Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Новости

В российских школах началось внедрение программы “Технологии искусственного интеллекта для каждого”

Дата: 22 сентября 2020, 14:18
Автор:

Компания Intel, известная своими образовательными инициативами, объявила о старте сотрудничества с платформой “Мобильное электронное образование”. На прошедшем накануне пресс-брифинге организаторы и участники проекта также рассказали о подготовке пилотных площадок к запуску программы и поделились планами по развитию проекта в России. В частности, было заявлено, о начале реализации в российских школах программы Intel® AI For Youth “Технологии искусственного интеллекта для каждого”.

Задача искусственного интеллекта – облегчить нашу жизнь, но без естественного интеллекта тут не обойтись. Фото В. Мелешко

– Меня впечатлили результаты обучения ваших специалистов, – сказал директор глобальных программ Intel по развитию цифровой готовности Аншул Сонак из Сингапура. – Большое спасибо за то, что присоединились к этой инициативе. Именно с помощью российских тренеров получится вывести технологии искусственного интеллекта в стране на новый уровень.

По словам Сонака, мир ожидает очередная революция, теперь уже связанная с внедрением искусственного интеллекта. В самом ближайшем будущем порядка 50% рабочих процессов и задач должны быть автоматизированы, в результате чего придётся сократить 149 миллионов рабочих мест. В то же время, уже сейчас наблюдается дефицит кадров, способных грамотно использовать технологию ИИ, а также учебных пособий, моделей и методик. Возникает потребность демистифизировать искусственный интеллект, сделать так, чтобы он был открытым и доступным для всех. Как ни странно, внедрение цифровых технологий отнюдь не обесценивает, а, наоборот, придаёт особое значение вопросам этики, человечности, развитию эмоционально-нравственной сферы людей. Ибо ИИ призван сделать мир более комфортным, в том числе, и для особых категорий граждан, включая людей с ОВЗ. Всему этому нужно учить не только в вузах, но и в школах. Как это уже делается, например, в Индии, Южной Корее, Польше, Германии, Сингапуре, Китае, США, Великобритании, Израиле, Индонезии.

– Хочу отметить, что дети здесь выступают в роли полноценных творческих личностей, – подчеркнул Аншул Сонак. – Совсем недавно в Индии одна 15-летняя девушка из сельской местности создала программу, которая с помощью искусственного интеллекта прогнозирует возможность возникновения депрессии у школьников и предупреждает об этом учителей и родителей. Если она одна смогла сделать такой шаг, то сколько смогут миллионы прошедших обучение!

Директор по развитию корпоративного бизнеса Intel в России Сергей Жуков напомнил, что развитие у молодёжи цифровых и социальных навыков для создания инноваций – один из ключевых элементов нашей обновлённой стратегии корпоративной социальной ответственности, представленной в мае этого года.

– Программа Intel® AI For Youth создана в рамках этого подхода и направлена на получение и совершенствование навыков по работе с технологиями ИИ, – отметил он. – Партнёрство с “МЭО” позволит нам расширить возможности для развития этой инициативы в России.

Сергей Жуков сказал, что на сегодняшний день экономика данных во всём мире оценивается в 13 триллионов долларов. И чтобы грамотно оперировать столь астрономическими суммами, необходимо развивать у молодых граждан навыки и умения XXI века, необходимые в условиях индустрии 4.0: программирование, дизайн-мышление, социальные навыки, вычислительное мышление, машинное обучение, эмоциональный интеллект и так далее. Без технологий ИИ тут не обойтись.

– Нам очень приятно, что многие наши прогнозы, сделанные ещё 10 лет назад, полностью сбылись, – сообщил Жуков. – В частности, мы предсказывали появление таких профессий как наноинженер, менеджер сообщества, специалист по собору данных, виртуальный преподаватель и ряда других. А теперь это – реальность! Мы много вкладывали в то, чтобы мечты стали явью, меняли мир, и наши усилия оказались востребованными. В начале нулевых мы очень много сделали для повышения квалификации учителей в области ИКТ, потом активно продвигали программу “Один ученик – один компьютер”, развивали персональные траектории, электронное обучение, доступ к контенту. Теперь же мы хотим сделать искусственный интеллект доступным для каждого.

По словам генерального директора платформы “Мобильное электронное образование” Александра Кондакова, важным результатом совместной деятельности стала возможность адаптации образовательного процесса к сегодняшним и перспективным запросам рынка труда, особенностям жизни человека в конвергентной социокультурной среде, насыщенной инструментами ИИ.

– Программа позволяет обеспечить раннюю профориентацию школьников, многим из которых предстоит быть не только активными пользователями в быту и профессиональной деятельности, но и разработчиками технологий искусственного интеллекта, – подчеркнул он. – Лидерство в технологиях ИИ – залог лидерства в мировой экономике XXI века. Незаметно для себя мы перешли в конвергентную реальность, где виртуальное и реальное сближается. Интернет дополненной реальности сильно меняет нашу жизнь. Хотим или нет, но всё это уже сейчас незаметно окружает нас – камерами наблюдения с функцией распознавания лиц, платежными системами, интернет-сервисами контентной рекламы и многим другим.

География проекта

  • Детский технопарк “Кванториум”, Псков;
  • Школа № 1788, Москва;
  • Школа “Интеграция”, Томск;
  • Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи “Сириус. Кузбасс”, Кемеровская область;
  • Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара;
  • “Лицей Технополис”, Новосибирская область;
  • Международная гимназия инновационного центра “Сколково”, Москва;
  • Горловская школа, Рязанская область.

Но надо понимать, напомнил Александр Кондаков, что одни люди являются просто потребителями новых технологий, другие же – их разработчиками. И если к первым стоит по праву отнести все 100% населения, то вторых несравненно меньше. А чтобы повысить их количество, нужны новые программы, в которых должны сочетаться междисциплинарность и проектно-исследовательская деятельность, навыки управления и социального поведения. Особую роль тут играет система дополнительного образования, но добиться успеха можно только в тесной интеграции со школьными предметами.

– УМК разработан для школьников и студентов 13-19 лет и включает от 72 до 176 часов теоретической и практической работы, – сообщила эксперт образовательных инициатив Intel Марина Ливенец. – Это модульная программа, которая использует не какие-то особые, упрощённые учебные изделия, а вполне реальные наработки и технологии Intel, которые дети могут сразу же внедрять. То есть мы развиваем практические навыки и социальные решения. Дети знакомятся с машинным обучением, обработкой естественных языков. Мы специально не стали делать ставку на продвинутые городские лицеи и гимназии, потому что хотим понять, как программа проявит себя в самых разных регионах и образовательных организациях.

Марина Ливенец рассказала, что сначала в рамках проекта была подготовлена международная команда из 18 мастеров-тренеров, которые прошли обучение на английском языке. Затем они провели тренинги для русской команды, подготовили 32 тренера для пилотных площадок, с расчётом на то, чтобы в каждом регионе было по нескольку тренеров. Каждая команда получила комплект оборудования и программного обеспечения, а также УМК на все 33 образовательных модуля. Материалы подготовлены максимально подробно и развёрнуто, в них проработан каждый шаг, каждый слайд прокомментирован и содержит рекомендации на все случаи жизни. Дети получают не только теоретические основы ИИ, но также осваивают навыки программирования на Python, отрабатывают технологии машинного обучения, машинного зрения и естественных языков. Для разных типов площадок – разные подходы. Есть программы для учреждений дополнительного образования, школ, лабораторий, есть инженерные практикумы на уроках, проекты, элективные курсы.

Старший преподаватель кафедры электроэнергетики, электропривода и систем автоматизации Псковского госуниверситета, эксперт программы Intel® AI For Youth Сергей Тращенков поделился впечатлениями от обучения тренеров.

– Мы хотели не просто обучить человека создавать те или иные модели, но и делать так, чтобы любая модель реально заработала на любом железе, – подчеркнул он. – Это касается умных дронов, камер распознавания дорожных знаков и всего прочего. Кроме того, курс призван поддерживать людей в тонусе, ставя новые и новые вызовы, ибо каждый день выходят новые публикации и работы, поэтому надо постоянно быть включённым в процесс, постоянно учиться, совершенствовать свой английский. Область постоянно обновляется и меняется.

Но, как оказалось, самая большая сложность для учителей состояла в том, что им было просто страшно подступиться к новым технологиям, точнее, они боялись, что не сумеют овладеть хорошо, а плохо не хотели. Был страх освоения незнакомого материала, новой информации. Но, к счастью, они этот страх сумели преодолеть. Помогла не только хорошо организованная работа в командах, но и грамотно продуманная методика, применяемая специалистами Intel.

– Некоторые преподаватели убеждены, что сначала надо сделать всё для развития естественного интеллекта, а уже потом браться за искусственный, – отметил в заключении Александр Кондаков. – Но мне подобная позиция кажется ошибочной. Оба эти процесса должны идти параллельно и стимулировать друг друга. Сегодня дети начинают работать с гаджетами с младенчества. И главная задача школы на современном этапе – развить мышление в сложной среде. А мышление – это ведь не только знания. Но чтобы что-то изменить в системе образования, нужно подготовить грамотных учителей, готовых внедрять передовые технологии и умеющих ими пользоваться. Поэтому мы хотим через обучение педагогов поменять не только мировоззрение детей, но и саму образовательную среду.

Александр Кондаков напомнил, что все материалы инициативы будут размещены на Цифровой образовательной платформе МЭО  и включены в программы повышения квалификации педагогов.


Комментарии

Нужен ли обязательный ЕГЭ по истории?
  • Нет, выпускникам необходимо сконцентрироваться на профильных для них предметах 54%
    142 голоса 54%
    142 голоса - 54% из всех голосов
  • Нет, система образования ещё не готова к обязательному ЕГЭ по истории 26%
    69 голосов 26%
    69 голосов - 26% из всех голосов
  • Да, история формирует мировоззрение 14%
    38 голосов 14%
    38 голосов - 14% из всех голосов
  • Да, это мотивирует школьников активно изучать этот предмет 4%
    10 голосов 4%
    10 голосов - 4% из всех голосов
  • Затрудняюсь ответить 2%
    4 голоса 2%
    4 голоса - 2% из всех голосов
Всего проголосовало: 263
20.10.2020 - 26.10.2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt