6 сентября в РГУ имени А. Н. Косыгина прошел «День медиаграмотности и медиапроектирования». В нем приняли участие более ста учеников медиаклассов семи московских школ с наставниками. Перед мастерами и воспитанниками стояла непростая задача: снять полноценный выпуск телепередачи «Все по-взрослому» за четыре часа.
Участники мероприятия разделились на команды: «Прямой эфир», «Креативное бюро», «Сценарная группа», «Главная редакция» и «Детские новости». Каждой руководил взрослый мастер – медиапедагог или практик медиасферы. Тема передачи приурочили ко Дню прокрастинации, ребята рассуждали о лени.
Сценарный план включал в себя создание шпигеля, проведение викторины, три интересных факта по теме лени и прокрастинации, стрит-ток, рекламу, выпуск детских новостей и интервью с экспертом в студии. Параллельно велась съемка «фильма о фильме»: студенты РГУ имени Косыгина вместе со школьниками из агентства «НашПресс» записывали короткие видеоинтервью с участниками и в конце мероприятия представили их на суд зрителей.
– Поскольку мы сотрудничаем с Общественным телевидением России (ОТР), мы взяли в качестве отправной точки Дня медиаграмотности программу «Все по-взрослому», в которой участвуем дважды в неделю: по субботам и воскресеньям в 9:30, – рассказала Татьяна Борисовна Михайлова, руководитель федерального агентства школьной пресс «НашПресс». – Сегодня мы попробовали повторить основные моменты этой телепередачи. Отличия от ОТР – у них не предусмотрена реклама, но мы решили сделать социальную. Задание немного «несправедливое»: по численности группы разделены неравномерно, к тому же, например, «Прямой эфир» осуществляет всю сборку программы, а есть группы, которые готовят один-два сюжета.
День медиаграмотности проводится ежегодно – в первую пятницу сентября. На его основе, но уже в течение трех дней, строится работа на Московских интерактивных каникулах. В январе проходит онлайн-игра, а кульминацией всего процесса становится Большая игра в апреле, на которую съезжаются ученики медиаклассов не только из Москвы, но и со всех других регионов России.
– Итог работы учеников – «прививка» медиаграмотности, толчок к дальнейшим действиям. Они проходят погружение в среду, могут прочувствовать на своей шкуре стрессовую работу телестудии и по возвращении в свои школы станут некими флагманами для одноклассников, – подчеркнула Татьяна Борисовна. – Сейчас мы работаем на площадках нашего партнера РГУ имени Косыгина, в перспективе надеемся на расширение партнерства с вузами, в том числе, Российским новым университетом.
Партнерству с РосНОУ тоже был дан старт в День медиаграмотности. Специалист пресс-службы вуза Алена Юрченко стала мастером сценарной группы. Как отмечает журналистка, ей невероятно повезло с подопечными, хотя познакомились они буквально за несколько минут до начала работы.
– У нас была очень слаженная команда вдумчивых, осознанных, вовлеченных в процесс детей и грамотные коллеги-мастера других групп – на подстраховке. Отдельно благодарю за помощь медиаволонтеров – студентов РГУ имени Косыгина. Из плюсов отмечу четкий сценарный план, которому легко следовать, вкусный обед, новые контакты, выходы на новых коллег из СМИ, много новой информации о проектах «НашПресс», – подвела итоги Алена Юрченко. – Из минусов – небольшие проблемы с техникой и сложность многозадачности для меня лично: не так просто, как может показаться на первый взгляд, равномерно распределить внимание между многочисленными участниками команды, успеть дать всем задание и у всех его проверить. Очень сопереживаю школьным педагогам! А, в целом, спасибо и участникам, и организаторам, буду осторожно надеяться, что следующее такое мероприятие состоится уже в стенах РосНОУ.
Были на мастер-классе и мастера со стажем. Нелли Кедрина, телеведущая, руководитель команды «Прямой эфир» рассказала о новом формате мероприятия.
– Раньше каждая группа детей создавала собственный видеоролик, а затем команды обменивались результатами работы, – рассказала Нелли Кедрина. – Был опыт съемок программы «Фильм о фильме», а полноценную телепередачу за четыре часа не делали никогда. Конечно, результат сыроват, есть над чем работать, но отмечу отдельно, что девочки-ведущие блестяще держались в кадре, не тушевались, не терялись, команда работала быстро, слаженно и уложилась в дедлайн.
Александра Барабанова, продюсер «Отражения-1» на ОТР, участвует в Дне медиаграмотности впервые. В ее задачи входили: подготовка продюсеров к поиску гостей-экспертов, ведению переговоров, разъяснению тематики эфира, курирование гостя на протяжении эфира.
– Гостя нужно не только привести в студию, но и проверить, как он будет реагировать на камеру, узнать о его увлечениях: насколько хобби коррелируют с темой эфира, – поделилась Александра Барабанова. – Например, на беседу о прокрастинации, как сегодня, лучше приглашать эксперта-психолога. Надеюсь, что мероприятие ребят не разочаровало. Напротив, они с горящими глазами будут делиться полученным опытом со сверстниками, учиться новому и передавать в перспективе знания еще более молодому поколению.
Для волонтеров, студентов РГУ имени Косыгина, День медиаграмотности — не только помощь в организации мероприятий, но и отличная рабочая практика.
– Журналистика – это дико нервно, но жутко интересно, – пошутила Илона Денисова, первокурсница РГУ имени Косыгина направления «Журналистика и ведение телевизионных программ». – Мне кажется, я неплохо пишу статьи, люблю рассуждать на философские темы, но вот участие в подобных активностях для меня – дебют. Решение множества задач в сжатые сроки – это сложно. Можно сказать, тебя бросили в бассейн – и учись плавать, как хочешь. Опыт понравился. С удовольствием повторю.
Для школьников организовали уличный флешмоб. Ребята пели, танцевали, играли в командные игры. Участники расставались уставшими, но очень довольными друг другом.
– Мероприятие очень позитивное. Работали быстро. От нас требовалась усидчивость, но мы старались быстро все схватывать. Спасибо большое нашим наставникам за азы медиаграмотности, – рассказал Глеб Олейников, десятиклассник школы №1466. – Самая большая награда для меня – я попал в кадр, и какие-то мои слова могут запомниться. Журналистом и телеведущим стать не планирую. Хочу преподавать историю в вузе. Но опыт ораторского искусства, полученный сегодня, для меня бесценен.
– Все работали быстро, четко, слаженно, можно сказать даже – спортивно, – поведала Александра Братаныч, одноклассница Глеба. – Когда я была маленькой, очень боялась камеры, поэтому сегодня в кадре перенервничала, но успокоилась быстро. Спецпредметы, которые мы изучаем в школе – журналистика, технология медиапроизводства и работа в школьном пресс-центре помогают мне постигать нюансы профессии и учиться лучше контролировать себя в стрессовой ситуации.
– Самым сложным для меня, как ведущей было не повторяться и не сбиваться в эфире, при этом стараться хорошо выглядеть в кадре, – поделилась Рената Махмутова, еще одна ученица медиакласса. – Увы, не весь текст хорошо запомнился за столь короткий срок. Работа ведущей очень напряженная. А ведь на настоящем телевидении такое происходит ежедневно. Мои старшие коллеги – настоящие герои, без всяких преувеличений.
Рената планирует стать актрисой и очень надеется, что работа ведущей на мероприятиях «НашПресс» поможет ей отточить навыки самопрезентации и ораторского искусства. Шансы обязательно представятся!
День медиаграмотности – это всего лишь завязка увлекательной серии медиаисторий. В начале ноября в Косыгин-парке пройдут Московские интерактивные каникулы. На три насыщенных событиями дня школьники перевоплотятся в сценаристов, операторов, корреспондентов, ведущих, гримеров, фотографов и режиссеров монтажа. Каждый день каникул будет начинаться и заканчиваться подиумом, на котором все творческие группы отчитываются о результатах и делятся ближайшими планами. По итогам мероприятия в эфир выйдет плод коллективного труда – ток-шоу на заданную тему.
Юлия Емельянова
Комментарии