Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

В реестре школьной прессы России более полутора тысяч издательств

Дата: 12 апреля 2012, 14:26
Автор:

Конкурс школьных изданий растит не только будущий цвет журналистики, но и зрелую думающую молодежь.

«Нам выпало везение,/Нам выпало великое везение…» – в унисон поют две милые юные барышни под легкую джазовую мелодию. Совершенно свободно чувствуют они себя на сцене актового зала московского Культурологического лицея №1310, весело пританцовывают под музыку, улыбаются друг другу и своей аудитории. Но чему же они так рады? И какое событие собрало во время школьных каникул так много ребят в стенах этого учебного заведения? «На Конкурс выбраться сюда,/На этот Конкурс к вам попасть сюда…», – вновь звучит песня и становится ясно: речь идет о Всероссийском конкурсе школьных изданий (КШИ), финальные мероприятия которого ежегодно проводятся в лицее. Уже 11 лет подряд это учебное заведение является «министерством школьных СМИ», как отмечается на созданном им Портале школьной прессы, объединившем тех, для кого «издательство – продолжение педагогики».

Сегодня в России существует множество региональных конкурсов для СМИ, авторами которых является еще только пробующая свои силы в журналистике молодежь. Это и конкурс в Санкт-Петербурге, и соревнования, которые проводит МГУ им. М.В. Ломоносова, и «Волжские встречи». Но ни у одного из них взгляд не обращен так внимательно на прессу школ, как у их столичного собрата – Всероссийского конкурса школьных изданий, который сегодня, действительно, собирает школьные издательства со всей страны: от «Зеркала» из Находки до «Летучки» из Калининграда. По правде говоря, такой громкий и оправдывающий себя статус конкурс обрел далеко не сразу, а только с четвертого сезона, когда удалось уже до конца выработать все критерии и правила оценки конкурсантов. Кроме того, было принято окончательное решение относительно того, какая составляющая в школьной периодике важнее для целей конкурса: журналистская или педагогическая? Выбор естественным образом пал на последнюю, о чем свидетельствует и сам формат конкурса. Он настолько многослоен, что нельзя в полной мере назвать его только состязанием: здесь и мастер-классы, и лекции, и демонстрация новых технологий, и распределение ребят из одной школьной редакции по разным тематическим бюро согласно их профессиональным навыкам, чтобы в условиях нового сочетания сил показать, что ты на самом деле умеешь. Эти качества позволяют продемонстрировать задания в рамках работы Юношеского пресс-центра КШИ. Хорошо фотографируешь – прямая дорога в «Фото-бюро», остер на язык, ценишь краткость – тебя ждет «Афорист-бюро», ну, а если каждое новое событие в твоем окружении так и просится с пера на бумагу, – милости просим в «Телетайп-бюро»…

Для детей школиздата сегодня уже просты и до радостного трепета знакомы такие фундаментальные понятия КШИ, как «Большая игра», «Гамбургский счет», «Коллективная повесть», прекрасно знают ребята, и кто такие Хронос и ТБ. Но почти ничего не говорят эти таинственные слова непосвященному. В какой-то степени в этом и кроется одна из основных тайн притягательности этого конкурса и того небольшого, но в тоже время грандиозного мира, который когда-то задумала замечательная команда педагогов лицея №1310. Это мир, сообщество, группа учителей и детей, объединившихся ради одного большого дела – создавать школьную прессу, творить свою действительность, отстаивать свои интересы и стараться увлекать этим всех, кому важно, что происходит в их школах и как научиться об этом грамотно и аргументировано говорить. Но и не только… Здесь каждой команде дано имя в честь сорта груши: «Кармен», «Глива», «Дичок» и др. И не случайно, ведь символ самого лицея – надкушенная груша, а все те издания, что хоть раз побывали в большом обросшем связями, словно дерево ветвями, лицее №1310, с годами так и продолжают расти вместе с ним, обогащая его своим неповторимым ароматом идей и сочностью содержания.

Но будни и праздники КШИ – это не только поэзия, но еще и самая настоящая проза жизни. Вопросы, которые входят в орбиту интересов и проблем создателей школьных СМИ подчас далеко не детские. Например, профессиональные. Не стоит забывать, что, несмотря на первоочередные педагогические задачи конкурса, он все-таки имеет дело и с журналистским мастерством, и здесь тоже имеются свои трудности и нерешенные проблемы. Так, на стыке этих двух наук, дисциплин, искусств – педагогики и журналистики – и рождается школиздат. Рождается, чтобы, например, на уровне еще начальной профессиональной подготовки ребята, которые не мыслят ни дня без печатного слова, постарались ответить на вопрос о том, а сколько еще проживет эта самая печатная пресса, когда на нее так активно наступают Интернет и всевозможные мультимедийные технологии? На эту тему в один из дней Сессии школьных издателей, когда ребята уже не соревнуются за оценки жюри и карточки баллов, а набираются знаний, состоялось ток-шоу «Школьная газета: бумага или гаджет?». Принимая во внимание требования времени и свои собственные читательские предпочтения, юные издатели пришли к более вескому и однозначному выводу, нежели их взрослые коллеги в сходных дискуссиях и присудили пальму первенства сетевым изданиям.

Взрослые же издатели школьной прессы, ставшие с течением времени экспертами не только в своей основой – педагогической – деятельности, но и, как теперь модно говорить, медиа-экспертами, отмечают целый ряд проблем в своей нелегкой, но от этого не менее интересной работе.

«Органы государственной власти и ведомственные организации явно недооценивают потенциал многочисленных школьных СМИ, их мощный педагогический и информационный ресурс для реализации программ молодежной политики», – заявлено на Портале школьной прессы, и многие педагоги-редакторы с этим согласны. К сожалению, такая незаинтересованность становится причиной затруднений в работе школьных СМИ. Многим учителям приходится вывозить детей на конкурс, чтобы чему-то поучиться, пообщаться и обменяться опытом, на свои деньги и на деньги родителей, тогда как официальным лицам для отчетности нужны грамоты, дипломы и награды. Кроме того, такие непросто достающиеся поездки для многих ребят – едва ли не единственный шанс побывать в крупных городах своей родной страны, увидеть другую жизнь и ощутить небывалый дух товарищества.

Второй немаловажной проблемой для педагогов-редакторов школьных СМИ становятся чисто технологические трудности. Многие школьные издания не могут позволить себе не то что дорогостоящую издательскую технику, но и специальное программное обеспечение. Приходится работать на бесплатных версиях с усеченным набором функций или, преодолевая трудности, верстать свои издания в обычных текстовых редакторах. Меньшинство может позволить себе сторонние типографские услуги. Большинство обходится парой-тройкой компьютеров и обычным принтером. Не могут и не должны стать спасением сплошь и рядом размещаемые в Интернете пиратские версии издательского ПО. Сознательно подводить свою школу, детей и себя, рискнув работать с не лицензионными версиями, едва ли стоит. Так что, приходится, либо, превозмогая себя и техническое несовершенство программ, не приспособленных для верстки, все же верстать издание, либо надеяться на помощь администрации или сердобольных спонсоров. И такие находятся, как нашлись когда-то у КШИ «Adobe Sistems», «Nissa Offitec» и «ParaTipe», которые стремятся поделиться с ребятами своими навыками и знаниями, а подчас и оказывают весомую техническую поддержку в виде программного обеспечения или уникальных шрифтов, которые заслуженно дарят призерам и победителям конкурса.

Однако бывает и так, что педагоги-издатели встречаются с проблемами не только внешнего свойства. Случается, что сами ребята-сотрудники школьных СМИ не могут порадовать своих наставников. Некоторые педагоги отмечают, что в последние годы на фоне технологического подъема в процессе производства школьных изданий идет снижение качества самих текстов. Причину этого явления учителя объясняют весьма просто: дети читают все меньше и меньше, и, как известно, снижают вероятность превращения своего читательского опыта в опыт писательский. Кроме того, связь грамотности и чтения еще никто не отрицал, а именно орфографическая – не говоря о стилистической грамотности – становится большой проблемой школьных изданий. Ну, а как мотивировать современного ребенка на чтение – уже задача педагогики, которая, тем не менее, серьезно влияет на реализацию задач журналистики в школьном СМИ.

Кроме того, если обращаться к проблемам всей сферы школьной журналистики и рассматривать ее как вид деятельности ничуть не менее серьезный, чем «большая журналистика», обладающий своими принципами и особенностями, можно увидеть, что школьная обладает одним досадным свойством – стремительной, но естественной текучестью кадров. И если в «большой журналистике» мэтр раз за разом доказывает свое мастерство, создавая профессиональные тексты, и, благодаря своему умению долго держится на занятой в издании позиции, то в школьных СМИ недавние блестящие перья вынуждены уходить, выпускаясь из школы: открываются другие задачи, появляются иные интересы. В новом учебном году издание гарантированно остается без персонала, способного создавать хорошие грамотные тексты, если только редакция заранее не позаботилась и не привлекла учеников среднего звена, чтобы растить из них смену будущим выпускникам.

Проблем много, но, тем не менее, школьные СМИ живут и развиваются, по-своему преодолевая встречающиеся на их пути преграды. Об этом свидетельствует и Реестр школьной прессы. Сегодня в нем зарегистрировано уже более полутора тысяч издательств, и с каждым годом их число растет. Однако появляются не только новые издательства, но и увеличивается число СМИ в одном учебном заведении.

Каждое издательство – особый маленький мир; целая планета, которая летит по своей орбите в неизведанное; небольшой космический корабль, у руля которого стоит большой энтузиаст и мечтатель. Образы, характеризующие это самоотверженное предприятие, можно подбирать бесконечно. Но чтобы сделать издание успешным, конкурентоспособным, если такое слово позволительно, когда речь идет о реализации высоких задач педагогики, этот энтузиаст и мечтатель должен быть еще и настоящим лидером, тонко чувствующим свой коллектив, умеющим зажечь его и в нужный момент умерить его пыл, уберечь от неверных шагов. Только в таких коллективах, по словам главного эксперта конкурса Валентина Белецкого, все получается как будто по наитию, идет, словно само собой, и такое мастерство не передашь ни через один мастер-класс, не опишешь ни в одной аналитической статье. И это главный закон и секрет успешного издания, которым, в общем-то, хочет стать каждое из тех, что приезжают каждый год на КШИ в стремлении поучиться чему-то новому и по возможности заслужить призовое место.

Что же касается конкурса этого года – юбилейного, хотя и одиннадцатого по счету, то здесь было много особенностей. Во-первых, почему юбилейный, если одиннадцатый? Все просто и сложно одновременно. По традиции в рамках конкурса в четные годы проводится состязание сетевых изданий, в нечетные – печатных, поэтому оргкомитет решил объявить и десятый сетевой, и одиннадцатый печатный – юбилейными.

Церемония вручения наград прошла в этот раз в музее имени А.С. Пушкина. 35 изданий заслужили славу лучших в своих номинациях и доказали в первую очередь себе, что у них что-то уже получается на высоком уровне, а над чем-то еще предстоит поработать. Номинации, в которых награждаются победители конкурса отличаются оригинальностью: здесь можно встретить и тех, кто сумел поговорить с аудиторией «Русским по белому», продемонстрировав владение чистым и ясным языком публикаций, сумел отыскать «Витамин роста», что помогло изданию активно развиваться, стал наконец «Мастером педагогической темы», продемонстрировав аудитории четкое понимание школьной проблематики. И это далеко не все номинации и возможности для школьного издания, его руководителя и авторов быть замеченными и по достоинству оцененными.

Абсолютными победителями в этом году стали сразу два издания. Первое место на КШИ разделили многократный победитель конкурса – московская газета «Контакт!» из школы №1259 и газета «Сверстник» из ивановского лицея №67. Такой синхронный выход на пьедестал почета столичного и регионального СМИ говорит о том, что разница между регионами в процессе создания школьных СМИ в чем-то стирается, и у каждого из них есть возможность сделать рывок к победе и сохранить свои традиционные принципы успешной работы.

Также в том году состоялся и традиционный Бал школьной прессы, где прекрасные дамы и кавалеры в плавном кружении танцев смогли сбросить со своих плеч напряженность бурного суматошного ЮПЦ и Сессии школьных издателей и насладиться красотой классических мелодий и яркой весенней погодой, которой их одарил в этот день переменчивый апрель.

Многое, по признанию организаторов и участников конкурса, удалось сделать за эти почти полторы недели, пока шли соревнования и сессия, но многое еще предстоит сделать. И хочется от чистого сердца пожелать сил тем энтузиастам, что, несмотря на все трудности и препятствия, каждый раз буквально на своих плечах поднимают Всероссийский конкурс школьных изданий, чтобы и в будущем году ребята с таким же удовольствием, с полной отдачей и счастьем в юных, целеустремленных глазах вновь запели: «Нам выпало везение,/Нам выпало великое везение…».

Фото автора


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt