search
main
Топ 10
В новый год – по-новому: с 1 сентября жизнь школы уже не будет прежней Почему в России дефицит учителей – мнение педагогов Рособрнадзор: предложение разделить ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный будет рассмотрено Разрушаем мифы: флешку можно вытаскивать небезопасно, а заклеивание камеры не спасет от слежки Школьные и студенческие олимпиады на 2022/2023 учебный год: Минпросвещения предложило новый перечень Отец самой юной студентки МГУ Алисы Тепляковой сообщил о будущем пополнении в семье Медовый Спас: что нужно знать о меде и как выбрать настоящий В Госдуму внесли инициативу о пособиях для школьников и студентов-очников Более 2 тысяч учителей примут участие в Августовских педчтениях в Севастополе Банановая кожура помогает в профилактике рака и укрепляет здоровье сердца Скоро в школу: что важно сделать до начала учебного года Исполняющим обязанности ректора МГУТУ имени К.Г. Разумовского назначен Арсений Миронов «Просвещение» приглашает на всероссийский августовский онлайн-педсовет Нехватку учителей и дебюрократизацию в школах обсудят осенью члены Общественного совета при Минпросвещения Всероссийская акция «Спасибо, учитель!» пройдет в большинстве регионов страны Диетологи призывают поставить лишний вес к стенке Как избежать инфаркта в жару: советы кардиолога

В Санкт-Петербурге обсудили особенности работы детских садов в эпоху цифровизации

Эксперты призывают воспитателей при использовании виртуальных приемов не забывать о реальных практиках

В Северной столице прошла межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием “Детский сад будущего: лучшие практики дошкольного образования в эпоху цифровизации”, организованная Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (АППО). Для участия в ней зарегистрировалось более 2 тысяч специалистов.

Цифровые технологии – инструмент, которым нужно пользоваться не вместо, а вместе

Ректор АППО Степан Жолован в приветственном слове отметил, что для развития как системы в целом, так и каждой образовательной организации, нужен теоретический и практический потенциал, а различный опыт, с которым можно познакомиться в рамках конференции, только способствует взаимному обогащению.

Говоря о дошкольном образовании, как о корневой системе образования, участники форума начали с того, что уточнили, что “корни” сейчас подпитываются новыми условиями. А именно изменяющимся миром детства. Если раньше было много детской среды, ребенок приобретал опыт методом проб и ошибок, а воспитывала его культура семьи и двора, то сегодняшние дети – это цифровые аборигены, они нетерпеливы, мотивированы тогда, когда интересно, быстро взрослеют и ориентированы на потребление и индивидуализм.

Ученые отмечают, что у современных ребятишек снизился уровень любознательности и воображения, уменьшилась энергичность, довольно большую группу составляют дети с нервно-психическими заболеваниями, а дисгармоничное развитие отмечается у 26 % ребят. В то же время, для представителей нынешнего поколения характерен повышенный уровень интеллектуального развития, увеличивается доля одаренных детей. Все это нужно учитывать педагогам, работающим с современными детьми.

Еще один фактор, который также требует педагогического осмысления, – это цифровизация образования, которая нагрянула вместе с пандемией. Объединят или разобщат детей и взрослых информационные технологии, еще предстоит узнать, но, чтобы не случилось второго, по мнению доктора педагогических наук, кандидата биологических наук, профессора Московского городского педагогического университета Натальи Рыжовой, нужно знать о сегодняшних “подводных камнях” цифровых технологий. Сейчас педагоги дошкольного образования используют много новых и, несомненно, полезных технологий, например, интерактивные доски. Однако часто происходит так, что педагог объясняет что-то на экране, но вживую это не повторяет. Проекции из виртуальности в реальность нет. Выходит, что полученные знания не закрепляются и через некоторое время благополучно исчезают. Многие педагоги обращаются в своей практике к показу мультфильмов, но, увы, именно как к показу, а не как к совместному с детьми их созданию, обсуждению. Практикуются и QR-коды как некие цифровые загадки, которые малышам положено отгадать, но это целесообразно только в целях привлечения внимания и с разумной периодичностью. Популярны в дошкольной педагогической практике интерактивные песочницы, однако важно понимать, что в отличие от обычной песочницы, в интерактивной заложен запас определенных программ, и, значит, существуют границы и рамки. Полет фантазии сдерживается. Кроме того, в интерактивной песочнице затруднительно работать с группой ребят.

В то же время нельзя отрицать плюсы цифровых технологий. Один из них – это рефлексия, в том числе педагогов. Многие снимают видео, анализируют свой опыт, делятся им, обсуждают. То же самое можно делать с участием детей. Также с помощью цифры можно фиксировать наблюдения, результаты проектной деятельности, создавать видеопрезентации, выстраивать виртуальные декорации как фон и использовать их на занятиях с детьми.

Но, как в любом деле, здесь не должно быть перекосов, когда, к примеру, получив современное оборудование, детский сад выбрасывает то, чем педагоги пользовались раньше. Как заметила Наталья Рыжова, если появился цифровой микроскоп, это не значит, что нужно отказываться от лупы. Цифровые технологии – всего лишь инструмент, которым нужно пользоваться не вместо, а вместе. Будущее образования, в том числе дошкольного – за сочетанием миров, реального и виртуального. И, конечно, за главным способом познания мира детьми – игрой.

Фото Вадима Мелешко

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте