К сожалению, тенденция к закрытию малокомплектных школ стала явной. Увы, к малокомплектным уже сейчас можно отнести каждую вторую сельскую школу. А что будет через год-два? Состояние русского народа на день нынешний оценивается одним жестоким, но неумолимым словом – вырождение. Причем не просто количественное, но и качественное. Только в моем Муромцевском районе, как минимум, 60 процентов населения живет за чертой бедности. Доход каждых шести из десяти моих земляков ниже прожиточного минимума. О состоянии здоровья подрастающего поколения я умолчу, поскольку нам всем уже известно: здоровых детей в России не рожают. Рождаемость – не прирост, куда нам до него! – в России в значительной части своей обеспечивается за счет детей тех родителей, кои пособия на детей почитают пособием на выпивку.
Не дай вам бог жить в российской деревне, где кормильцем семьи почитают пенсионера и его злосчастные полторы-две тысячи кормят-поят, как минимум, четырех человек. Могли ли мы представить, что работник разворованного колхоза, годами не видящий денег, бросит в лицо моему коллеге: «Вы, учителя, зажрались!»
Школа – это последняя надежда на будущее села. Это пусть тонкий, но слой интеллигенции. Это организующая, сдерживающая и воспитывающая сила. Нельзя отбирать у людей надежду.
И не решить проблему малокомплектной школы подвозом детей в другие, более крупные. Не поможет автобус ни детям, ни селу, тем более что проблема дорог с гоголевских времен ничуть не стала меньше. Нам говорят, что малокомплектные школы законсервируют до лучших времен. Да, всем понятно и проверено практикой – то, что законсервировано, минимум через год будет разобрано, растащено и так далее. И что будет законсервировано вслед за школой? Фельдшерско-акушерский пункт, магазин?
Я с глубоким уважением отношусь к малокомплектным школам. Именно там работают удивительные в своем бескорыстии люди. Там учатся дети, которые любят свою малую родину, несмотря ни на что. Именно они могли бы стать рачительными хозяевами своей земли при должном образовании и воспитании. Малокомплектная школа обходится дорого? Но вложения в образование – это инвестирование в будущее нации. Предлагаю следующую программную установку: покуда в селе есть хоть один ребенок – в селе должна быть школа.
Александр РАХНО, учитель истории Петропавловского лицея Муромцевского района Омской области, лауреат конкурса «Учитель года России», президент общественной организации «Сибирский пеликан»
Комментарии