Тема «Органы чувств» в школьном курсе биологии \”Человек\” сложная для большинства учащихся. С помощью рисунков, муляжей у детей недостаточно формируется представление об особенностях анатомического строения органов чувств, тем более, физиологических процессах, происходящих в них. Интерактивные электронные плакаты позволяют сформировать представление об анатомических особенностях и физиологии органов чувств (на примере глаза, уха) с помощью анимационных приёмов и системы переключателей, подобранной цветовой гаммы частей и слоёв органов чувств, названий терминов. Наложение цветных автофигур на стационарный рисунок сопровождается текстом. Это заостряет внимание ребёнка на деталях изучаемого объекта. ИЭП – это самоучитель, анимационный опорный конспект.
Принципы построения и использования интерактивных электронных плакатов (ИЭП) по биологии
– Весь материал располагается на одном слайде.
– ИЭП работает в автоматизированном режиме, достаточно один раз кликнуть кнопку «пуск» (триггер).
– Содержание плаката включает: особенности строения, выполненные с помощью автофигур, путём наложения на части стационарного рисунка, физиологию, выполненную с помощью анимационных приёмов, проверочную часть.
– Части органа – фигуры разного цвета – позволяют визуально запоминать и формировать образные представления об объекте.
– Анимация настроена на пятикратное выделение (повторение) каждого изучаемого объекта, заостряет внимание ребёнка и помогает понять изучаемое.
– Параллельно появляется текст к объекту. Его содержание краткое, главное. Приём анимации «эффект-задержка» обеспечивает усвоение информации учащимися с любым темпом чтения.
– Вопросы после изучения строения и функций позволяют качественнее осмыслить содержание темы, проверить свои знания.
– Цифры-триггеры обозначают части глаза (уха), работают в режиме «включить-выключить»: «включил» – появилось название, «выключил» – можно провести самопроверку знаний.
– Нет дискомфорта, т.к. всегда есть надёжный триггер и можно проверить правильность своих ответов.
– Триггеры зациклены: после выполнения всей работы по кнопке «пуск» снова запускается весь процесс. При клике в любом месте слайда сбоя не происходит.
– Учащийся, работающий с ИЭП должен выполнить одно условие: каждая «включенная» цифра должна быть «выключена» перед кликом кнопки «пуск», т.е. названий на слайде перед запуском пусковой кнопки не должно быть.
– Работу с цифровыми названиями можно провести в самом начале и обязательно в конце изучения вопроса. На самостоятельное изучение отводится примерно 13 минут.
– Для работы необходимы компьютеры, мультимедиа, ИЭП (на рабочем столе компьютера или диске).
Значимость:
– ИЭП-самоучители позволяют быстро и эффективно сформировать представление об анатомических особенностях и физиологии органов чувств (глаза, уха) с помощью анимационных приёмов и системы переключателей, подобранной цветовой гаммы, названий терминов.
– Учитель, дети могут комментировать и обсуждать происходящие процессы, особенности строения, т.к. анимационный эффект «Задержка» предоставляет для этого время.
– Групповая работа с ИЭП развивает коммуникативные качества учащихся.
Варианты использования ИЭП как самоучителя:
1. при подготовке домашнего задания;
2. на уроках биологии в индивидуальной работе;
3. при организации групповой формы работы на уроке;
4. на кружке;
5. при подготовке к ЕГЭ;
6. во время болезни ребёнка (задание высылается по электронной почте);
7. по изучаемым вопросам учащиеся находят дополнительную информацию в Интернете, энциклопедиях, справочниках, учебниках.
Методические рекомендации
Общая цель: организовать самостоятельное получение знаний.
Общие задачи
Образовательная: самостоятельно изучить особенности строения органов чувств (глаза, уха); процессы формирования изображения на сетчатке глаза, передачи звуковых волн на слуховые рецепторы.
Развивающая: формировать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, выделять главное, делать выводы, получать знания самостоятельно, осуществлять самоконтроль знаний.
Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, науке биологии, медицине.
Пример плана изучения материала
Урок №1. Тема: «Анализаторы. Орган зрения». Используется интерактивный электронный плакат «Строение и функции глаза»
Урок №2. Тема: «Анализаторы. Орган слуха». Используется интерактивный электронный плакат «Строение и функции уха»
Урок №3. Урок-обобщение «Анализаторы. Органы чувств». Проверка знаний «Зрительный и слуховой анализатор»
Выбирается выступающий (докладчик), он готовится к выступлению, а внутри группы распределяются обязанности по поиску дополнительных источников информации: ресурсы Интернет, справочные материалы, учебники, энциклопедии, муляжи, таблицы. Другие группы имеют возможность дополнять, исправлять выступающего (докладчика), задавать вопросы. Центральное звено самостоятельного получения знаний для всех членов группы – самоучитель-ИЭП.
Пример организации учебной деятельности на уроке: групповая работа.
Задания на уроке №1 (работа с ИЭП).
1 группа. Изучить особенности строения и функций глаза, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Части глаза».
2 группа. Изучить особенности строения и функций глаза, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Оптическая система глаза».
3 группа. Изучить особенности строения и функций глаза, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Оболочки глаза».
4 группа. Изучить особенности строения и функций глаза, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Зрительный анализатор».
Приложение 1. Скриншоты ИЭП, раскрывающие последовательность изучения вопроса «Строение и функции органа зрения».
Задания на уроке №2 (работа с ИЭП).
1 группа. Изучить особенности строения и функций уха, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Части уха».
2 группа. Изучить особенности строения и функций уха, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Наружное и среднее ухо».
3 группа. Изучить особенности строения и функций уха, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Внутреннее ухо».
4 группа. Изучить особенности строения и функций уха, используя ИЭП. Подготовить выступление на тему: «Слуховой анализатор».
Приложение 2. Скриншоты ИЭП, раскрывающие последовательность изучения вопроса «Строение и функции органа слуха»
Распределение времени на уроке:
– организационный момент (мотивация) – 1 минута;
– работа с ИЭП и дополнительными источниками – 13 минут;
– выступление групп – 12 минут;
– закрепление материала (работа с муляжами глаза (уха), заполнение сводной электронной таблицы) – 12 минут;
– проверка – 3 минуты;
– рефлексия – 3 минуты;
– домашнее задание – 1 минута.
Задание на уроке №3
После обобщения материала по теме: «Анализаторы. Органы чувств» детям предлагается (в группах или индивидуально, фронтально, используя мультимедиа) проверить знания.
Особенность интерактивного теста-самоучителя «Зрительный и слуховой анализаторы»:
1. В разработке используется приём «Шторка»: с помощью триггера открывается окно-вопрос. Дети в группах обсуждают ответ, затем отвечают. Другие группы могут дополнить, исправить. Следующий шаг – это открытие шторки «Ответ», за которой находится информация. Содержание выдаётся автоматически, последовательно. Переход на следующий слайд – по стрелке.
2. На обоих слайдах в ответах с помощью анимации показана работа зрительного и слухового анализаторов.
3. Значимость теста-самоучителя: дети визуально получают информацию о строении анализаторов и наблюдают их работу с помощью анимационных приёмов (формирование нервных импульсов, их проведение в кору больших полушарий, обработка полученной информации в участках КБП, формирование представлений и ощущений). Совместно обсуждая ответы на вопросы, ученики развивают коммуникативные качества.
4. Новизна представленной формы текущего контроля знаний заключается в следующем: учащиеся не только проверяют свои знания, но и закрепляют их, просматривая схемы, рисунки и анимационные физиологические процессы.
Приложение 3. Интерактивный тест-самоучитель «Зрительный и слуховой анализаторы» к обобщающему уроку по теме: «Анализаторы. Органы чувств»
Вера Чухрий, учитель биологии средней школы №9 городского округа город Буй Костромской области
Во вложенных файлах Приложения 1-3, интерактивный плакат «Глаз», интерактивный плакат «Ухо», интерактивный тест-самоучитель.
Фото Алексея Ветчинкина
Комментарии