search
main
0

В России повысят объективность оценивания качества высшего образования

В рамках летней сессии в 2017 году в вузах России проходит эксперимент по объективной оценке высшего образования. На экзаменах в ряде вузов присутствуют независимые эксперты, представители общественных организаций и Рособрнадзора, которые дадут свою оценку объективности оценивания уровня подготовки учащихся. Также предполагается проведение оценки профессиональных компетентностей педагогических работников вузов.

Независимая оценка качества высшего образования становится все более актуальной, учитывая, что в системе профессионального образования подобные оценочные процедуры не внедрены, хотя необходимость давно назрела.Такая процедура предполагает оценивание качества подготовки студентов и качества образовательной деятельности вузов. Это необходимо для получения данных об уровне соответствия знаний студентов требованиям работодателей и экономики в целом, информации относительно объективности их оценивания, а также для выявления факторов, влияющих на качество их подготовки, и для принятия управленческих решений в сфере образования. Итоги оценки важны как для самих вузов, так и для органов власти, управляющих образованием, а также полезны для анализа текущего состояния системы образования и модернизации образовательных программ.И если в сфере общего образования оценивание качества подготовки уже стало системным, то в области высшего образования данный процесс находится на этапе становления. Аналогичные оценочные процедуры системно пока не внедрены, но с 2015 года по инициативе Рособрнадзора проводятся эксперименты:- по объективной оценке знаний студентов – эксперимент по модели объективной оценки студентов (МООС);- по оценке результатов освоения образовательных программ высшего образования (с 2016 года).Так, в рамках эксперимента МООС в 2016 году экзаменаторами выступали преподаватели ответственных кафедр, не задействованные в учебном процессе в группах- участниках. Кроме того, на экзаменах присутствовали независимые эксперты по оценке качества образования – преподаватели других вузов. Экзамен также контролировали специалисты Рособрнадзора и общественные наблюдатели. Эксперимент, в котором участвовали 4910 студентов из 101 вуза, показал довольно низкую объективность оценивания знаний. Данный и другие эксперименты выявили сложности не только с объективностью оценивания знаний в вузах, но и с качеством знаний студентов, причем такие сложности были характерны для большинства вузов – участников эксперимента, что говорит о системности проблемы. Более того, в сфере высшего образования нет реальной обратной связи между вузами и работодателями в плане оценивания качества подготовки выпускников и уровня их подготовленности к работе. В настоящее время в сфере оценки качества высшего образования не анализируются факторы, влияющие на качество подготовки студентов, что говорит о необходимости профессиональной экспертизы программ и фондов оценочных средств вузов по дисциплинам с низкими результатами, а также о необходимости оценки качества преподавания. Поскольку не оценивается динамика изменения качества подготовки студентов, целесообразно проводить независимую оценку на разных курсах обучения, начиная с первого. Еще одна сложность – существующие оценочные средства не учитывают региональную специфику и профиль обучения, что говорит о необходимости введения элемента вариативности по выбору оценочных средств с учетом специфики образовательной программы. Кроме того, требуется включить в работу по независимому оцениванию федеральные учебно-методические объединения в сфере высшего образования для разработки и актуализации фондов оценочных средств.Что касается привлечения к данному процессу работодателей, то для России актуальна двухступенчатая модель: на 2-3-м курсах – для корректировки программы обучения, и на выпускном курсе – для определения соответствия выпускников требованиям профессиональных стандартов.В целом независимая оценка в сфере высшего образования должна включать весь комплекс оценочных работ для оценивания качества подготовки студентов, анализ факторов, влияющих на качество образования, а также механизмы прикладного применения итогов оценивания.В чем особенности эксперимента 2017 годаВ 2017 году Рособрнадзор проводит эксперимент по объективной оценке знаний студентов вузов, которые подали соответствующие заявки. Эксперимент проводится в форме экзамена (дифференцированного зачета) во время летней экзаменационной сессии. Для объективности эксперимента к нему привлекаются преподаватели, не работающие в этом вузе, – независимые эксперты и представители общественных организаций.Вуз сам выбирает не более трех дисциплин по любым направлениям подготовки по очной или заочной форме обучения, а в эксперименте по каждой дисциплине участвуют не более 30 человек. Что касается фондов оценочных средств, то на выбор вуза можно использовать средства, разработанные им самим или экспертной организацией.В эксперименте применяется единая форма бланков для ответов студентов с возможностью шифрования заполненных листов. Макет данного бланка разрабатывается Рособрнадзором и направляется в вуз для тиражирования не менее чем за 5 дней до эксперимента. В каждом эксперименте участвуют студенты, преподаватель вуза, независимый эксперт, наблюдатель, а в некоторых случаях – уполномоченный представитель Рособрнадзора. Независимый эксперт может участвовать в эксперименте как очно, так и дистанционно с использованием средств видеонаблюдения. Отбор экспертов осуществляется Рособрнадзором, для чего могут привлекаться профильные экспертные организации, федеральные учебно-методические объединения.Важная составляющая эксперимента – видеонаблюдение (со звуком) за процессом экзамена, для чего используется сайт www.eksperimentnoko.ru. Для соблюдения законодательства о защите персональных данных видеонаблюдение идет с письменного согласия участников эксперимента.Принимает экзамен преподаватель вуза, не привлекавшийся к учебному процессу в этой группе: он ставит оценки, заносит их в зачетные книжки и экзаменационную ведомость. Независимый эксперт не вмешивается в проведение экзамена, выставляет свои оценки студентам и заносит их в независимую ведомость Рособрнадзора. При отсутствии наблюдателей от сторонних общественных организаций вуз сам назначает наблюдателей из числа представителей студенческого самоуправления, сотрудников структурных подразделений, не задействованных в обучении групп. В ходе эксперимента планируется провести анкетирование студентов на предмет оценки профессиональных компетенций преподавателей и анкетирование педагогических работников на предмет самооценки профессиональных компетенций. Проведение статистического анализа полученных данных по результатам анкетирования позволит увидеть объективность оценивания студентов преподавателями, степень соответствия профессиональных компетенций преподавателей требованиям обучающихся, а также определить силу корреляционной связи между уровнем объективности и профессиональной компетентностью педагогических работников вузов.После экзамена эксперты и наблюдатели предоставляют в Рособрнадзор отчет с описанием хода эксперимента, перечислением нарушений, а представители вуза передают в Рособрнадзор в электронном виде копию ведомости с результатами, видеозапись экзамена, письменные материалы экзамена. После получения материалов для оценивания экзамена независимый эксперт проводит оценку и передает в Рособрнадзор по электронной почте один экземпляр ведомости с результатами экзамена.Обобщенные итоги эксперимента оглашаются на публичных мероприятиях Рособрнадзора, а итоги по каждому вузу передаются ответственным за проведение эксперимента в вузе. Для разъяснения вопросов во время проведения эксперимента работает горячая линия по телефону и электронной почте.Таким образом, проведение данного эксперимента позволит глубже изучить системные проблемы организации независимого оценивания в сфере высшего образования и разработать рекомендации по внедрению модели данной оценки в вузы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте