search
main
0

В Российском новом университете прошла лекция по кулинарии коренных народов Северной Америки

17 марта для студентов Гуманитарного института РосНОУ состоялась лекция о национальной кухне индейских народов, населяющих субарктический регион Канады и США. Перед будущими лингвистами и переводчиками выступила независимый исследователь-индеанист Людмила Михайловна Полонская. Мероприятие организовала доцент кафедры философии РосНОУ, преподаватель всеобщей истории Светлана Евгеньевна Воробьева.

Людмила Полонская. Фото: Анастасия Чупик

Как в начале лекции отметила Людмила Михайловна, ее интерес к изучению индейцев связан с их генетическим родством с народами, населяющими современную территорию России: они происходят из Алтайского края. Кулинарные предпочтения наших «двоюродных братьев и сестер» в доколумбовую эпоху были во многом обусловлены не столько племенной принадлежностью, сколько регионом их проживания. Это подтверждают исследователи Дикого Запада Льюис и Кларк, организаторы экспедиции 1803 года на запад континента, через прерии до Скалистых гор.

Основным источником пищи в прериях служило мясо бизонов, а также антилоп, уток, куропаток, бобров, в лесах – лосей и оленей.  А вот рыбалка считалась делом, недостойным настоящего воина: непуганую рыбу, которой буквально кишели озера, можно было поймать фактически голыми руками. Загонная охота на бизонов была куда как более сложным и опасным делом. Громкими звуками бубнов и шумом охотники вынуждали зверей метаться в панике и забегать на высокие обрывы, откуда животные падали и разбивались насмерть. Туши навьючивались на собак (позднее на лошадей) и доставлялись в селения, где женщины готовили пеммикан – мясной пищевой концентрат с ягодами – малиной, голубикой, черемухой, иргой.

– Ирга, растущая в Канаде – национальная гордость, ее там порядка 14 видов. Плоды крупные, не в пример нашим сибирским. Эта ягода в таком большом почете, что в честь нее был назван город Саскатун, районный центр канадской провинции Саскачеван, обозначающий иргу на языке индейцев кри, – рассказала Людмила Михайловна Полонская.

Туши бизонов служили индейцам прерий не только источником пропитания. Например, из их сухожилий изготовляли тетиву для стрел, нитки, из костей – детали оружия, инструменты, например, ножи, из кожи, желчного пузыря и желудка – сосуды для переноски жидкостей: керамическая посуда считалась у кочевых племен излишеством. В этих сосудах могли готовить самые различные блюда, например, супы из мяса бизона, турнепса, корней стрелолиста, черемши. Индейцы готовили колбасу: набивали кишки убитых на охоте животных мясом и жиром, пекли на кострах, могли добавить в качестве консерванта сахар из кленового сиропа: лист канадского клена даже попал на национальный флаг страны. Ирокезы, которые, в отличие от жителей прерий, были земледельцами и выращивали разные сельскохозяйственные культуры, готовили блюдо «Три сестры» – смесь привычных нам тыквы, кукурузы и фасоли. Отдельное место в национальной кухне племен Великих озер отводилось дикому рису. Эту культуру индейцы собирали, стоя в каноэ: били стебли ножами и стряхивали зерна в лодку, а затем собирали их со дна. Сбор дикого риса по сей день является сезонным промыслом индейцев, к нему привлекают даже детей: на этот период школьники освобождаются от занятий. Рис сдают в супермаркеты, делают из него муку, лепешки, крупу, иногда добавляя туда молотый орех пекан.

В отличие от современников из прерий, индейцы, населявшие побережье океана, рыболовным промыслом не брезговали. Их диета напоминала японскую: так же основывалась на морепродуктах. Большое значение для прибрежных жителей имел кедр: из древесины изготавливали практически все предметы быта, орехи употребляли в пищу. Красную икру люди не ели, зато щедро кормили ею собак для быстрого роста шерсти: ее впоследствии состригали, использовали как элемент повседневной одежды или продавали. Особым деликатесом среди прибрежных северных племен (хайда и тлинкиты) считалась икра сельди, смешанная с рыбьим жиром и ягодами морошки, а у более южных племен сегодняшней Калифорнии также желудевая каша, которая и по сей день является предметом гордости ряда индейских ресторанов.

– После прихода на индейские земли европейцев, многолетних кровопролитных сражений и выдворения коренного населения в резервации традиционные промыслы индейцев сошли «на нет». Земля застраивалась городами, в прериях высаживали ранее чуждые региону культуры – например, пшеницу. По талонам на еду индейцы могли получить дешевые сыр, колбасу, бекон, крупы, жир, пшеничную муку, начали делать fry bread – жареные лепешки для бедняков. Разумеется, такой фастфуд негативно сказывался на здоровье и приводил многих к ожирению и ранним болезням, – сообщила Людмила Михайловна.

Фото: Анастасия Чупик

На рубеже 20 и 21 веков началось возрождение индейской культуры и традиций, прежде всего, за счет туризма. Путешественникам предлагалось не только прикоснуться к материальным ценностям – украшениям и одежде, посетить национальное жилище – вигвам или типи, но и ощутить вкус вольной индейской жизни через кулинарию. Интегрировать традиционные рецепты в стандарты современных ресторанов помогла наука этноботаника. Потомок Шамана Черного Лося, известного своим участием в битве при Литл-Бигхорне, где индейская армия наголову разгромила европейцев, по имени Люк Блэк Элк и его супруга Линда, внучка знахарки-травницы из племени лакота (сиу) долго и скрупулезно вникали в тонкости этой науки, изучая свойства таких растений, как стрелолист, батат, гриб-лобстер, черемша, ваточник сирийский, прежде чем открыть собственную сеть ресторанов и начать обучение будущих поваров в Технологическом колледже объединенных племен в Северной Дакоте. Сын Линды и Люка также окончил этот колледж. Принципы семьи Блэк Элк – приготовление блюд из представителей автохтонной флоры и фауны, соблюдение так называемой палеодиеты. Большой популярностью среди туристов и коренного населения пользуются бизонья ферма Дэна О’Брайена «Wild Idea Buffalo Company», идеология ресторатора Шона Шермана, изложенная в книге «Индейская кухня от шефа племени лакота» c его лабораторией национальной кухни, где ведущие повара могут обмениваться лучшими рецептами, продукция шоколатье Тэмми Мэкки, известной по индейскому имени Взлетающий Сокол, и десерты канадской пекарни «Кокум Баннок» («Бабушкин пирог»).

– В настоящее время среди индейцев очень популярно садоводство. Они не только возрождают рецепты великих предков, но и восстанавливают земли прерий, засаживают их автохтонными культурами. Будем надеяться, что эти культурные ростки превратятся в скором времени в настоящее Дерево Возрождения, – поделилась Людмила Полонская.

Людмила Михайловна проводит уже вторую лекцию в Российском новом университете. Первая прошла в октябре прошлого года и была посвящена материальной культуре индейцев Северной Америки. Каждый раз лектор собирает восторженные отзывы. По словам слушателей, после выступления Полонской на тему индейской кулинарии, которое было очень «вкусным», они осознали, что безумно проголодались – и сразу побежали есть!

Светлана Евгеньевна Воробьева, доцент кафедры философии РосНОУ, преподаватель всеобщей истории:

– Очень повезло слушать лекцию Людмилы Михайловны снова. Когда спикер так увлечен своим делом, предметом исследования, это всегда заряжает и слушателей. Интересно было узнать и про традиционные блюда канадских индейцев, и про развитие этноботаники. А еще очень понравилась история про индейцев-ирокезов, которые изобрели лакросс – игру с мячом. Хотя у них и не было собственного каучука, но ради азартной спортивной игры можно преодолеть все преграды и наладить торговые связи с соседями. Спасибо за лекцию! Очень интересно!

Алиса Горос, студентка группы 612 направления подготовки «Лингвистика»:

– Лекция потрясающая! Я не думала, что кухня индейцев настолько необычная: мне так сильно захотелось попробовать все и сразу. Преподаватели предупреждали: у нас потекут слюнки во время прослушивания, но чтобы настолько вкусно! Побольше бы таких лекций!

Варвара Андрейченко, студентка группы 611 направления подготовки «Перевод и переводоведение» («Специальный перевод»):

– Невероятно интересная лекция. Наконец-то узнали про традиционную индейскую кухню. Захотелось самой попробовать! Спасибо лектору огромное за уделенное нам время. Было бы также интересно узнать про мифологию индейцев, надеюсь, Людмила Михайловна еще не раз приедет в наш вуз.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте