search
main
0

В России таких программ пока нет

​Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования НИУ ВШЭ: – Специалисты Высшей школы экономики с самого начала участвовали в разработке госпрограммы Москвы, особое внимание мы уделяли механизмам ответственного финансового менеджмента. Эти механизмы стали сквозными механизмами во всех подпрограммах, они необходимы для того, чтобы общество могло контролировать нацеленность на результат через понятную систему индикаторов, чтобы между всеми участниками образовательного процесса, включая руководителей, педагогов, родителей, общественность, профсоюз, работодателей, был налажен конструктивный диалог по выполнению госпрограммы.

Для меня лично важны точки опоры креативности в меняющемся глобальном мире. Эта тема в госпрограмме «Столичное образование» сформулирована таким образом, что действительно стала маршрутом в построении креативного города. Эти точки опоры в общем-то интересны, но для нас было очень важным именно обсуждение программы, где есть и поликультурная среда, и толерантность, и  непрерывное образование, которое стало тем самым маршрутом, о котором мы постоянно говорим, и лидерство, и новые технологии управления, и творческое начало, и глубина культурных традиций, и новый разворот имеющихся ресурсов, и, конечно, навыки конструктивного диалога, основанные на современном развитии гуманитарного знания. Очень важно, что образование для Москвы не только ключевой ресурс креативных индустрий, но еще (это было заложено в программах) и кластер стратегического развития. А если это кластер стратегического развития, то мы должны уйти от понимания образования как просто расходной отрасли к тому, чтобы сформировать тот самый креативный потенциал, который позволяет, основываясь на индивидуальном творчестве, на талантах, которые имеет человек, создавать добавленную стоимость, новые рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Тот институциональный вызов, который перед нами стоит, заключается в том, что суть достижений конкурентоспособного образования – это, вообще говоря, обеспечение входного билета на глобальный рынок. Вся реализация человека и его успешность связаны с тем, что он ищет на этом рынке свое позиционирование, соответствующее его возможностям. Глобальный рынок – это не где-то там, он реально здесь, в Москве. Эта позиция, мне кажется, была одной из ключевых при разработке программы «Столичное образование». Мы старались найти ресурсное обеспечение программы, повысить эффективность бюджетных ресурсов, стягивать все другие ресурсы, с которыми мы бы могли сделать программу реально реализуемой. Всегда есть ограничение, это ограничение сегодня связано с социальными ожиданиями. Мы в программе старались обеспечить баланс между социальными гарантиями и возможностями развития, эффективностью платного образования и подтягиванием других ресурсов. Это непростой баланс, в том числе и для Москвы. Да, наши исследования показывают, что многие семьи готовы платить за образование, но мы сегодня говорим о том, что проведение государственной политики очень важно для того, чтобы обеспечить равность доступа к образованию, потому что именно образование становится ключевым механизмом, сопровождающим человека с самого рождения на протяжении всей его жизни. Речь идет о переходе от управления затратами к управлению результатами, от ценовой конкуренции – к конкуренции по качеству образовательных программ с экономическими механизмами замещения и слабых программ, их выбраковки, к самостоятельности, автономии, внедрению новых механизмов.Кто в состоянии сегодня это сделать? Мы говорим о том, что на это способны только те учебные заведения, которые имеют свои программы развития, могут войти в это программное поле и реализовать в нем то, что требуется.Для нас очень важно, что подпрограммы пронизаны сквозными приоритетами и сквозными механизмами. Суть современного программирования – не разделение на текущее программирование и развитие, а увязывание и текущих ресурсов, и ресурсов развития. Поэтому сквозные приоритеты – доступность образования, образование для всех москвичей, имеющих  любые возможности (и с одаренностью, и с ограниченными возможностями), московский стандарт качества, поставленный во главу угла, здоровье обучающихся, серьезное взаимодействие с городом и городской средой через развитие профессионального сообщества, информатизацию, модернизацию.Сегодня в программе сконфигурированы все ресурсы. Они все называются субсидиями – для нас, экономистов, это понятно, но в этом случае в форме субсидий осуществляются и бюджетные инвестиции, и расходы на модернизацию образовательного процесса, и на обеспечение обязательств. Таким образом, наша государственная программа «Столичное образование» в новом формате становится лидером, потому что такой российской программы пока нет. В этом смысле то программное поле, та дискуссия, которая развернута и втягивает всех активных участников, становится ее самым существенным результатом и механизмом осуществления. В области образования Москва – явный лидер, она уже разработала свою госпрограмму в соответствии с новыми принципами, и сейчас завершается процесс ее активного обсуждения. На федеральном уровне госпрограмма находится только в стадии разработки и согласования, до публичных обсуждений дело пока не дошло, во многих регионах к этой работе даже не приступали, поэтому опыт Москвы будет иметь очень важное значение, а ее госпрограмма может стать серьезной точкой опоры. Лидером быть всегда трудно, тем не менее Москва фактически первой начала всерьез осваивать технологии ответственного финансового менеджмента применительно к образованию. Суть этих технологий в переходе от управления затратами к управлению результатами. Госпрограмма – новый инструмент управления. До сих пор у нас разрабатывали целевые программы – федеральные, региональные или муниципальные. Например, федеральная целевая программа развития образования или в прошлые годы – программы «Столичное образование». В целевых программах аккумулировались только средства, которые идут на развитие сверх текущего финансирования. Например, средства на повышение качества, на развитие материально-технической базы, повышение квалификации. Государственные программы объединяют все ресурсы – и текущее финансирование, и средства на развитие, и бюджетные инвестиции. Главная задача государственной программы – увязать все ресурсы для достижения поставленных целей, сделать процесс деятельности и развития целой отрасли прозрачным, а управление эффективным, нацеленным на результат. Никто не будет отрицать высокое качество образования в Москве. Но если достигнутые в Москве результаты сопоставить с объемом ресурсов, то приходится признать пока недостаточно высокую эффективность их использования. При том объеме ресурсов, которые направляла Москва в образование, на наш взгляд, эффект мог бы быть значительно выше, в первую очередь в том, что  касается качества образования всех образовательных учреждений, а не только действительно передовых, известных во всей России школ. Ресурсом повышения эффективности служит расширение академической автономии и финансовой самостоятельности учебных заведений, это признается во всем мире. В Москве этот ресурс пока не задействован, в госпрограмме это один из сквозных приоритетов. Но его нужно научиться использовать, причем на всех уровнях – от дошкольного до профессионального образования. Ведь образование – это кластер стратегического развития Москвы, ее входной билет в систему современных глобальных городов и столиц мира. Именно образование – главный инвестор в креативный класс, который, по определению Ричарда Флориды, меняет будущее. На это и нацелена программа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте