search
main
0

В России может появиться кадровый резерв в образовании

По аналогии со школой губернаторов будет запущена не только школа мэров, но и школа учителей – кадровый резерв в системе российского образования. Инициатива прозвучала на заседании наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей» (РСВ) с участием Президента России Владимира Путина.

По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, поддержавшей идею, сейчас в России нужно около 22000 человек для работы в школе, причем есть статистика, для каких регионов сколько необходимо учителей и управленцев в образовании. Правительство понимает, какой набор сейчас в вузы и колледжи на педагогические специальности, и готово сформировать пул заявок, РСВ же может помочь своими ресурсами, а кроме того, это будет своего рода переподготовка кадров, сказала вице-премьер.

«Если эти три источника соединятся, то, работая с коллегами, мы сможем подбирать [кадры] для начальной работы, и, естественно, если более высокая подготовка и переподготовка, то уже и в рамках управленческих кадров для школы, и не только для школы, но и для средних специальных учебных заведений, детских садов», – отметила она.

О том, нужна ли системе образования школа учителей и кадровый резерв, рассуждают наши читатели и эксперты.

 

Александр АНИКЕЕВ, министр образования и науки Калужской области:

– При подборе кадров мы ориентируемся на выпускников педагогических направлений Калужского госуниверситета имени К.Э.Циолковского, а также на выпускников педагогических колледжей. В наш регион приезжают интересные педагоги со всей страны.

Однако проблема не только в наличии кадров, но и в уровне квалификации действующих работников. В России нужна точка роста для педагогов и особенно управленцев, где они смогут осваивать современные методики, изучать лучший российский опыт, обсуждать изменения в законодательстве.

Мы вместе с Минпросвещения России в этом году открываем в Калуге Федеральный технопарк среднего профессионального образования, это будет учебный центр повышения мастерства для преподавателей и студентов Центрального федерального округа. Думаю, что такая же концепция будет актуальна и для системы общего образования.

 

Михаил КЛОЧИХИН, директор школы №1164, сопредседатель Совета учителей-блогеров при Министерстве просвещения РФ, финалист конкурса «Лидеры России»-2021 (трек «Культура»), Москва:

– Одна из ключевых задач системы образования – подготовка педагогических и руководящих кадров. Здорово, что эту задачу признали важнейшей на правительственном уровне. Школа – место подготовки будущего всего государства, именно государство должно выступать заказчиком такого резерва.

В регионах есть свои системы подготовки кадров, есть очень сильные, но зачастую заточены они под потребности и особенности конкретного региона, что работает на развитие региональной системы, но не усиливает решение федеральных задач. РСВ себя зарекомендовал, нет сомнений в дальнейшей качественной проработке этого вопроса, пожелаем коллегам успехов! Уверен, что к проекту должны подключить наиболее сильные региональные школы подготовки кадров. Совместными усилиями и разными взглядами может получиться весьма интересный продукт, тем более что в этом направлении команда Минпроса под руководством Сергея Кравцова уже сделала значительные шаги, и задел есть.

 

Алла ВОЛКОВА, заместитель директора гимназии №12 «Гармония», заслуженный учитель РФ, победитель всероссийских конкурсов «Учитель года», «Учитель будущего», «Успешная школа», Липецк:

– Если мы будем говорить о школе учителей, то нужно понимать, что туда войдут и учителя, и управленцы. Идеи хороши, но и у этой медали есть оборотная сторона. Конечно, здорово иметь пул учителей разных специальностей и направлений, потому что потребность огромна. С базой педагогов закрыть вакансии будет значительно проще.

Однако готовы ли учителя идти на те должности в школы, которые предложены? Может встать вопрос: учителей подготовят, вложат определенные усилия, но педагог не дойдет в ту школу, в которой есть кадровая проблема. Далее не совсем ясно, чем будут заниматься институты развития образования, центры непрерывной переподготовки кадров… Или эти организации будут заниматься заявленной работой с учителями?

Наверное, этим могут заняться образовательные центры АНО «Россия – страна возможностей», мастерская управления «Сенеж» или центр знаний «Машук». Не совсем понятно, каким образом будет осуществляться межведомственное взаимодействие. Кажется, что есть риск вложить средства и ресурс, но не добиться того, чтобы педагоги пошли в школы, в которых они нужны. Учиться всегда хорошо, переподготовка всегда нужна, но вопрос остается: кто же ее будет осуществлять?

 

Марина УТИЦЫНА, председатель Карельской республиканской организации Общероссийского профсоюза образования:

– Кадровый резерв нужен любой системе. Но мы почему-то все время наступаем на одни и те же грабли. Взять хотя бы инженерные кадры. А вот дефицит кадров в образовании. Может, все же сначала проанализировать его причины? Почему молодежь бежит из школы, отработав год или два? Почему предпочитает работать официантами, но не учителями? Возможно, стоит пересмотреть саму систему подготовки учителей? Когда я училась, было большое количество практик в школе: даже после первого курса практика по воспитательной работе. Существовали базовые школы и учителя, которым шло дополнительное финансирование, и поэтому это было не формально. Мы утратили опыт. Переподготовка? Учиться всегда хорошо. Вопрос, где, как и чему, а главное – зачем?

 

Роза МЕЛЕКЕСОВА, директор школы №7, кандидат педагогических наук, Воткинск, Удмуртская Республика:

– У меня нет сомнений в необходимости решать кадровые проблемы в системе образования, так как недостаток педагогических работников на всех уровнях очевиден. Зачастую низкие результаты работы той или иной образовательной организации связаны не с тем, что люди плохо или мало работают, а, наоборот, с тем, что они работают много и хорошо. Однако при недостатке финансирования и ресурсов говорить о качестве сложно. Например, колоссальная перегрузка тех учителей, которые еще работают в школе, приводит к тому, что качество образования снижается, а молодые педагоги, даже если приходят в школу, не задерживаются в ней из-за необходимости выполнять двойную, а иногда и тройную нагрузку при низкой зарплате. На этом фоне есть опасения, что наличие единого кадрового резерва в системе образования, который позволит участникам назначаться на вакантные должности в любых регионах России, при неравномерности заработной платы и условий труда приведет к усилению тенденции перетока кадров в регионы с более высокой зарплатой и лучшим социальным обеспечением. Необходим комплексный подход: с одной стороны, выравнивание условий труда, финансирования и ресурсного обеспечения в системе образования, а с другой – государственное регулирование распределения кадров.

 

Павел УРАЗОВ, региональный методист, учитель физики Дзержинской школы Каширского района, Воронежская область:

– В нашем районе 17 школ, и в большинстве из них наблюдается нехватка учителей физики и математики. Предметы ведут либо учителя других специальностей, либо занятия проходят дистанционно. Я работал совместителем дистанционно, так как школы находятся в 50‑70 километрах от дома, добираться до них было нелегко. Некоторые занятия «подвисали» из-за проблем с Интернетом. Ситуация с другими учебными предметами примерно такая же. Это проблема не только сельских школ, но и школ в малых городах. На данный момент в близлежащем городе Нововоронеже, где я работал совместителем, также во всех школах наблюдается нехватка учителей математики.

Я считаю, что нашей системе образования обязательно нужен кадровый резерв. Но многие условия должны сложиться в полноценную систему, чтобы она хорошо работала. И один из главных элементов этой системы – управленцы. Хотел бы заметить, что в школах с профессиональным директором не наблюдается острой нехватки учителей, например, в нашей школе полноценный штат учителей. Поэтому подготовка должна вестись не только с учителями, но и с руководителями образовательной сферы районного и областного уровней. Все участники должны понимать идею, сущность и необходимость данного резерва. Уверен, что этот проект во многих регионах покажет себя с лучшей стороны, но не во всех.

 

Наталья КАРЛОВА, учитель музыки Октябрьского центра образования, Киреевский район, Тульская область:

– На самом деле нас замучили уже. Если начнутся переподготовки, кадров останется еще меньше. Пожилые учителя с большим стажем будут уходить. У нас и так нет свободного времени. Это сугубо мое мнение. В этом году проходила переподготовки, так еще и заплатила нехило так.

 

Дмитрий ПОЖИДАЕВ, учитель английского языка школы №25, Киров:

– По моему мнению, это относится к такому роду решения проблем, которые больше создают видимость решения. Потому что настоящее решение до безобразия простое, но оно системное и требует вложений. Сейчас действительно очереди желающих работать в школе нет. И главная причина – школе нечего предложить соискателям. Заработная плата унизительно низкая, чтобы получить зарплату на уровне кассира в «Пятерочке», необходимо брать переработки, полторы-две ставки. И пока такая ситуация будет продолжаться, можно хоть тысячу резервов сделать. Люди, которым нравится работать в школе, убегут оттуда, чтобы заниматься частной практикой.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте