В 2013 году система образования Белгородской области начала работать под новым руководством. По распоряжению губернатора Игорь ШАПОВАЛОВ, до этого исполнявший обязанности первого заместителя руководителя областного Департамента образования, был назначен на должность начальника департамента. В интервью «Учительской газете» Игорь Шаповалов поделился первыми впечатлениями от работы в новой должности и рассказал о планах по решению проблем в системе образования региона.
– Игорь Васильевич, прошло почти три месяца с момента вашего назначения на должность. Расскажите, с каким настроением вы начали работу и что определили для себя в качестве приоритета? – Ключевой элемент становления новой школы Белгородчины – это развитие творческих способностей. Не всех детей, а каждого в отдельности. Я говорю о выстраивании индивидуальных образовательных траекторий. Это, безусловно, непросто. Наша задача в том, чтобы в общеобразовательной школе, то есть «школе для всех», выстроить такую схему обучения, при которой учитывался бы интерес каждого ребенка.Конечно, для этого необходимы современная материально-техническая база и подготовленные педагогические кадры. Сегодня мы активно работаем над решением этих двух задач в рамках федерального проекта «Модернизация региональных систем общего образования» с учетом поддержки, которая заложена в региональной программе развития Белгородской области. Ключевым инструментом в построении новой системы общего образования для нас стал ФГОС второго поколения. Один из очевидных эффектов 2012 года – укрепление материально-технической базы школ. Современное оборудование было направлено в образовательные учреждения, которые в этом нуждались прежде всего. За два года реализации проекта «Модернизация региональных систем общего образования» мы потратили более 900 миллионов рублей на приобретение компьютерного и учебно-лабораторного оборудования, мобильных классов, спортивного инвентаря, переоснащение пищеблоков, обновление парка школьных автобусов.Что же касается кадров… То, как и прежде, они решают все! Школьники на Белгородчине очень творческие. И перед педагогами, и перед родителями стоит четкая задача не погубить творческие задатки ребенка. Поэтому, думаю, идея, заложенная в современном стандарте, и позволяет развивать это творчество. А мы, со своей стороны, создаем соответствующие кадровые и материально-технические условия. С каким настроем работается? Оптимистичным! Надеюсь максимально привлечь и педагогическую, и родительскую общественность к обсуждению всех реформ, происходящих сегодня в системе образования. Для этого на ведомственном сайте департамента http://www.beluno.ru мы даем возможность высказывать свои комментарии и пожелания всем жителям региона, не равнодушным к процессу модернизации нашей школы. Активно работают наши страницы в социальных сетях – https://twitter.com/intent/user?screen_name=Education31 и http://education31.livejournal.com. На прошлой неделе мы запустили проект по снижению количества бумажных отчетов, выполняемых учителями, и переводу документов в электронный вид. Могу сказать, что эта идея нашла большой отклик среди педагогического сообщества. – А как насчет сохранения здоровья детей? Это ведь тоже не менее важная задача? – Конечно, мы не забываем об этом. В 2012 году вопросы сохранения и укрепления здоровья детей решались благодаря множеству новых проектов и интересных направлений. Это развитие современной школьной медицинской инфраструктуры, оснащение школьных медицинских кабинетов и центров здоровья, развитие массового спорта, обеспечение качественного питания детей, развитие новых направлений по переподготовке специалистов школьных пищеблоков и педагогических кадров, обеспечивающих организацию школьного питания, формирование здорового образа жизни обучающихся. У нас впервые за последние 10 лет прошли переподготовку на базе областных стажировочных площадок свыше 500 работников школьных пищеблоков.В минувшем году началась реализация таких крупных областных проектов, как «Развитие новой школьной медицинской инфраструктуры через совершенствование школьных медицинских кабинетов», «Организация школьных инновационных центров здоровья на территории Белгородской области». Мы приобрели медицинское оборудование для школьных медкабинетов и центров здоровья на сумму свыше 20,5 миллиона рублей. В области открыто 50 центров здоровья, для них закуплены современное спортивное оборудование и инвентарь. Эти центры специально созданы в различных районах для организации профилактической и оздоровительной работы со школьниками. Здесь ребята могут получить физиотерапевтическое лечение, позаниматься на спортивных тренажерах под руководством тренеров ЛФК. А учителя физкультуры могут обращаться в центры за методической помощью. Положительный эффект стал заметен сразу: число детей, которые регулярно занимаются физической культурой и спортом, у нас увеличилось с 52 до 67%. Для развития массового спорта в 2012 году были впервые проведены областные конкурсы «Самый спортивный класс», «Самый здоровый класс» и «Лучший спортсмен года». В Президентских состязаниях среди школьников приняли участие более 90 тысяч ребят, и это на 30% больше, чем в предыдущем году. – Ваш регион часто оказывается инициатором различных программ и проектов, которые затем распространяются на многие регионы России. Как продолжаются и развиваются сегодня эти проекты? – Одним из удачных могу назвать проект по привлечению молодых учителей в общеобразовательные учреждения региона. Эта проблема сегодня актуальна, поэтому вопрос находится на особом контроле губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко. Речь идет о конкурсном отборе выпускников вузов и материальном стимулировании молодых специалистов на уровне муниципалитетов и региона, об обеспечении жильем через участие в программах строительства индивидуального жилья и ипотечного кредитования. В 2012 году состоялся областной конкурс среди выпускников вузов, желающих работать в сельской местности. Из регионального бюджета каждому победителю конкурса выплачено единовременное пособие в размере 300 тысяч рублей. И в новом году принято решение этот конкурс продолжить. Важным отраслевым показателем является доля молодых учителей в общем числе педагогов. В 2009 году их было 7,6%, в 2012-м – уже 9,6%. И губернатором поставлена задача довести этот показатель до 20%. Своеобразным брендом региона могу назвать стартовавший в прошлом году проект «Ипотека для молодых учителей общеобразовательных учреждений Белгородской области». Его главная задача в том, чтобы оказать государственную поддержку молодым учителям в решении жилищной проблемы. Она выражается в возмещении части затрат по ипотечному кредиту. Как видите, образование в области не стоит на месте, хотя, конечно, проблем и вопросов у нас пока много. – А какие проблемы вам хотелось бы решить как основному руководителю образования в регионе? – На мой взгляд, в серьезнейшей модернизации нуждается система повышения квалификации учителей. Чтобы использовать передовые технологии, нужны новые формы и методы обучения самих педагогов. И здесь я вижу два ключевых направления. Во-первых, это работа стажировочных площадок, на которых педагогические работники учатся у своих более опытных коллег. Для организации такой работы выделено более 76 миллионов рублей. Второе направление – это самообразование. Необходимо сделать так, чтобы все позитивные приемы и методические находки, наработанные каждым педагогом, могли быть полезны всем. Я говорю о поддержке проекта «School-market» – это так называемый облачный сервис, в рамках которого лучшие педагогические наработки будут доступны не только учителям нашего региона, но и всей России. Авторские права педагогов, бесспорно, будут защищены. С помощью этого проекта мы надеемся сделать эти методики достоянием всей педагогической общественности. Белгородская областьДосье «УГ»Начальник Департамента образования Белгородской области, заместитель председателя правительства области Игорь Васильевич Шаповалов родился 29 января 1973 года в селе Беловское Белгородского района Белгородской области. В 1996 году окончил Белгородский педагогический институт по специальности «учитель биологии и химии». Преподавал химию в школе №13 города Губкина Белгородской области. С 2000 года – методист, преподаватель, затем заместитель директора по научно-методической работе Губкинского филиала Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова. Кандидат технических наук. С декабря 2004 года по март 2008 года – начальник Управления образования и науки администрации Губкинского городского округа. С марта 2008 года – первый заместитель начальника Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области. С 4 декабря 2012 года – начальник Департамента образования Белгородской области. Кто кого? Ученики против учителей…Дети так же, как и сто лет назад, продолжают испытывать учителя. Если довести взрослого до белого каления, а потом заснять его реакцию на мобильник и выложить ролик в Сеть, все увидят, какой ты смелый. Оскорбить учителя – теперь это круто… А что думаете вы? Оставьте ваш комментарий!
Комментарии