Крещение князя Владимира принесло Руси реформы куда как большего размаха, чем Петровская эпоха, ибо христианство затронуло все сословия. В городах Руси развивались строительство храмов и монастырей, фресковая живопись, иконопись, книжная культура. Небесному воинству, защитникам Руси как в религии, так и в светском культе посвящена выставка «Небесное воинство. Образ и почитание», представленная Музеями Московского Кремля.
Дмитрий Солунский, Александр Невский, архистратиг Михаил, Георгий Победоносец – известные не только нам, но и нашим далеким предкам почитаемые святые-воины. Им молились в дни тяжелых испытаний, у них просили исцеления от недугов, побед на поле брани. Из века в век их почитали, запечатлевали в памятниках архитектуры, живописи, декоративно-прикладном искусстве, на оружии, орденах и медалях. Уникальные экспонаты из собраний Музеев Московского Кремля, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея и Музея русской иконы имени Михаила Абрамова свидетельствуют об этом. В первую очередь следует обратиться к образу архистратига небесного воинства, святого архангела Михаила. Весь христианский мир почитал этого святого. Его культ простирался от Египта, Нубии, Эфиопии до самой Руси. Представленная на выставке икона с клеймами – шедевр из Архангельского собора Музеев Московского Кремля.
Другим не менее известным святым воином стал великомученик Георгий. Так, на выставке можно увидеть не только двустороннюю икону «Богоматерь Одигитрия; Святой великомученик Георгий», но и замечательные образцы нумизматики и декоративно-прикладного искусства: сребреник князя Ярослава Мудрого (при крещении получившего имя Георгий), а также потир с образом святого Георгия. Князь Юрий Всеволодович вложил чашу в Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского. Известно, что этот экспонат принадлежит к коллекции самых больших евхаристических сосудов, изготовленных европейским серебряником. Конечно, предметы, связанные с почитанием святых благоверных князей Бориса и Глеба, также нашли свое место в экспозиции. Золотые подвески, найденные в кладе близ Старой Рязани, тому подтверждение. Как нельзя лучше подходит ко всем выставочным экспонатам стихотворение Бориса Чичибабина:
…Пусть же вершится веселое чудо,
служится красками звонкая треба,
в райские кущи от здешнего худа
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Бог-Вседержитель с лазоревой тверди
ласково стелет под ноженьки путь им.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Чад убиенных волшбою разбудим.
Ныне и присно по кручам Синая,
по полю русскому в русское небо,
ни колоска под собой не сминая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Отдельного слова заслуживают образцы оружия, также представленные в экспозиции. Доспехи арсенала русских царей XVII века сочетали как христианскую, так и исламскую символику. Подобный факт объясняется адаптацией восточных традиций при московском дворе. Интересен и такой факт: к моменту ордынского вторжения 1237-1238 гг. Русь находилась в том периоде развития, при котором было характерно как византийское влияние, так и западноевропейское, в частности рыцарство (княжеская дружина, корнями уходящая в языческий варяжский отряд, и нормандское рыцарство схожи). Следует отметить, христианская символика воспринималась вполне осознанно (в этом нет ничего удивительного), восточная служила в немалой степени орнаментом. Так, например, на выставке представлен клинок XVII века, позже ставший частью сабли великого князя, а затем и императора Александра Павловича. Примечательно, что на клинке использованы как христианские, так и исламские символы: надписи на греческом языке («Суди Господи обидящего меня, побори борющего меня, прими оружие и щит и восстань в помощь мне, Ираклию») и на арабском («Изделие Хаджи Санфара», «Молящегося Аллах хранит», клинок выполнен турецким мастером). Представлен в экспозиции и двуручный меч первой половины XVII века, выполненный мастером из Золингена. Двенадцать двуручных мечей, хранящихся в Оружейной палате, – дар царю Алексею Михайловичу от голландского торговца Ивана Фансведена.
Не стоит забывать и о геральдике, а также о наградной системе в Российской империи. На выставке представлены и Звезда ордена Святого Георгия I степени, и Георгиевские кресты и медали, и коронационное одеяние. Нельзя не сказать о художниках Михаиле Нестерове и Павле Корине. В экспозиционном пространстве представлен эскиз неосуществленной картины Михаила Нестерова из «Сергиевского цикла» «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» (1897). Эскизные варианты триптиха «Дмитрий Донской» и «Александр Невский» кисти Павла Корина тоже можно увидеть в выставочном пространстве. Не только образцы искусной иконографии, живописи, нумизматики и геральдики говорят нам о почитании святых воинов на Руси, на выставке представлены и эскизы мозаичного панно для станции метро «Комсомольская» (также Павла Корина). Те же герои – Дмитрий Донской и Александр Невский. Во время работы над панно «Дмитрий Донской» знамя с ликом Спаса тогдашняя цензура сочла слишком иконоподобным, однако Павлу Корину удалось частично отстоять изначальный вариант. Не уходят от нас в веках ни Дмитрий Донской, ни Александр Невский, ни Дмитрий Солунский, ни традиции русской, византийской культур. Небесное воинство, призванное охранять Россию от бед, служит и до сих пор, а великие творения прошлого в архитектуре, религиозном и светском искусстве не дают нам этого забыть.
Выставка открыта до 11 июня 2023 года.
Комментарии