Ученые РАО провели социологическое исследование, целью которого было установить мотивацию учителей в их работе. Согласно результатам исследования, цели учителей меняются по мере приобретения трудового стажа. Для молодых педагогов основной задачей является дать ученикам знания по конкретному предмету, тогда как для педагогов с большим стажем важнее научить детей учиться самостоятельно.
Исследование проводилось научным руководителем лаборатории социологических исследований в образовании Центра развития образования РАО Владимиром Самуиловичем Собкиным и заведующим лабораторией Мониторинговых социологических исследований в образовании Института социологии образования РАО Дмитрием Владимировичем Адамчуком. Они изучили данные анкетного опроса 3515 учителей из восьми субъектов Российской Федерации.
Владимир Собкин отметил, что мотивы педагогической деятельности меняются по мере приобретения стажа. Так, установка на «формирование прочных знаний» у детей, являющаяся целевым ориентиром для молодых педагогов, постепенно наполняется содержательным смыслом в ходе профессионального становления учителя. В конечном счете акценты смещаются, и педагог стремится не столько наглядно продемонстрировать образец владения научным предметом, сколько замотивировать студента проводить самостоятельную исследовательскую работу в процессе изучения предмета.
Согласно выводам, сделанным учеными, для молодого педагога важно показать пример, образец того, как правильно решать задачи в рамках учебного курса. В сущности, это отношения субъект-объектные, где педагог выступает субъектом, целью которого является передать объекту-ученику конкретные знания и методы решения научных задач. Для учителей со стажем важнее воспитать в ученике те качества, которые помогут ему самостоятельно находить ответы на поставленные задачи. Отношения между учителем и учеником при таких вводных радикально меняются: педагог стремится быть понятым учеником не как эталон научной деятельности, а как личность. Он вовлекает ученика в процесс научных изысканий, делая его равным участником — субъектом — учебного процесса.
Для учителей, чей стаж составляет более 20 лет, доминантой в учебной деятельности становится воспитание личностных качеств своих учеников. Важным становится не передать знания, а «научить учиться».
Исследователи пришли к выводу, что педагоги проходят долгий путь «профессионального становления», в результате которого у них формируется комплекс установок, связанных с развитием ученика как субъекта учебной деятельности. Ученые подчеркнули, что учитель приходит к пониманию ценностной ориентировки образовательного процесса и его развивающей роли постепенно. Зачастую на прохождение всего пути нужно более 20 лет.
Комментарии