаточный багаж знаний, но на первых этапах ему необходимо объяснять, что бояться ошибки не стоит, а плохая отметка – это хороший повод усилить свои знания.
- Наблюдайте за поведением детей на перемене. Если у вас появятся подозрения, что ребенок подвергается травле одноклассников, сообщите об этом родителям и в дирекцию школы. Проведите разъяснительную беседу со всеми вовлеченными детьми о недопустимости агрессии и вседозволенности, а также проявите готовность пресекать подобное поведение. Возможно, ученикам потребуется работа со школьным психологом.
- Сделайте учебный процесс увлекательным. Современная модель обучения позволяет расширить границы стандартных принципов подачи информации. На помощь приходят интерактивные игры, полезные гаджеты, выездные экскурсионные программы, а также профессиональные навыки каждого педагога. Ребенок способен быстрее усвоить знания, если ему действительно интересно.
Школа – это бесценный опыт для каждого ребенка, трамплин во взрослую жизнь. Родители и педагоги являются одной командой, которая должна стать точкой опоры для маленького человека. Рациональное использование всех доступных ресурсов поможет преодолеть возможные трудности и сделать процесс обучения комфортным и максимально результативным.
Комментарии