search
main
0

В работе ректора мелочей не бывает. Борис РУДНИК, ректор Югорского государственного университета

Югорский государственный университет – крупнейший федеральный вуз Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Несмотря на молодость, вузу шесть лет от роду, ЮГУ может гордиться не только мощной материально-технической базой, но и профессорско-преподавательскими кадрами, и, конечно же, талантливыми студентами, от которых зависит по большому счету будущее не только ЮГУ, но и округа в целом, его экономическая мощь и социальная стабильность. С 26 августа сего года у вуза новый ректор – автор многих новаций в области образования Борис Львович РУДНИК. Что поменяется в работе ЮГУ, что будет приоритетным в деятельности вуза на ближайший период и какие задачи стоят перед Югорским государственным университетом в связи с принятием новой модели образования-2020 – эти и другие вопросы стали предметом нашего разговора с Борисом Львовичем.

Российское образование в целом переживает этап серьезных изменений. Правительством одобрена Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, где определены задачи фундаментального обновления российского высшего образования. Назову лишь одну из них, которую предстоит решить в ближайшие годы, – переход к двухуровневому высшему образованию: бакалавриат и магистратура. В ЮГУ уже по ряду направлений осуществляется двухуровневая подготовка. Вместе с тем в связи с этим переходом придется многое перестроить в работе кафедр, да и вуза в целом. Ведь четырехлетний бакалавриат – это не сегодняшняя пятилетняя программа, урезанная на один год. Здесь должен быть реализован принципиально иной подход к обучению, диктуемый потребностями инновационной экономики.

Перечислю некоторые другие принципиальные задачи, которые предстоит решить в перспективе. Это переход к кредитно-модульным принципам построения образовательных программ, существенное увеличение доли курсов, посещаемых студентами по их выбору, развитие научных исследований, установление устойчивых связей с работодателями, в том числе путем создания базовых кафедр, формирование и обеспечение деятельности попечительского совета университета, повышение эффективности системы оплаты труда (деньги не должны «размазываться», как манная каша по широкому блюду, а направляться прежде всего на поощрение наиболее результативных работников).

Все эти и другие задачи должны решаться во взаимосвязи. Сейчас наш коллектив приступил к разработке долгосрочной программы развития ЮГУ, которая должна обеспечить сбалансированное развитие образовательной и научной составляющих нашей деятельности, кадрового потенциала, материально-технической базы и социальной инфраструктуры университета. Ее реализация, мы надеемся, позволит ЮГУ войти в число ведущих научно-образовательных центров, обеспечить его международную конкурентоспособность.

– Борис Львович, в новой модели образования-2020 особое место отводится вузовской науке. Насколько она развита в ЮГУ?

– Безусловно, наука в вузе очень важна. Примером развития науки в ЮГУ может являться создание Института геологии и экологии нефтегазового региона. В университете работает целый ряд исследователей высокого уровня квалификации. Так, в подготовке специалистов по укрупненной группе специальностей – геология, разведка и разработка полезных ископаемых – принимают участие 12 докторов наук, профессоров, 14 кандидатов наук, доцентов. Они представляют несколько научных школ – Томскую (Томский политехнический университет), Алтайскую (Алтайский государственный университет), Новосибирскую (СО РАН). В 2008 году ЮГУ было выполнено 94 научных проекта по заказам государственных органов и организаций.

И все же масштабы научных исследований ЮГУ надо существенно увеличивать, прежде всего в интересах нашего округа. ЮГУ должен стать для него ведущим научным центром, в том числе в области социально-экономических исследований.

Вместе с тем необходимо значительно больше выполнять научных проектов по заказам федеральных органов. В прошлом году объем средств, полученных от таких проектов, составил лишь 1% от общего объема средств, поступивших в университет от выполнения НИР. Нельзя заниматься наукой только внутри округа, чтобы занять достойное место в ряду российских научно-образовательных центров. На федеральном уровне наиболее жесткая конкуренция, которая заставляет постоянно повышать качество исследований.

Для того чтобы выигрывать научные гранты и проекты, необходимо иметь соответствующие научные заделы. Научные исследования в вузе должны вестись постоянно, а не эпизодически, в зависимости от победы в том или ином конкурсе. Для этого мы будем создавать в ЮГУ за счет собственных средств специальные фонды. Из этих фондов на конкурсной основе будут выделяться гранты сотрудникам, аспирантам и студентам университета на проведение научных исследований, поощряться их научные публикации. Такие фонды – не мое изобретение. Они успешно функционируют в Высшей школе экономики, где я до недавнего времени работал проректором. Хороший опыт надо перенимать.

– В новой модели-2020 много говорится о непрерывности образования… Что вы понимаете под этим?

– Сначала о потребности в таком образовании – образовании в течение всей жизни. Если раньше техника и технологии не менялись десятилетиями, то сейчас обновление идет стремительными темпами. Значит, работник должен постоянно приспосабливаться к этим изменениям, приобретать новые знания, доучиваться и даже переучиваться. Причем далеко не всегда в каком-то учебном заведении. Он может сам находить эти знания, повышать свою квалификацию, причем делать это можно и дистанционно.

Теперь о модернизации системы образования для удовлетворения этой потребности. Прежде всего необходимо говорить о развитии системы дополнительного образования, которая помогает людям, уже получившим профессиональное образование, повышать свою квалификацию, получать дополнительные знания. В ЮГУ создан и довольно успешно работает институт дополнительного образования.

Также важно модифицировать основные образовательные программы. И здесь опять хочу подчеркнуть важность развития в вузах научных исследований и привлечения к ним студентов. Необходимо сформировать у студента привычку искать и усваивать новые знания. Эффективнее всего это происходит во время научно-исследовательской работы. В этом случае научные исследования – необходимый элемент образовательного процесса. Производство новых научных знаний, в отличие от того, о чем я говорил ранее, здесь не главная цель.

– Борис Львович, у каждого вуза свои особенности. Что бы вы назвали спецификой именно ЮГУ?

– Разумеется, специфика ЮГУ определяется прежде всего социально-экономическими и национально-культурными особенностями нашего округа. Так, у нас в университете имеется Институт языка, истории и культуры народов Югры, в котором наряду с другими работают кафедра мансийской филологии и кафедра хантыйской филологии.

Хочу специально остановиться на социальных проблемах университета.

Ханты-Мансийск – относительно небольшой город. В этой ситуации необходимо привлекать студентов и преподавателей из других городов округа и областей. Благоприятная социально-экономическая обстановка в городе, современная социальная инфраструктура университета делают ЮГУ привлекательным для жителей других городов и регионов. В результате численность студентов, аспирантов и сотрудников университета относительно велика. Так, численность студентов университета составляет 4 тысячи в Ханты-Мансийске и более 7,5 тысячи вместе с филиалами в других городах округа.

Однако сегодня обострились проблемы с общежитиями для студентов и жильем для преподавателей. В решении этих проблем решающую помощь оказывает университету округ. Но и сами мы не должны сидеть сложа руки. Намечаем за счет собственных средств ЮГУ создать фонд софинансирования найма жилья преподавателями и научными сотрудниками.

Вместе с тем на перспективу необходимо обеспечивать гармоничное развитие научно-образовательной деятельности и социальной инфраструктуры университета, что должно стать одной из важнейших задач программы его долгосрочного развития.

Так как в ЮГУ большинство студентов живут в общежитиях, особое значение приобретает внеучебная работа. У нас есть проректор по внеучебной работе, которую он ведет весьма эффективно. Большое внимание уделяется развитию художественного творчества и спорта, занятиям массовой физической культурой. Тем более что у ЮГУ прекрасный бассейн, своя лыжная база, великолепные спортзалы.

– Какие направления подготовки в ЮГУ вы назвали бы ведущими?

– Так как наш округ – основной российский регион по добыче нефти, то, безусловно, важными являются специальности, связанные с разведкой, добычей и переработкой нефти. Но стране, округу нужны и другие специалисты. Главное – качество их подготовки.

– Борис Львович, на какие специальности в этом году был самый высокий конкурс?

– Разумеется, вы ждете ответа, что на юристов и экономистов. Вы правы. Такова сегодня реальность, и не только в ЮГУ. Однако у нас был также довольно высокий конкурс на такие специальности, как «геология нефти и газа» (4 человека на место), «промышленное и гражданское строительство» (3 человека на место), «экология и природопользование» (3,5 человека на место) и на ряд других, специалисты по которым востребованы в округе. То есть сейчас выбор при поступлении определяется не только модой, но и реальными потребностями рынка труда.

– В ХМАО работает около 54 филиалов различных вузов, есть филиалы и у ЮГУ. Как вы считаете, нужны ли сегодня филиалы или они уже выполнили свою миссию?

– С одной стороны, за счет роста доходов люди стали мобильнее. Повысило доступность ведущих вузов и введение ЕГЭ.

С другой стороны, можно понять родителей, которым страшно отправлять сына или дочь в другой город. Ведь в 17 лет юноша или девушка еще очень нуждаются в родительской опеке, не только в материальной, но и моральной поддержке. Родители не без оснований волнуются за своих детей, ведь в больших городах столько соблазнов.

Следует также принимать во внимание постоянное расширение возможностей и повышение качества дистанционного обучения.

Так что, думаю, дело в самом филиале. Если он дает хорошее образование, а таких примеров немало, то пусть работает. Другое дело, что многие филиалы создавались лишь для того, чтобы собирать деньги. Вот их-то и надо закрывать.

– Округ со следующего года переходит на государственный заказ. Как будут меняться задачи университета?

– ЮГУ уже сегодня значительную часть своей образовательной деятельности осуществляет по окружному заказу. При этом никто не скрывает от нас прогнозы, программы социально-экономического развития округа. На их основе можно предугадать объем и структуру потребности в специалистах на перспективу и соответствующим образом подготовиться к изменениям в заказе. Вместе с тем в силу объективных причин такие прогнозы далеко не всегда и не во всем точны, а программы подвергаются корректировкам. В этой связи подчеркну необходимость укрупнения специальностей, не надо готовить узкопрофильных специалистов, потребность в которых на долгосрочную перспективу в современных условиях определить невозможно.

– А как идет у ЮГУ работа с талантливой молодежью, со школами?

– Работа со школами сегодня ведется слабо, и ее надо налаживать. Вместе с тем университет должен участвовать в окружных и общероссийских программах поддержки талантливой молодежи. Необходимо и самостоятельно искать одаренных детей по всей нашей стране, прежде всего проводя олимпиады, и привлекать их на учебу в ЮГУ.

– Борис Львович, а как вы относитесь к переходу ЮГУ в разряд автономных учреждений?

– Безусловно, положительно. Автономное учреждение удобно для тех вузов, которые имеют большой объем внебюджетных средств, получают их из различных источников. Именно таким вузом является ЮГУ. Думаю, что в следующем году мы будем ставить перед руководящими органами вопрос о переходе университета в автономное учреждение.

– Борис Львович, какие направления вы считаете для вуза главными сегодня?

– Я уже говорил о стратегических направлениях развития ЮГУ. Ряд из них носят перспективный характер, но начинать надо уже сегодня. Назову еще два. Первое – наше более тесное вхождение в мировое образовательное пространство. Причем это не только обмены. Подумаем и над программой двойных дипломов, расширим стажировки студентов и преподавателей. Преобразования нужны и в системе управления. Пока шло становление вуза, требовалась жесткая централизация. Сейчас же, наоборот, для дальнейшего развития ЮГУ необходима децентрализация, чтобы не все решения принимал ректор. Нужна система делегирования полномочий. В то же время есть вопросы, которые должен решать сам ректор. В важных вопросах мелочей не бывает. К примеру, до первого декабря мы должны перейти на новую систему оплаты труда. Этот вопрос я контролирую лично, вникая в мелочи.

Кроме стратегических, возникают, разумеется, важные вопросы текущего характера. Так, современный университет не может успешно работать без полноценной юридической службы. У нас она есть, в ней работают квалифицированные юристы. Однако по числу сотрудников эта служба не соответствует объему возникающих вопросов. Сейчас занимаемся ее укреплением. У нас прекрасный спортивный комплекс, но в нем отсутствует медицинский пункт. Над его открытием работаем вместе с областной клинической больницей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте