Весной 2004 года исполняется год новому эксперименту в системе образования – отработке предпрофильной подготовки в рамках введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, которое планируется на 2006 год. Осталось не так уж много времени. Что уже сделано и чего ожидать? Какие нововведения ждут школьников уже в этом учебном году? Что нужно, чтобы вступить во всероссийский эксперимент регионам? Об этом мы беседуем с одним из разработчиков концепции профильной школы, руководителем федеральной рабочей группы по проведению эксперимента по профильному обучению Анатолием ПИНСКИМ.
– Уже грядущей весной девятиклассники, которые учатся в экспериментальных школах (я имею в виду предпрофильное обучение), будут сдавать экзамены по-новому. Этот вопрос волнует многих, потому как, весьма вероятно, через пару лет все выпускники основной школы пойдут по этому пути. Что же представляет собой государственная итоговая аттестация после 9-го класса?
– В этой новой модели итоговой аттестации главное – это «внешний» экзамен в отличие от сегодняшней ситуации, когда выпускника экзаменуют те же «родные» учителя, которые ему и преподавали. Для этого создаются муниципальные (или межшкольные) экзаменационные предметные комиссии. Речь идет о том, чтобы учителя школ, предметники договаривались об общих правилах игры при проведении выпускных экзаменов после 9-го класса и проводили их силами подобных комиссий. Межшкольные (муниципальные) комиссии нужны прежде для более объективной оценки знаний учеников. Ребенок сможет прийти и принести свой аттестат в какую-то из школ своего города, района и продолжить там обучение в старших профильных классах. Итоговая оценка будет признаваться всеми школами, откуда были учителя, принимающие участие в создании учебных материалов для итоговой аттестации.
Мы планируем также на экспериментальных территориях дать новое содержание для экзаменационных заданий по алгебре и русскому языку, оставляя пока без кардинальных изменений предметы учебного плана, по которым дети будут сдавать экзамены по выбору. Организация и новые содержательные задания итоговой аттестации будут отрабатываться в ходе эксперимента.
– Не пострадают ли выпускники основной школы от таких нововведений?
– Обсуждая с представителями из регионов итоговую аттестацию девятиклассников, я утвердился во мнении, что первые два года эксперимента мы должны идти в более гибком, щадящем режиме по отношению к детям. Например, выпускник получает по предмету две оценки: обычную годичную по 5-балльной шкале и рейтинговую отметку на экзамене, пересчитанную затем в обычные «3», «4», «5». В случае отличия на 1 балл годичной оценки и экзаменационной выбирается та, что несет больше баллов. Это первый момент. Второй – формирование старших классов. Решение данного вопроса в значительной степени будет зависеть от позиции субъектов Федерации и учредителя муниципального образовательного учреждения. Мы здесь не предлагаем никаких однозначных решений. В одних регионах считают, что школы не могут проводить специальный конкурсный отбор в старшие профильные классы, в других придерживаются противоположной точки зрения. Многое зависит от конкретной ситуации на местах. Если школ с профильными классами 5-10% от всего числа общеобразовательных учреждений и этот процесс сдерживается, одно дело. Если сеть профильных школ постоянно расширяется – совершенно другое. Здесь нужна особая деликатность, чтобы без всяких причин не вызвать социального напряжения на ровном месте. Ведь никаких объективных причин для этого нет. Единственная точка, на которой мы стоим, заключается в постепенном переходе к шкалированной внешней аттестации, в которой есть много плюсов, главный среди которых – более объективная оценка знаний выпускников 9-х классов.
В связи с этим хочется затронуть еще один вопрос. Общеизвестно, что в старшем подростковом возрасте у ребят возникает провал учебной мотивации. В целом они учатся хуже и третьеклассников, и одиннадцатиклассников. Стимулировать их к лучшей учебе будет «портфолио», или «портфель учебных достижений», в котором найдут отражение заслуги ученика как в стенах школы, так и вне ее. Он будет учитываться при зачислении в тот или иной профильный класс. Портфолио, предлагаемый нами в 9-м классе, поможет также определиться подростку с правильностью выбора дальнейшего пути: продолжать ли образование в старших классах и если да, то по какому профилю. Этот принцип работы с детьми удовлетворяет и родителей, ведь они, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы их дети не валяли в школе дурака, а по возможности более успешно учились.
– Последний раз мы с вами встречались на большом семинаре по профильному обучению в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования в конце 2003 года. Побывав на его заседаниях в течение трех дней, я увидела, какая огромная работа проведена в регионах и по профильной школе, и по предпрофильной подготовке…
– Семинар действительно носил межрегиональный характер и отразил в целом положение дел с профильным обучением в эксперименте. В нем приняли участие более 100 человек из 14 регионов, почти 30 муниципальных образований. На семинаре люди обменялись опытом. Каждому было интересно узнать, что произошло за последние полгода на местах в первую очередь по предпрофильной подготовке девятиклассников. Это была тема первой части семинара, а вторая посвящалась вопросам будущего – региональным программам профильного обучения, итоговой аттестации учеников 9-го класса и предстоящему эксперименту в 10-х классах.
– Тогда вы говорили о готовящейся к печати книге, которая станет полезной для всех регионов. Что она будет представлять собой?
– На финише выхода в свет книга, которую пока мы между собой условно называем «Хрестоматия регионального опыта». Название может поменяться, но суть от этого не изменится. Это на самом деле будет хрестоматия того опыта по введению предпрофильной и профильной подготовки в школе, который у нас накоплен во многих областях, краях и национальных республиках. Работники Российской академии повышения квалификации отвечают за ход и подготовку материалов. Книга будет адресована не только и не столько сегодняшним участникам эксперимента, сколько новым – работникам образования тех регионов, что в большом количестве вольются в эксперимент в 2004-2005 году. Когда мы будем иметь 60 новых регионов и 10 старых, это будет фактически подготовка к массовому введению профиля по стране. А для того чтобы более уверенно подойти к этому рубежу, нам нужно зафиксировать самые удачные, работающие примеры профильной школы. Весной 2003 года эксперимент по предпрофильному обучению начался в ряде школ Краснодарского края, Псковской, Кемеровской, Новгородской, Московской, Самарской, Калининградской, Челябинской областей, в Якутии и Татарстане. Им есть что показать. Кроме того, с представителями этих российских регионов мы постоянно обсуждаем ход текущего эксперимента и планы на будущее, подходы к разработке соответствующих региональных и муниципальных программ. Мы планируем, что специалисты из тех регионов, которых мы подготовили к работе по профильному обучению через Академию повышения квалификации и переподготовки работников образования, будут выступать в качестве тьюторов по отношению к этим новым. Организационно это может быть построено по-разному, например, к одному региону, как кустовому, прикрепляется 6-7 соседей. Для людей с мест важно не только то, что говорит федеральный центр, но и то, какой опыт наработали коллеги на местах. Поэтому участники первого потока эксперимента выступают еще и в качестве тьютора. В этом состоит замысел эксперимента 2004 и даже 2005 года.
– Анатолий Аркадьевич, мы много говорим о профильном обучении, о том, какая большая работа в связи с этим проводится на местах педагогами и управленцами. А для чего, собственно говоря, все это делается?
– Интересный вопрос. Я думаю, что для того, чтобы все-таки был выбор. То есть либо всех детей учат одинаково и хочешь не хочешь, но ты получишь один на всех набор знаний, либо у тебя будет возможность выбора. Мне кажется, это ценность сама по себе. Может быть, кто-то скажет, что лучше, когда в жизни нет выбора, но это уже философский вопрос.
Комментарии