search
main
0

В роли агента – попугай. В МФТИ разработали новую компьютерную программу для малышей

…Первую пятерку команд вызвали на сцену. Зачитывали с конца: на пятом месте Бельгия! Четвертое место – у Южно-Африканской Республики! За три первые позиции уже давали денежные призы. Три команды-победительницы – французская, греческая и наша – напряглись в ожидании. Третье место – у Греции! Российские и французские студенты кинулись обниматься… Первое место в международном конкурсе программистов Microsoft Imagine Cup 2004, проходившем в июле в Бразилии, оказалось все же у французов. А четверо старшекурсников Московского физико-технического института получили второй приз и 15000 долларов премии. 29 сентября Станислава Вонога, Николая Сурина, Тараса Кушко и Константина Жереба чествовали в Московском дворце молодежи на Студенческом дне Microsoft.

В этом году конкурс проходил под девизом «Как умные технологии делают жизнь проще». Победители-французы представили на Microsoft Imagine Cup проект, позволяющий дистанционно управлять всеми бытовыми системами в квартире. Греческая команда создала программу для карманного компьютера, облегчающую слепому человеку передвижение в людном городе. А внимание российских студентов было обращено в сторону образования. Их проект «Вдохновляющая классная среда» («Inspirational Classroom Environment», или ICE) предназначен для развития творческих способностей у детей 5-8 лет, то есть малышей, переходящих из детского сада в школу.

– Идея пришла мне в голову, когда я возвращался с занятий английским языком, – рассказывает Николай Сурин, шестикурсник факультета управления и прикладной математики. – Я подумал: было бы здорово применять в обучении такую программу, которая замечает, какие слова и правила языка я запоминаю хуже, и дает мне упражнения на усвоение именно этих элементов.

И четверка студентов принялась за разработку проекта. Николай проектировал систему, Константин реализовывал сложные алгоритмы, Тарас (друзья называют его «потрясающим компьютерщиком») написал значительную часть программного кода. Станислав работал над документацией и презентацией проекта.

– В этом возрасте у детей полно творческих замыслов, – объясняет Станислав Воног. – Но чтобы научиться их реализовывать, детям нужно много терпения и усидчивости. А с помощью компьютеров это становится проще и увлекательнее.

– Я вообще считаю, что дети талантливее нас, взрослых, – подключается к разговору Николай Сурин. – Они совершают в познании мира настоящие «квантовые переходы»: за 2-3 года усваивают такие объемы информации, которые нам и не снились. Надо дать им понятный инструмент, который будет учитывать индивидуальность каждого школьника и в то же время научит эффективно работать в команде.

По замыслу студентов, у каждого ученика должен быть планшетный компьютер Tablet PC (он похож на сложенный ноутбук, на его экране пишут специальной ручкой-стилусом). У учителя – такой же, но с более хитрой программой. Все компьютеры объединены беспроводной сетью. Никаких шнуров, за которые можно зацепиться ногой. С новыми компьютерами можно даже бегать по классу.

Дети лучше обучаются,когда новая информация подается в сочетании с чем-нибудь приятным. В этом случае оказываются задействованы сразу два канала восприятия, – говорит Станислав Воног. – Школьник порисовал за партой, перебежал в угол кабинета – и тут ему пришла новая идея. Он хватает свой планшетный компьютер и прямо в углу рисует…

Команда МФТИ придумала три сценария применения проекта ICE в классе. Первый – «персонализированные упражнения»: компьютер показывает каждому ученику, как тот выполняет задания. Правильно – получаешь галочку, неправильно – крестик… Также работу школьника будет оценивать «индивидуальный обучающий агент» – смешной зеленый попугайчик. Помимо того, что птичка хвалит ученика или журит его, она еще и подбирает для него подходящие типы упражнений.

Второе новшество «Вдохновляющей классной среды» – «командное рисование». Каждый ребенок рисует у себя на планшетном компьютере что-нибудь: дерево, облако, речку… На большой экран проецируется сложенная из этих элементов общая картинка-пейзаж. А учителю компьютер позволяет проследить, что именно нарисовал каждый из ребят. Рисунки тут же выкладываются на школьный сайт, где их могут посмотреть родители.

Третья возможность ICE – игра «Волшебные чернила». Учитель дает задание: спасти Землю от летящего на нее астероида. Дети должны совместно придумать решение. Допустим, школьник хочет предложить поставить заслон против враждебного небесного тела. Он набрасывает на планшетном компьютере чертеж, а технология «умной бумаги» тут же превращает его в… мультфильм!

Проблема у нового проекта пока одна: «страшно далек он от народа». По приблизительным подсчетам Тараса Кушко, снабдить класс из 10 человек планшетными компьютерами и прочим необходимым оборудованием стоит около 30 тысяч долларов. Но у студентов есть надежды, что в столице найдутся коммерческие учебные заведения с творческим уклоном, которые заинтересуются проектом ICE. В крайнем случае программу можно продать на Запад – «ведь торговать интеллектуальным продуктом лучше, чем нефтью», – уверен Константин Жереб. Станислав Воног не исключает возможности того, что скоро произойдет новая технологическая революция. «Тогда все эти планшетные компьютеры сильно подешевеют», – говорит он.

Студенты уже опробовали свою «Вдохновляющую классную среду» на школьниках: съездили в гимназию №41 в подмосковных Люберцах. По их словам, семи-восьмилетние ребята освоили программу за полчаса и даже сами домыслили то, что им забыли объяснить.

– Некоторые взрослые, которым мы показывали ICE, жаловались, что не понимают англоязычную программу, – говорит Николай Сурин. – А детей это не смутило, они сразу «ринулись в бой». У них нет такого стереотипа: если непонятны слова, значит, не ясно, как действовать. Я же говорю: дети гораздо талантливее нас!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте