search
main
0

В российских вузах развивают дистанционное обучение

В Институте образования Высшей школы экономики прошёл семинар на тему “Актуальные исследования в области образования”. На этот раз обсуждали лучшие практики организации дистанционного обучения в российских вузах. Главным докладчиком выступил проектор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Александр Молчанов.

По словам Алексанра Молчанова, на анный момен коллекв МЭСИ созал уже более 900 элекронных курсов ля реалзац санцонного образованя Как показывае пракка, лю, коорые выбраю эо в обученя, замено олчаюся о ех, ко посупае на невное оелене сразу после школы Как правло, эо очень моврованные самосояельные гражане, многе з коорых уже мею высшее образоване решл лбо смень профессю, лбо повысь компеенц в смежных обласях наук Солный процен сосавляю военнослужаще, омохозяйк, нвалы, лца, обывающе срок в месах заключеня Кажой з эх каегорй препоаваел гоовы преосавь свой набор курсов свою собсвенную программу обученя, коорая учывала бы х особенносФоо авораЧайе акжеС 1 сенября 2015 гоа веуще вузы сраны окрою онлайн-курсы

По словам Александра Сергеевича, в этом вузе дистанционными технологиями обучения занимались ещё в советские времена, поэтому многие проблемы здесь обсуждали задолго до того, как вышел приказ Минобразования РФ от 30.05.1997 №1050 \”О проведении эксперимента в области дистанционного образования\”. К слову, с того момента никаких руководящих документов, столь подробно описывающих технологию использования ДО, больше не выходило.

– В Законе “Об образовании в Российской Федерации” есть три статьи, которые напрямую касаются данного направления, – рассказал Молчанов. – Это статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ», статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» и статья 17 «Формы получения образования и формы обучения». Именно к ним следует всякий раз обращаться тем, кто решил заняться организацией дистанционного обучения. Но во всём остальном, увы, пока ещё слишком много проблем, связанных именно с нормативно-правовой базой. Например, когда Рособрнадзор проверяет вузы на соответствие нормам и требованиям, он опирается на подходы, разработанные применительно к традиционным формам обучения. То есть, скажем, если человек обучается в конкретном вузе, подразумевается, что он этот вуз посещает очно, а значит, для этого вуз должен предоставить ему полный спектр услуг по всем направлениям образовательной деятельности – от библиотек до спортивных комплексов. Но если вуз находится в Москве, а студент обучается в нём, находясь Хабаровске, то какой смысл содержать спортзал в столице, если студент сюда по определению не попадёт? И так везде.

Точно так же, жалуется Александр Молчанов, очень сложно убедить бухгалтерию в том, что необходимо постоянно выделять средства на обновление программного обеспечения и усовершенствование самих учебных курсов. Потому что всегда было так: закупили комплекты оборудования и учебников – и на этом расходы закончились, вплоть до списания материальных ценностей через несколько лет. А тут совершенно иные темпы, другие требования.

Обозначил Александр Молчанов и преимущества дистанционного обучения по сравнению с традиционным. В частности, стоимость обучения одного человека в течение года заочно – примерно 56 000 рублей. Дистанционно же можно дать ему те же самые знания, и обойдётся это ему в несколько раз дешевле, порядка 12 000 рублей в год. И это притом, что на “заочку” набирают не более 128 человек, а на “дистанционку” – более 500. То есть налицо солидная экономия средств, особенно если учесть, что при дистанционном обучении на одного преподавателя приходится на порядок больше студентов, чем когда он работает с заочниками и очниками.

На самом деле, самая главная проблема – человеческий фактор. Подавляющее большинство преподавателей высшей школы привыкло работать по старинке, и встречают в штыки всевозможные инновации, даже если они, вполне очевидно, очень перспективны.

– Красноречивый пример: обычно лекция в вузе длится 2 часа, – говорит Молчанов. – И когда мы изучали разные варианты дистанционного обучения, то поначалу планировали просто организовывать трансляции с занятий того или иного педагога. Однако провели такой эксперимент – попросили педагога прочесть лекцию для пустой аудитории, где не было ни одного студента. И оказалось, что весь материал он вполне способен изложить, вместо двух часов за 50 минут! Спрашивается, а что же он делает на лекции остальное время? Кого-то спрашивает, ждёт ответа, пишет и стирает с доски и т.д. Словом, процесс обучения можно “уплотнить” без потери качества. И это тоже вполне очевидный плюс ДО.

В числе других достоинств дистанционного обучения Молчанов назвал возможность работать с аудиторией, разбросанной по всему миру, обучать огромное количество людей в любое время и в любом месте – дома, на улице, в транспорте, мотивировать студентов к поиску знаний и нужной информации, помогать учащимся повышать цифровые компетенции, работать в распределённых коллективах, создавать огромное количество самых разных электронных курсов, на любой вкус, оперативно вносить в них изменения и пр. Все эти преимущества уже давно оценили те иностранные университеты, студенческая аудитория которых исчисляется сотнями тысяч человек. На сегодняшний день огромное количество людей в мире пользуется интернет-ресурсами, специально разработанными для организации онлайн-обучения. Среди наиболее известных – Coursera, Coder Dojo, Codecademy, Carnegie Mellon Open Learning Initiative, Google Code University, Khan Academy, Stanford iTunes U, MIT Open Courseware, Mobiletuts+, Free-Ed, EdX, O’Reilly, Treehouse, Udemy и т.д.

По словам Александра Молчанова, на данный момент коллектив МЭСИ создал уже более 900 электронных курсов для реализации дистанционного образования. Как показывает практика, люди, которые выбирают этот вид обучения, заметно отличаются от тех, кто поступает на дневное отделение сразу после школы. Как правило, это очень мотивированные и самостоятельные граждане, многие из которых уже имеют высшее образование и решили либо сменить профессию, либо повысить компетенции в смежных областях наук. Солидный процент составляют военнослужащие, домохозяйки, инвалиды, лица, отбывающие срок в местах заключения. Каждой из этих категорий преподаватели готовы предоставить свой набор курсов и свою собственную программу обучения, которая учитывала бы их особенности.

Фото автора

Читайте также

С 1 сентября 2015 года ведущие вузы страны откроют онлайн-курсы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте