search
main
0

В руках педагогов-дошкольников – будущее Москвы

В один прекрасный осенний день журналистов, пишущих на темы образования, пригласили в пресс-тур. История организации пресс-туров уходит в далекие 90-е, когда Департамент образования два года подряд устраивал праздники для журналистов во дворцах творчества с концертами и подарками. Через два года все вместе договорились, что пишущей братии нужно показать не творческие коллективы дворцов, а творческие коллективы образовательных учреждений. Тогда и возникли массовые творческие командировки журналистов в московские школы, детские сады, учреждения профессионального образования, причем в программе были сразу несколько разных учреждений. Каждый месяц пресс-тур принимало одно из десяти окружных управлений образования, таким образом, за год мы объезжали практически весь город, и было о чем писать. Нынче, к сожалению, пресс-туры стали редки: и журналисты не очень настроены писать о положительном опыте, и система образования так интенсивно работает, что подчас не находит времени для подробных и интересных рассказов о своих достижениях. Но на этот раз все сложилось: большая группа журналистов приехала в рамках пресс-тура в детский сад №2634 Центрального округа.

Тема поездки была определена загодя: нам предложили ознакомиться с новой формой работы – семейными детскими садами. В ДОУ №2634 их пять, и все они работают успешно. Но прежде чем узнать о работе семейных детских садов, нам предложили посмотреть сам детский сад, который решился на их создание.

С детским садом комбинированного вида №2634 лично я познакомилась на одном из конкурсов «Детский сад года». Заведующая – Татьяна Борисовна Лисичкина – тогда рассказывала о своем учреждении много интересного, теперь мне удалось увидеть все воочию. Принципиально важно было убедиться в том, что в рассказе не было ничего преувеличено, так как создавать новые формы работы может только то ДОУ, у которого есть для этого и творческий потенциал, и свой, наработанный годами положительный опыт, позволяющий относиться к новшествам как к восхождению на новую педагогическую высоту. Татьяна Лисичкина вместе со своим коллективом добилась немало. Начать с того, что ДОУ – это еще и городская экспериментальная площадка «Речедвигательная ритмика в системе логопедической работы». То есть идет эксперимент по направлению, которое видно как вершина айсберга в бурном океане других значимых направлений. А направлений несколько. Это и организация учебно-воспитательного процесса согласно закону «Об образовании»; и логопедическая и психологическая помощь детям с нарушениями развития; и преемственность в работе детского сада, начальной школы и семьи в реализации духовного, физического и психического развития ребенка; и, конечно, сама экспериментальная деятельность.

Дети в ДОУ приходят разные, нуждающиеся в самой различной помощи. Поэтому есть в детском саду 5 групп для детей с общим недоразвитием речи, группа для детей с задержкой психического развития, группа кратковременного пребывания для детей с отклонением в развитии, лекотека, группа для детей раннего возраста, две группы массового детского сада, пять групп структурного подразделения «Семейный детский сад». С детьми работают очень квалифицированные учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, воспитатели, музыкальный работник, воспитатель по физической культуре, хореограф. Выстраивая работу с детьми, Татьяна Лисичкина и члены ее замечательного коллектива делают все, чтобы для всех, а в особенности для детей с ограниченными возможностями, личностное развитие выстраивалось на установлении междисциплинарных связей и общего взаимодействия, в которое вовлечены и родители, и различные службы (психологическая, медицинская, логопедическая), и педагоги-специалисты. Что для этого им нужно?

Ну во-первых, любовь к детям и колоссальное терпение. Тот, кто уже увидел первую страницу нынешнего номера, конечно, обратил внимание на фотографию Татьяны Лисичкиной. Это не постановочная фотография, когда главное – сделать хороший портрет. Это момент, который был практически никому не виден: Татьяна Борисовна на несколько минут взяла ребенка из семейного детского сада, пока журналисты брали интервью у его мамы, и скромно постояла с ним в уголке. Но с какой любовью и нежностью она смотрит на этого ребенка, как бережно держит его. Тут уже никаких слов не нужно, все и так понятно. Но я видела еще, как гуляют с детьми воспитатели, как общаются с ними. Так могут обращаться с детьми только очень сердечные люди. Возможно, что Татьяна Лисичкина (сама многодетная мама) подбирала себе работников-коллег по каким-то особым качествам, и они ее доверие оправдывают.

Во-вторых, необходима соответствующая материальная база и в этом обычном детском саду, размещающемся в типовом панельном здании. Есть многое: игровые комнаты и уголки эмоциональной разгрузки, кабинет психологов и кабинеты логопедов, музыкальный, физкультурный и тренажерный залы, изостудия, сенсорная комната, оборудованная спортивная площадка. Для укрепления здоровья детей тут используют и массаж, и ЛФК, и фитотерапию, и релаксацию, и занятия физической культурой, и спортивные часы, и дни здоровья, и дыхательную гимнастику, и витаминизацию. Есть еще и система дополнительного образования: логоритмика, классические и современные танцы, музыкальный театр, студия «Улыбка», обучение спортивным играм и занятия в тренажерном зале.

Плюс ко всему, что важно, в ДОУ есть современная аудио-, видео- и телетехника. Именно поэтому на том давнишнем конкурсе «Детский сад года» Татьяна Борисовна и смогла показать замечательную презентацию – рассказ о работе своего учреждения. Там, на конкурсе, шел разговор о том, что нужно, в-третьих, а по сути и в главных: об образовательных программах. Программ, по которым работает детский сад, несколько: программа обучения и воспитания в детском саду, коррекционные программы для детей с ОНР, коррекционная программа для детей с ЗПР, «Росинка» В.Зимониной, «Музыкальные шедевры» О.Радыновой, экологическая программа С.Николаевой, «Основы безопасности» Р.Стеркиной.

Теперь самое время сказать о том, как в этом детском саду работают с семьями воспитанников. Работают интересно и разнообразно, используя традиционные формы работы и предлагая новые, проводя ярмарки, Масленицу, благотворительные концерты, фольклорные праздники, дни открытых дверей, спортивные игры и соревнования, КВНы, викторины, конкурсы, родительские посиделки, клубы по интересам.

Теперь понятно, думаю, почему именно детский сад комбинированного вида №2634 стал создавать семейные детские сады, разрабатывая эту новую форму работы.

Разговор о том, что такое семейный детский сад в этом ДОУ, мы продолжим в 42-м номере «УГ-Москва».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте