search
main
0

В школах Москвы стартовали практикумы по подготовке к ЕГЭ

Московские одиннадцатиклассники с 1 февраля в рамках пилотного проекта перешли на новый формат обучения. Все дети до конца учебного года продолжат посещать уроки математики, истории, литературы, физкультуры и обществознания. Остальное время в расписании займут практикумы по подготовке к ЕГЭ, где ребята будут разбирать экзаменационные задания по тем предметам, которые выбрали для поступления в вузы. Обязательным для всех будет практикум по русскому языку. Предполагается, что это нововведение снимет с будущих выпускников лишнюю нагрузку и позволит лучше подготовиться к экзаменам. Новшество комментируют наши эксперты и читатели.

 

Олеся ЛУКАШУК, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы:

– Четыре оставшихся перед началом экзаменов месяца – очень важный с точки зрения образовательного потенциала период. Мы провели большую подготовительную работу, чтобы это время прошло для одиннадцатиклассников максимально продуктивно благодаря системе практикумов, на которых они смогут подробно разобрать каждое задание ЕГЭ и проработать все сложные моменты.

31 января одиннадцатиклассники завершили программы по ряду предметов, которые изучали на базовом уровне. Русский язык продолжается для всех в рамках практикумов по подготовке к ЕГЭ, потому что его сдают все наши школьники. Ученики профильных и предпрофессиональных классов продолжают углубленно изучать профильные для них предметы. Все без исключения независимо от профиля продолжают изучать математику, историю, литературу, обществознание, занимаются физической культурой. Но теперь у них появились практикумы по подготовке к ЕГЭ, которые стали частью их учебного плана и расписания.

Очень важным преимуществом такой организационной модели является ее поточно-групповая структура. Группы для обучения на практикумах формируются в соответствии со стартовым уровнем подготовки ребенка и его целью, уровнем притязаний и ожиданий от экзамена. Таких групп две: базового и продвинутого уровней (по каждому из предметов).

Специально перед началом практикумов учителя прошли курсы повышения квалификации, а теперь продолжают обмениваться опытом и лучшими практиками подготовки школьников к ЕГЭ в ресурсных центрах, которые работают в самых успешных по статистике сдачи экзаменов школах. Качественная подготовка к ЕГЭ требует от учителя очень серьезного подхода к структурированию и подаче материала, а от школьника – не слепой зубрежки, а погружения и рефлексии.

 

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Так или иначе, но последняя половина года в выпускном классе всегда была связана с повторением пройденного и подготовкой к экзаменам. Это не всегда отображается в расписании. На практике же 47% учителей целенаправленно готовят учащихся к внешней оценке по собственной инициативе, повторяя пройденное, 19% делают это по просьбе администрации во время уроков, 11% – после уроков. Нововведения в Москве заключаются в том, что было выработано системное решение по реализации индивидуальных траекторий для всех выпускников. Работа велась не один месяц. О том, что ученики 11‑х классов будут оканчивать учебный год в необычном формате, в Департаменте образования и науки Москвы сообщили еще осенью.

Результат новации можно будет оценить по итогам экзаменационной и приемной кампаний. Но тренд на индивидуальные траектории в России сохранится и в следующем году, несмотря на введение федеральных основных образовательных программ. Они дают возможность распределять часы федерального учебного плана не в ущерб предметам ГИА и с обязательным исполнением программ по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии, ОБЖ, программы и плана воспитательной работы.

 

Евгений БУНИМОВИЧ, заслуженный учитель России, председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы:

– Считаю, что в нынешней ситуации это, по крайней мере, честное решение. Во всех регионах России во второй половине учебного года в 11‑х классах делают ставку на подготовку к ЕГЭ, из-за чего уроки в школе становятся формой репетиторской подготовки к экзамену. Хорошо, что Москва это признает и в связи с этим принимает правильные организационные решения. Однако есть другой вопрос, который стоит перед всей нашей системой образования: как же добиться того, чтобы наши дети учились, а не только готовились к экзаменам?

 

Елена ПОГОРЕЛАЯ, член редколлегии журнала «Вопросы литературы», учитель русского языка

и литературы школы №6, Пушкино, Московская область:

– В этом проекте есть здравое зерно. Но он носит явно компромиссный характер. Так, школьники, особенно ученики обычных средних школ, из которых даже после 11‑го класса многие уходят в колледжи, будут страшно недовольны тем, что их заставляют посещать литературу и историю (предметы, преподавание которых зависит главным образом от личности учителя, и если с учителем «не срослось», шансов на их успешное освоение практически нет); родители – что вылетают предметы естественно-научного цикла и иностранный язык; учителя соответствующих предметов будут обижены тем, что их уроки не вошли в перечень обязательных. Всего этого можно избежать, если после 9‑го класса не на словах, а на деле делать настоящее профильное обучение – с рабочей практикой, с приходящими тематическими преподавателями, с изменением программы под профессиональную ориентацию школьника. Пока сверху не будут готовы к подобной реформе, половинчатые меры никого не удовлетворят.

 

Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012, учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского:

– Я положительно отношусь к такой практике. Особенно если говорить о сложившейся на данный момент ситуации в 11‑м классе. Когда основной, да и, в общем, единственной задачей обучения в старшей школе является подготовка к ЕГЭ, на финишной прямой гораздо честнее по отношению к ученикам оставить только этот вид деятельности. Сберегут здоровье и нервы.

Если же смотреть в более обширной перспективе, то это очередное свидетельство того, что образование все больше и больше сводится к обучению тому, как сдать экзамены: сначала ОГЭ, потом ЕГЭ. И официальное подтверждение, что подготовиться к экзамену, который должен проверять усвоенные за школьный курс знания, в рамках самого школьного курса невозможно.

В последние годы к ЕГЭ и ОГЭ добавилась еще одна «машинка»: в нее эволюционировала система Всероссийской олимпиады школьников. Благодаря распространению опыта, построенного по типу «Сириуса», подготовка к олимпиаде – это тоже, по сути, натаскивание на определенные виды заданий.

С каждым годом «механизация» образования нарастает. У ученика, который хочет быть успешным, нет сил и времени на что-либо, кроме подготовки к требованиям «машинок». Это и есть тот образ будущего, который мы хотим воплотить в жизнь? На этом фоне особенно странно звучат разговоры об индивидуализации образования или о развитии воспитательной составляющей.

 

Евгений ДРЕВАЛЬ, учитель русского языка и литературы, немецкого языка и МХК школы №75, Воронеж:

– В моем понимании школа – это не курсы подготовки к ЕГЭ, а ЕГЭ не суть и не смысл обучения в школе. ЕГЭ – всего лишь инструмент контроля полного цикла школьных знаний. Может ли инструмент контроля обучения стать его непосредственным содержанием?

На мой взгляд, есть более цивилизованные способы решения проблемы высокой нагрузки учеников. Например, привычные профильные классы, где можно изучать материал в углубленной форме. В чем может заключаться потребность тренировки конкретных заданий ЕГЭ по дисциплинам, которые согласно стандарту могут быть освоены на уроках в объеме, достаточном для прохождения экзамена? Или все же стандарт не дает такой возможности даже в рамках профильного обучения? Московский проект подталкивает именно к таким выводам.

 

Иван ХЕОРХЕ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020, сопредседатель Ассоциации молодых педагогов Ленинградской области:

– По большому счету это превращает школу в формат интенсивной подготовки к экзамену. А как же воспитание гармонично и разносторонне развитой личности? С другой стороны, подобные тенденции мы наблюдаем на практике последние годы. Просто это не оформлено в виде официального проекта. Школа поставлена в условия, когда результаты ЕГЭ являются одним из важнейших показателей ее эффективности. В результате и администрация, и учителя стремятся создать все условия для получения выпускниками высоких баллов. Да и сами выпускники видят в 10-11‑м классах трамплин для поступления в вуз. Отсюда и определенная закономерность данного проекта.

 

Екатерина ЛИБЕРЦОВА, заместитель директора по информатизации, учитель информатики лицея №1, Петрозаводск:

– В нашем лицее учатся мотивированные ребята, нацеленные на высокий результат. Поэтому идею, которую в этом году реализуют в московских школах, мы опробовали уже в прошлом году. Опыт был признан эффективным, и с этого учебного года такая практика реализуется в штатном режиме.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте