search
main
0

В роскошной славе западных лучей

Погостим у царственной особы?

В Государственном историческом музее представлена совместная выставка с Государственным музеем-заповедником «Петергоф». Часть экспонируемых предметов, а их более 400, демонстрируются впервые. Главное лицо выставки – императрица Александра Федоровна, супруга Николая I. Произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, стекла – царская резиденция в центре Москвы.

Коронационный портрет императрицы Александры Федоровны
работы Джорджа Доу, 1826 г.

Русской императрица не была, Александра Федоровна – урожденная Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина, дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III. Она потеряла мать, будучи 12‑летней девочкой, а после нашествия Наполеона на Берлин вместе с семейством укрылась в Восточной Пруссии, оказавшись еще и под защитой российского императора Александра I. В 1814 году будущая императрица познакомилась с Николаем I. Их называли самой красивой парой Европы, на выставке можно увидеть тронное кресло Александры Федоровны, а также придворное парадное платье. Василий Андреевич Жуковский, поэт, познакомивший отечественного читателя с немецкими балладами, был у Александры Федоровны учителем русского языка (с ним у императрицы сложилась настоящая дружба). Позже Василий Жуковский будет воспитывать и Александра II. Императрица Александра Федоровна не принимала участия в политической жизни страны. Она всецело посвящала время светским приемам и раутам. На протяжении многих лет императрица возглавляла управление женскими воспитательными и образовательными учреждениями. Она тратила личные средства на оказание помощи тем, кто в ней нуждался. Александра Федоровна была любимой и любящей супругой, а также матерью семерых детей.

Дворец «Коттедж» – летняя резиденция императрицы в Петергофе – был построен по проекту архитектора Адама Менеласа в 1826-1829 годах. Стрельчатые окна, розетки, арочные пояски, остроугольные фронтоны – двухэтажное здание в стиле неоготики. То была «Дача Ея Величества Александрия». Надо отметить, что у Александрии был свой герб – меч с венком из белых роз на фоне щита, в детстве будущую российскую императрицу называли Бланшфур – «белая роза». В этом же зале можно увидеть Потсдамский кубок дивной красоты. В 1829 году в Потсдаме состоялся рыцарский турнир в честь императрицы. Подобное празднество получило название «Волшебство белой розы». По такому случаю в мастерской придворного ювелира прусского короля был изготовлен столь величественный кубок – настоящий царский подарок. К слову, Коттедж стал уникальным памятником эпохи романтизма. Он был построен в неоготическом стиле, который проявился не только в архитектуре, но и в убранстве комнат, интерьере. В летней резиденции российской императрицы находится и внушительная коллекция живописи: произведения Ивана Айвазовского, Ореста Кипренского, Сильвестра Щедрина. Их картины тоже представлены на выставке.

Неоготический стиль, безусловно, связан с тематикой Средневековья, рыцарскими турнирами, культом Прекрасной Дамы. В залах выставки можно увидеть каминный гарнитур с часами «Руанский собор», ширмой с изображением рыцарей и дам в средневековых нарядах. Все отсылает к романам Вальтера Скотта, Роберта Льюиса Стивенсона, а также произведениям бретонского цикла.

Александра Федоровна не единожды посещала страны Европы. Путешествия были в ее жизни весьма многочисленны, к каждому она готовилась – читала книги и рассматривала гравюры с изображением достопримечательностей. В 1845 году императрица побывала в Италии: Палермо, Неаполе, Пизе, Флоренции, Болонье, Падуе, Венеции. Ее взору предстали Рим и Борромейские острова. Во время пребывания императорской семьи близ Палермо (на вилле Оливуцца) была издана книга – библиографическая редкость – в память о сицилийском гостеприимстве. Такой роскошный подарок был отпечатан в типографии подрядчика королевской печатни. Название книги – «Оливуцца: Память о пребывании русского императорского двора в Палермо зимой 1845-1846 гг.». С самой же книгой можно ознакомиться в электронной библиотеке РНБ (Санкт-Петербург). Старшая дочь императорской четы так рассказывала об этом путешествии: «…в саду нашей виллы росло все, что только есть в Италии: олеандры, пальмы, сикоморы, бамбуки и густые кусты мимоз, на клумбах – фиалки и розы в изобилии. Любимая скамейка Мама́ стояла под кипарисом. Оттуда можно было видеть через цветы и зеленые газоны маленькое возвышение со стоящим на нем небольшим храмом, по правую руку синело море».

Знаменское имение – еще одно место, связанное с пребыванием российской императрицы на троне. То были земли, примыкавшие к восточной границе дачи Александрия. Имение было подарено Александре Федоровне супругом. В выставочных залах представлен коралловый сервиз Императорского фарфорового завода.

Александра Федоровна любила совершать прогулки по территории к югу от центрального дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Древнеримские жилища стали прообразом «Царицыного павильона». Сервиз, выполненный в стиле чернофигурной античной керамики, тоже можно увидеть в экспозиции как напоминание о мире Древней Греции и Рима.

Пять лет по кончине императора Николая I Александра Федоровна носила траур. В эти годы она постоянно болела. Русский поэт Федор Тютчев встретился с уже тяжело больной российской императрицей, когда та находилась на лечении в Швейцарской ривьере. Стихотворение Тютчева Memento посвящено именно ей:

Ее последние я помню взоры
На этот край – на озеро и горы,
В роскошной славе западных лучей, –
Как сквозь туман болезни многотрудной,
Она порой ловила призрак чудный,
Весь этот мир был так сочувствен ей…

Выставка продлится до 12 февраля 2024 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте