search
main
0

В России продюсер – это барин-крепостник. Барри АЛИБАСОВ

Лауреаты десяти национальных премий «Овация» группа «НА-НА» и ее продюсер в 90-е били рекорды популярности, затем на исходе века уехали покорять Америку. С тех пор о них доходили смутные известия: то Алибасов влюбился в негритянку и распускает группу, то готовит ребят к полету в космос для записи песни-гимна землян, то пишет научный труд «Теория цели разума»… Не так давно неугомонный продюсер решил вернуть свое музыкальное детище в изменчивое лоно российского шоу-бизнеса. Это оказалось делом весьма проблематичным. Нашему корреспонденту Барри Алибасов откровенно поведал о премудростях кухни современной эстрады.

– Барри Каримович, с появлением телешоу «Фабрика звезд» и «Народный артист» у обывателя создалось впечатление, что продюсирование эстрадных исполнителей дело нехитрое…

– Подобные лицензионные проекты работают во многих странах. Но телеиндустрия не имеет никакого отношения к музыке. Очень редко когда мировая музыкальная культура оттуда кем-либо пополняется. А в России такая самодеятельность стала доминировать над профессионалами. Почему исчезли все, остались только «фабриканты»? Новые российские законы не работают, что провоцирует монополизацию экономики, частью которой является шоу-бизнес. Зачем шить босоножки с бантиками и туфли на высоком каблуке, если можно завалить страну белыми тапочками. Все равно купят за неимением других. В России человек, называющий себя продюсером – это барин, который для своего крепостного артиста является издателем, менеджером, агентом и кем угодно, поскольку одновременно владеет звукозаписывающей компанией, концертным бюро, акциями радиостанций, телеканалов… В Америке за подобные фокусы дают 25 лет тюрьмы. Там это считается нарушением прав потребителя.

Теперь скажите, если продюсер царь и бог шоу-бизнеса, зачем ему платить своему крепостному приличные деньги? Зачем создавать хорошую программу, шить костюмы, нанимать живой оркестр, покупать хорошую аппаратуру? Конвеерный певец, как презерватив, – больше одного раза не нужен. На волне постэфирной популярности он проедет по стране с чесом, и все – можно выкинуть. Вот и вся нехитрая технология нынешней эстрады.

– Вашу группу помнят, как квартет заводных сексапильных юношей, которых, как вы как-то заявили, «хотят все». Думаете, за 19 лет этот образ не устарел?

– Для «НА-НЫ» я взял интонации советской музыки, мелодичный стиль группы «Самоцветы». Хотелось, чтобы группу ассоциировали не с пустыми кастрюлями и забастовками, а с красивыми телами. При всей неустроенности быта и карьеры все равно хочется любви. Потом на «НА-НУ» повесили ярлык мальчуковой группы. Но моя-то цель была другая – сделать группу не только для подростков, а для всех. К нам приходили восторженные письма и от дошкольников, и от пенсионеров. Вот говорят, Алибасов умелый промоутер. Да, я – первый пиарщик в этой стране. А на концертах «НА-НЫ» до сих пор залы битком, несмотря на то, что в последние годы перед нами закрылись двери ТВ и радиостанций. Я понимаю, почему. Либо нужно их завалить немереными «бабками», либо «под кого-то лечь» из сильных мира сего. А мне до сих пор как-то удавалось оставаться самим собой…

А насчет молодости, так у нас совковые представления, что эстрадному исполнителю всегда должно быть 25. Секрет успеха «НА-НЫ» в ее сумасшедшей энергетике, льющейся со сцены в зал. Никому из нынешних зрителей и в голову не приходит, что музыканты уже не такие юные. С другой стороны, 32-37 для артиста – самый плодотворный возраст. Накоплен опыт, пришло понимание жизни, и можно работать с такой же энергоотдачей еще лет 15. Сколько раз в Россию приезжал Чак Бери, которому за 80, или старик Рей Чарльз, умерший пару лет назад. На их концерты невозможно было достать билет. При чем тут возраст? Либо ты музыкант, либо продавец собственного красивого тела.

– В постсоветские годы в российском шоу-бизнесе в большом авторитете «Евровидение», попасть на очередной этап которого для всякого молодого артиста – заветная мечта. В этом году туда едет Дима Билан, занявший на «Евровидении-2006» второе место. А вы не пытались подготовить для этого конкурса своих ребят?

– Боже упаси. «Евровидение» – конкурс художественной самодеятельности, победители которого почти никогда потом в мировую музыкальную индустрию не попадают. Единственным исключением стала группа «АББА», выступившая на самом первом конкурсе. Профессионалы смотрят на это как на забаву. Российские исполнители продолжают почему-то наивно полагать, что победа на «Евровидении» станет пропуском на мировую эстраду. А ведь это всего лишь телевизионный проект, как «Фабрика звезд» или «Народный артист», под который специально готовятся танцоры, певцы, «раскрутка». Если сравнить двухгодичной давности победу Русланы с 15-м местом Пугачевой – чушь получается. Алла Борисовна – неповторимое явление эстрадной музыки с незапамятных времен, она создала целый пласт массовой культуры нации. А кто такая Руслана? Ее уже все забыли.

– В фильме «Попса» Татьяна Васильева играет воротилу шоу-бизнеса, которая за успехи в карьере платит одиночеством. Как утверждает режиссер, сценарий писали «под Пугачеву», но та, ужаснувшись жесткости материала, отказалась сниматься. Действительно ли на этом поприще народного хозяйства приходится выбирать: слава или личная жизнь?

– Так и есть. Одиночество – слабость сильных. Это лишь видимость, что вокруг популярного человека всегда много людей и он счастлив. Есть два-три близких друга. Но ведь друг – это не семья, и даже не кошка с собакой. Остается только работа. Обращение к христианству многих эстрадных исполнителей – это попытка найти общение. Ведь от одиночества люди просто гибнут. Поэтому пытаются вырваться: кто на тот свет, кто в виртуальный мир интернета.

Я очень надеялся, что мое одиночество скрасит сын. Его зовут так же как меня – Барри Алибасов. Ему 22. Он живет на съемной квартире со своей девушкой. Звонит раз в три недели и уверяет: «Папочка любимый, дорогой, я тебя очень люблю и по тебе скучаю». Я ему говорю: «Ты бы записал эту фразу на автоответчик и присылал мне хотя бы несколько раз в день…»

– Слышал, вы были женаты 4 раза, а романов крутили и того больше: от тайской принцессы до Федосеевой-Шукшиной. Вы их всех помните?

– Бывали и промежуточные события, которые сейчас уже не восстановить в памяти. Женился я не четыре раза, а больше. Насчет тайской принцессы это домыслы. Самый яркий фейерверк сексуальных впечатлений со мной случился в 11-м классе. До сих пор отчетливо помню ее глаза, расцветку платья, мотоцикл, на котором мы гоняли по горам, то и дело устраивая продолжительные привалы… Женишься ведь не потому, что надо, а потому что возникает яркое эмоциональное событие. И кажется, все – без нее никуда, надо срочно бежать в загс, чтобы закрепить права на собственность и положить в сейф. В любую минуту открыл, попользовался и обратно в клетку. Но потом все надоедает. Во всяком случае, меня надолго не хватает.

– С Лидией Николаевной сохранили приязненные отношения?

– Конечно. Она мне недавно звонила, я так обрадовался, мы проболтали 4 часа. Лида действительно яркое событие в моей жизни. Абсолютное несоответствие формы и содержания. Внешне – величие русской актрисы, а в душе – дерзкая девчонка с потрясающим чувством юмора. До этого звонка меня кто-то напугал, что Лида якобы связалась с каким-то попом и вся ушла в религию. Но когда я с ней разговаривал, мне казалось, что она из трубки вылетит, как фурия – столько в ней было энергии и внутренней свободы. Я понимаю Василия Шукшина, ему с ней было комфортно, она являлась источником вдохновения, но и легко могла довести до бешенного желания убить ее. Я ведь тоже родился на Алтае в соседнем от шукшинских Сросток районе. В нашем сибирском генезе на женщину – собственнические взгляды. Поэтому в их супружестве и возникали опасные моменты на грани жизни и смерти, но, я думаю, он без нее жить не мог.

– Когда в апреле 1998 года на «Площади звезд» у концертного зала «Россия» появилась именная плита «Шоу Барри Алибасова «НА-НА», была выписана грамота, согласно которой вам пожалован титул князя, а Асимов, Политов, Жеребкин, Соколов и Лёвкин стали графами. Спустя 9 лет вы можете сказать о себе: тяжела ты дворянская доля? Родина потребовала от вас каких-то жертв?

– Родина наградила нас без всяких обязательств. До этого у меня не было каких-либо званий. Однажды где-то написали, что Барри Алибасов, заслуженный артист России. Я чуть не задохнулся от возмущения. Считаю, что человеку вполне достаточно его имени, полученного при рождении. Чины людьми даются, а люди могут обмануться – писал Грибоедов. Другой вопрос, что наличие у меня регалий кому-то надо, моей маме, например, другим родным и близким. Мама, увы, недавно ушла из жизни, немного не дожив до своего 90-летия. Если б вы сейчас не сказали, я бы и не вспомнил про князя.

– А в вас не пробудилось чувство дворянской ответственности перед своим народом, в большинстве своем все еще живущем в нищете?

– В не столь далекие времена советский человек нес ответственность за Кубу, Анголу, мир на планете и вообще за все что угодно, но почти никогда – за себя, своих детей, родных, свои поступки и промахи. Да, я согласен, нужна какая-то социальная защита для тех, кто не способен реализовать себя в обществе. Но эту защиту должен предоставить тот, кто наплодил этих бездельников и не смог как следует воспитать. Сейчас нередко говорят: мы несем ответственность за великую Россию. Можете себе представить великую Канаду или великую Финляндию? А по данным ООН эти страны на протяжении 6 лет являются самыми благоприятными для проживания человека. Сначала должен быть великий человек, а потом великая страна. А не наоборот, как у нас: великая Россия и подавленный россиянин, не способный себя реализовать.

Лично я несу ответственность за своего сына, группу «На-на», свою работу и родных. За это и спрашивайте.

– Сейчас среди «звезд» эстрады и кино модно заниматься не своим делом: бальные танцы, фигурное катание, цирк, бокс. На это уходит много времени и сил, люди рискуют здоровьем. А вы не подумываете задействовать своих ребят в чем-либо подобном?

– Готов подписаться на что угодно, лишь бы эфир дали. Границы пиара для меня, безусловно, существуют. Все зависит оттого, какой образ исполнитель выбирает. Это еще одна проблема российской музыкальной индустрии. Им в голову не приходит, что прежде чем запускать музыкальный проект, нужно выбрать конкретный образ. Поэтому начинаются метания. Они не понимают, что создали. И сворачивают на проторенную дорожку: полюбила – разлюбила. Вот и вся палитра пиаровских ходов.

Пошлость – это несоответствие действия и обстоятельств. Один и тот же анекдот в одной ситуации выглядит пошлым, а в другой все валяются от смеха. Вот эта граница для меня главная.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте