Академик П.Л.Капица утверждал: «Школьник понимает физический опыт тогда хорошо, когда он делает его сам. Но еще лучше он понимает его (опыт), если сам делает прибор для эксперимента».Я разработал целый ряд самостоятельных комплексных заданий. Так, например, в 7-м классе к теме «Масса тела» учащиеся изготавливают самодельные весы. В 8-м классе, смастерив модель ветряной электростанции к уроку по теме «Использование энергии воды и ветра», ученик с большим воодушевлением рассказывает нам, сколько дешевой энергии несется в воздушных потоках.
Самостоятельные творческие работы побуждают учащихся мыслить широко, находить причинно-следственные связи в рассматриваемых явлениях, сравнивать и делать выводы. При этом школьники обобщают информацию по нескольким предметам. Таким образом, выполняется важнейшая задача школы – научить учащихся свободно и широко мыслить, самим добывать знания и применять их на конкретных практических примерах. Вот только некоторые творческие работы, которые я предлагаю учащимся (именно предлагаю, а никак не навязываю).I. Домашние физические исследования:1) определение чистоты воздуха;2) определение глубины залегания грунтовых вод;3) определение высоты местности по температуре кипения воды;4) определение удельного сопротивления породы. II. Изготовление макетов или моделей различных механизмов и устройств:1) модель подъемного крана;2) модель реостата;3) модель подвижного блока;4) модель трансформатора;5) макет «передача электроэнергии»;6) макет «паровое отопление». III. Изготовление самодельных измерительных приборов:1) динамометр;2) мензурка;3) весы;4) электроскоп.IV. Составление проектов:1) водопровод;2) мост;3) составление карты высот местности. V. Выдвижение проблемных гипотез:1) использование фотонных ракет;2) использование термоядерной энергии;3) использование энергии черных дыр. Важное условие успешности этой работы – помощь мам и пап. Важно, чтобы родители поддерживали ребенка, серьезно относились к его деятельности. Однако при этом они не должны делать домашнюю работу за него.Проблема сельской национальной школы – ученики слабо владеют русским языком. Считаю, что учить ребят русскому языку должны не только учителя-филологи. Без активной работы всех предметников успеха добиться просто невозможно. А при слабом знании русского языка нельзя овладеть науками невозможно. Каждый учитель должен подготовить задания для развития русской речи у учащихся. Приведу несколько примеров подобных работ:- составление кроссвордов по теме;- составление опросных карт;- составление рассказов или сказок об изучаемом явлении;- написание докладов и рефератов;- рисование физических веселых картинок с примечаниями;- составление задач с их решениями;- составление тестовых заданий. Замечу, что практически все вышеуказанные работы после незначительной доработки можно использовать в качестве дидактических материалов на разных этапах урока. Так, например, кроссворды, опросные карты и тестовые задания можно использовать на этапах опроса и закрепления материала в качестве дифференцированных заданий. Подобным образом можно использовать и задачи, придуманные самими детьми. Задачу, составленную сильным учеником, можно предложить решить слабому. Физические веселые картинки можно предъявить учащимся со слабой активностью в качестве опорного сигнала при разборе какого-либо явления.Со временем самостоятельная деятельность учащихся в роли изобретателей, конструкторов и ученых приносит ощутимые плоды. Для них это игра, в которой они примеряют на себя мантии ученых. В этой игре они Ломоносовы и Эйнштейны, Королевы и Туполевы, Кулибины и Яблочковы. Так ребята познают мир, познают физику, познают себя.«Учить играючи!» – советовал великий дедушка педагогики Ян Коменский. В мудрости его совета мы убеждаемся каждый день, на каждом уроке.Абдурагим РАГИМОВ, учитель физики Кужникской средней школы Табасаранского района Республики Дагестан
Комментарии