Современные российские компании испытывают нехватку профессиональных рабочих. Чтобы ликвидировать этот дефицит, необходимо совершенствовать систему подготовки кадров. В этом важная роль отведена стартовавшему в прошлом году федеральному проекту «Профессионалитет». Его развитие отвечает задачам нацпроектов «Образование» и «Производительность труда».
Один из участников обсуждения проекта, сопредседатель комитета по профобучению и профессиональным квалификациям РСПП Андрей Комаров рассказал о цели новой инициативы и причинах именно такого развития СПО.
Об актуальности проекта «Профессионалитет»
В интервью порталу национальныепроекты.рф Андей Комаров отметил, что программы СПО зачастую отстают от изменений в производственной сфере. Как следует из информации Минпросвещения России, до 80% программ не отвечают запросам работодателей. В условиях санкций нужно будет активнее развивать производство, для которого нужны квалифицированные специалисты, владеющие конкретными навыками работы.
Новый подход к подготовке кадров предполагает более гибкие принципы работы образовательных организаций СПО и вузов, активное вовлечение в образовательные программы представителей производства. Для этого и был разработан федеральный проект «Профессионалитет» – он призван обеспечить приток квалифицированных кадров.
Об особенностях проекта
Реализовать проект, по мнению эксперта, можно лишь «в плотной связке государства с работодателями, бизнес-сообществом, образовательными организациями». Представителям производственной сферы предстоит в качестве партнеров управлять образовательными организациями, обучение необходимо максимально ориентировать на практику, также важно сокращение сроков обучения: до двух лет – для рабочих профессий, до трех лет – для более технологичных специальностей. В проекте участвуют потенциальные работодатели, они могут вкладывать средства в развитие СПО и предоставлять базу для формирования практических навыков студентов.
В стране уже существуют примеры открытия учебных заведений и курсов при компаниях, которые работают в сфере услуг. Только работодатели знают, какие именно качества и навыки нужны их будущим сотрудникам.
Материально-техническая база подготовки квалифицированных кадров в системе СПО возможна благодаря соответствующему финансированию. Проект обеспечивается финансово как государством – в 2022-24 годах на его реализацию выделят около 30 млрд рублей, – так и бизнесом.
Ранее именно дефицит финансирования выступал ключевой причиной оторванности обучения от практических потребностей. Чтобы бизнесу было интересно участвовать в проекте, предложены изменения в налоговое законодательство. Они позволят регионам самим уменьшать размер налога на прибыль для участвующих в развитии СПО организаций. Андрей Комаров полагает, что реализация «Профессионалитета» даст возможность увеличить долю трудоустройства выпускников со средним профессиональным образованием до 95%.
О возможностях, которые открывает проект для бизнеса, студентов и государства
«Профессионалитет», по мнению спикера, открывает новые возможности для всех его участников. Бизнес интегрируется в процесс подготовки своих кадров, может участвовать в управлении образовательными учреждениями выступать в качестве соучредителей. Студенты в разумные сроки получают востребованную профессию и опыт работы на производстве – это своего рода гарантия последующего трудоустройства.
Образовательные организации получают возможность внедрить дуальную модель образования, ориентированный на практику подход и выпускать востребованных экономикой специалистов. Именно это важно для дальнейшего развития системы СПО.
О настоящем этапе реализации проекта
В настоящее время Минпросвещения России проводит конкурс на предоставление в текущем году грантовых средств из федерального бюджета для господдержки развития образовательно-производственных кластеров. По итогам конкурса 70 первым кластерам выделят гранты – до 100 млн рублей. Информация об итогах станет известна в конце марта.
Ожидается, что первые кластеры станут работать по 8 отраслям промышленности: в металлургии, атомной промышленности, химической отрасли, сельском хозяйстве, машиностроении, фармацевтической отрасли и в железнодорожном транспорте.
О практической организации обучения в сфере СПО – что важно учитывать
Уже более десяти лет практико-ориентированные образовательные программы в формате государственно-частного партнерства реализуются в частности, в Первоуральске Свердловской области и в Альметьевске («Колледж будущего Татарстана»). Образовательный центр Первоуральска «Будущее Белой металлургии» оснащен современным оборудованием, оно на уровень выше того, которое установлено в действующих цехах. Благодаря этому образовательный процесс не просто соответствует, но и опережает темпы развития производства.
Студентов обучают сразу 2–3 рабочим специальностям. При необходимости выпускники смогут «переформатировать» свою работу для разных рабочих задач. Это особенно актуально в современном мире, ведь технический прогресс быстро меняет формат работы. Для студентов, помимо обычных дисциплин, предусмотрены также те, которые введены по предложению работодателя. Так студенты уже с первого курса проникаются корпоративной культурой предприятия, знакомятся со спецификой технологий и производства – так что к окончанию учебы полностью готовы работать в компании.
Эффективность программы подтверждается успехами студентов: они побеждают и становятся призерами чемпионатов рабочих профессий WorldSkills. Будущие металлурги уже награждены на чемпионатах профессионального мастерства 194 медалями.
Помимо этого, студенты участвуют в социальных программах, конференциях, выступают в качестве волонтеров посещают музеи и театры. Это помогает их личностному росту, культурному развитию и приобретению гибких навыков.
Комментарии