В петербургской школе средний возраст социальных педагогов, в основном, от 30 до 40 лет. Из них непосредственно по профессии работает лишь около 21%. Для остальных социальная педагогика – дополнительная нагрузка.
Таковы данные, которые привели на межрегиональной научно-практической конференции: “Начинающий социальный педагог: проблемы, пути решения, перспективы”, прошедшей на онлайн площадке Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Недавно специалисты АППО опросили 165 начинающих социальных педагогов для того, чтобы составить современный портрет этой категории педагогических работников. Оказалось, что чаще всего социальные педагоги выполняют в образовательной организации роль социального работника (более 64%), также в них видят правозащитников (около 59%) и профориентаторов (порядка 46%).
Помимо этого, в школе считают, что социальные педагоги могут выполнять роли: организатора, куратора и психолога, что, конечно, несколько спорно. При этом сами социальные педагоги уверены, что основная их функция – заниматься профилактической работой (94%), координационной и защитно-охранной деятельностью (54%). В своей работе социальный педагог сталкивается, как правило, с детьми из малообеспеченных, неблагополучных семей, с детьми, имеющими отклонения в поведении и недостатки в психическом развитии. К слову, число детей из последней категории в последние годы выросло почти на 30 %. Также увеличился процент детей, демонстрирующих девиантное поведение. На долю самых частых проявлений такого поведения приходятся драки – 61%. Увы, не сдают позиции: курение, алкоголь, чрезмерное увлечение компьютером.
Методы диагностики у социальных педагогов остаются прежними: беседа, наблюдение, анкетирование и опрос. Свое взаимодействие с различными ведомственными организациями, представляющими и защищающими интересы детей, социальные педагоги оценили, в целом, как продуктивное. К примеру, более 50% из них сообщили, что им очень помогает сотрудничество с инспекторами по делам несовершеннолетних.
Важно, что на конференции социальные педагоги могли подробнее узнать о том, как сохранить свое профессиональное здоровье. Судя по данным еще одного исследования АППО, практически каждый педагог убежден, что профессиональное здоровье необходимо поддерживать, но только 70% считают, что оно у них в порядке. Поэтому о симптомах профессионального выгорания нужно знать, вовремя их определять и по возможности лечить себя. К примеру, нужно насторожиться, когда педагог испытывает перманентное чувство усталости, которое не проходит за выходные. Также один из ярких симптомов – это повышенная раздражительность, которая часто влияет на взаимоотношения с коллегами и учениками. Как правило, через 4-5 лет работы, в том числе, социальным педагогом, у человека начинает проявляться синдром информационной усталости, когда не можешь переработать полученный объем информации. Человек вынужден просматривать только заголовки, не вникая глубоко в текст. Засоренный лишней информацией мозг часто просто не выделяет информацию актуальную.
Среди плохих весточек профессионального выгорания и запястный синдром, и синдром хронической усталости, а также прокрастинация и ангедония, когда человек откладывает на потом важные личные дела и отказывается от удовольствий. Все эти сигналы организма нужно учиться читать, они возникают не на пустом месте. Специалисты советуют почаще заглядывать в себя, чтобы своевременно заметить признаки опасной профессиональной деформации. И, конечно, действенными факторами антивыгорания станут: оптимизм, активность, общительность, творчество. И, кроме того, обязательно нужно баловать себя маленькими радостями жизни: чашечкой кофе, любимой книгой, долгожданной поездкой.
Комментарии