search
main
Топ 10
О Дне российской науки узнают школьники на «Разговорах о важном» 6 февраля Перед открытием Года педагога и наставника шесть учителей Северной Осетии получили награды Минпросвещения Минпросвещения представило проект нового порядка проведения ЕГЭ Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой – хороший повод вспомнить о культуре речи В Пятигорске выбрали лучших учителей и воспитателей ФИПИ начал публикацию методичек по проверке заданий ЕГЭ с развернутым ответом О том, кто такие ученые и зачем они нужны, школьники узнали на «Разговорах о важном» Низкая тревожность и позитивный образ будущего: что нужно для психологической безопасности образовательной среды Что такое родительское эмоциональное выгорание, и как выйти из этого состояния Стандарт исторического образования: в Минобрнауки рассказали о принятой Концепции преподавания истории Профориентационные мастерские появятся в сельской школе на Сахалине Программа Года педагога и наставника пополнилась еще одним важным фестивалем В школах Москвы заработают по новому предпрофессиональному стандарту: какие изменения ждут учеников и учителей ЕГЭ, ОГЭ, итоговое сочинение: стали известны планируемые изменения в проведении экзаменов Границы космоса и температура газа внутри спутника: космонавт Сергей Авдеев задал школьникам вопрос на засыпку На Кубани объявили имя лучшего воспитателя 2023 года Минобрнауки планирует при приеме на инженерные специальности снизить акцент на русский язык В России появилась первая школа с системой управления климатом на основе ИИ На Южном Урале вырос спрос на репетиторов, учителей в школах тоже не хватает Какие навыки и предметы вызывают большие трудности у детей в начальной школе
0

В сени пленительных дубрав. Необычные грани таланта Виктора Васнецова

В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники» Дом-музей Виктора Васнецова проводит выставку, посвященную пейзажной живописи замечательного художника.

Небольшая, но прекрасно составленная экспозиция «Пейзажи Виктора Васнецова» позволяет взглянуть на художника под другим углом зрения – как на мастера пейзажной живописи, а не только автора, избравшего для себя историко-фольклорную тематику. Удивительный дом, выстроенный по проекту Виктора Михайловича, кажется сошедшим с его картин сказочным теремом, созданным из живых, дышащих лесом и влагой материалов. Рисунок в этюдах, запечатлевших типичные места российской глубинки, тонко повторяется в резьбе лавок, сундуков и столов, наполняющих жилое помещение, проникнутое национальным былинным духом старины.

29 произведений, до настоящего времени не известных широкой публике, извлечены из святая святых – запасников Третьяковской галереи. Картины выставлены в крохотном пространстве, позволяющем рассмотреть изображения в деталях, обратить внимание на индивидуальные особенности письма и композиции. Кроме того, камерность обстановки создает особую атмосферу уюта, в которую так хорошо вписываются знакомые объекты: деревья, цветы, облака – природа среднерусской полосы, где прошла жизнь Виктора Михайловича.

Красота родной земли поэтически воспета живописцем в скромных по масштабу этюдах, выполненных в продолжительный период с 1874 по 1917 годы. На картинах – зелено, свежо, привольно. Интерес к пейзажу никогда не покидал мастера монументальных композиций, органично вплетаясь в магистральную линию его творчества. Отец Васнецова, сельский православный священник Михаил Васильевич, воспитал в своих детях трепетную любовь ко всему живому, будь то скромный полевой цветок или могучие лесные заросли. Вятка, Ахтырка, Абрамцево, окрестности Москвы стали местами отдыха и вдохновения одного из самых известных художников рубежа веков.

«Осень», «Поле», «Семья елок»… Многие из этих пейзажных этюдов использовались как вспомогательные для работы над фольклорными полотнами Васнецова, но все они представляют собой законченные самостоятельные картины, пусть и выполненные в беглой манере. В легкой небрежности и торопливости рисунка, в смелой широте мазков ощущается очарование первоисточника – прекрасной национальной природы, всегда неповторимой в своей мнимой схожести. Поляны, хвойные леса, водоемы принадлежат сразу двум мирам – реальному, в котором жил художник, и созданной его воображением мистической вселенной. В ней ромашки крупнее, чем в обычной жизни, а пруд таинственней и глубже. Здесь соседская девочка оборачивается Аленушкой, горюющей о братце, а в послеполуденной тишине чудится что-то необыкновенное.

Картины большего формата, написанные маслом на холсте, развешаны по деревянным стенам комнаты. На стендах под стеклом представлены маленькие этюды, старые фотографии мест, где были сделаны натурные зарисовки, и самая интересная часть экспозиции – ранее не выставлявшиеся пейзажи, выполненные на фанере или кусочках грунтованного холста. Небольшие листы размером с книжную закладку изображают одиночные объекты: раскидистое дерево, цветочный островок на лесной поляне, бегущее по небу облако.

Источником вдохновения в работе над этими изящными этюдами послужила природа усадьбы художника Новое Рябово неподалеку от Абрамцева. Окруженное огромными липами и яблонями имение с дубовыми аллеями и тихим прудом имело множество уголков, достойных внимательной кисти Васнецова. Эти наброски не стали большими полотнами, но передают прелесть любимого места отдыха живописца.

Особое внимание привлекает крупное горизонтально вытянутое полотно с поэтическим названием «Затишье». Под впечатлением от картины родились строки Владимира Гиляровского:

Дремлют сосны. Дремлют дали. Отдыхая, дремлет лес. В воды тихие упали Отражения небес…

Впрочем, каждый из чудесных этюдов – таких знакомых и близких – заслуживает стихотворного отклика. В лирике лучших отечественных поэтов звучат схожие мотивы. На вернисаже можно прикоснуться к действительно прекрасному и в то же время простому и понятному искусству, проникновенно изображающему просторы родной земли.

Выставку, проходящую в Доме-музее художника, можно посетить до 17 сентября.

Фото с сайта cultobzor.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте