search
main
0

В прямоугольнике света

На сцене студии Театра имени Евгения Вахтангова премьера «Платонов. Рассказы»

Здание в Николопесковском переулке за свою долгую историю выполняло множество функций. Так, с мая 2012 года в течение шести лет в нем работала Первая студия Вахтанговского театра, и было выпущено несколько спектаклей. Артисты Первой студии активно вводились в спектакли текущего репертуара, с января этого года многие вошли в состав основной труппы. С сентября сцена студии стала экспериментальной площадкой для стажеров. Спектакль Анны Горушкиной «Платонов. Рассказы» – их вторая работа.

Андрей Платонов (1899-1951) – писатель трагической судьбы, при жизни произведения его мало печатались, за повесть «Впрок», изобразившую в сатирическом жанре первую пятилетку, Сталин назвал его «агентом наших врагов». Ответ, как всегда, в точку: «Классовым врагом стать не могу, и довести меня до этого состояния нельзя, потому что рабочий класс – это моя родина, и мое будущее связано с пролетариатом». Участник двух войн, специалист в электротехнике, мелиорации, электрификации сельского хозяйства, Платонов активно включился в строительство нового общества. «За жизнь человечества, за его срастание в одно существо, в одно дыхание я и хочу бороться и жить» – программа его была такой. Платонов – создатель оригинального, не имеющего аналогов в русской литературе языка, произведения его были напечатаны в конце 80‑х, первый спектакль – по «14 красным избушкам» – поставлен в 1987‑м. Кинематографисты начали осваивать платоновскую прозу задолго до того – в 1931‑м был снят фильм «Айна» по «Песчаной учительнице».

«Песчаная учительница» среди пяти других вошла в спектакль «Платонов. Рассказы». «Я мечтала о прозе Платонова и боялась его, – призналась Анна Горушкина. – Это евангельский автор. Его образы ускользают сквозь пальцы. Герои – чудаки и праведники, мелодика их речи завораживает. Меня радует, что молодые актеры заинтересовались этим автором. Для меня эта работа – интереснейший опыт освоения прозы Платонова и работы с молодыми актерами».

Режиссер берет произведения, написанные в период почти 30‑летнего творчества Платонова: сказка-быль «Неизвестный цветок» – как завещание за год до смерти дочери Марии не отчаиваться, что бы ни случилось, и всегда идти до конца, а главным правилом жизни сделать помощь другим; философский трактат «Невозможное» (1921) – о разделении жизни на реальный мир и эфирное пространство, в котором в наибольшей степени человек может проявить себя как творец; рассказ «Песчаная учительница» (1927), посвященный будущей жене, с которой писатель был невероятно счастлив; повесть «Река Потудань», всегда волновавшая художников мира, а также рассказы «Семен» и «Юшка» (все в 30‑х) закольцовывают их композиционно. Персонажи в исполнении молодых актеров передают нить платоновских размышлений о жизни из рук в руки, они незнакомы, но они дети одной страны и одного времени, и эта мысль отчетливо звучит в спектакле.

Первым в прямоугольнике света на сцене начинает говорить юродивый Юшка (Денис Бондаренко), дерзко являющийся на первый план из-за группки жмущихся друг к другу людей. В вислоухой шапке, с пронзительным взглядом, он горделиво сообщает публике, что вообще-то он Ефим Дмитриевич, но все зовут его Юшка. Нота платоновской прозы угадана в этой фразе, и зритель соглашается именно Юшке отдать роль ведущего. Световое пространство тем временем расширяется до размеров вагона поезда с деревянными скамейками, в котором место находится всем. Герои мчатся по «прекрасному и яростному миру» Платонова, который так любил писать о машинистах, но сегодня пред оком писателя именно пассажиры. Первая крупная остановка в селе Хошутово, где светлоликая учительница Мария Нарышкина (Евгения Ивашова), решив проблему с безграмотностью людей, а заодно и с песками, вдруг устремляется в село к врагам-кочевникам, чтобы помочь и им. И не важно, что из-за них теперь рухнет ее личная жизнь. Сосновые и шелюговые посадки – ноу-хау учительницы – возникают в открытом чемодане учительницы, воплощающей глобальную мысль-мечту писателя о герое, для которого счастье всего человечества важнее всего.

Вторая остановка у «Реки Потудань». Фантастическое исследование самых сокровенных моментов во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной сделано Сергеем Батаевым (Никита) и Ириной Смирновой (Люба) очень нежно. Глубина и неподдельность истинных чувств героев, порой даже не осознающих, что с ними происходит, – все это есть в эпизоде. С блеском сыграл семилетнего мальчика Семена из многодетной нищей семьи Николай Романовский. Высокорослый, крепкий юноша каким-то образом превратился в ребенка со стоическим характером, заменившего всему семейству умершую мать.

Ближе к финалу становится явной тайна жизни Юшки, который много с кем пообщался в поезде жизни и, нелюбимый людьми, погиб от их грубого отношения. Уже в самом финале из разговора Девушки (Екатерина Жаркова) и Безымянного (Ян Гахарманов) зритель узнает о тайной благотворительности Юшки, выучившего Девушку на врача. Она приехала, чтобы вылечить Ефима, но опоздала… К сожалению, мотивы «Неизвестного цветка» и «Невозможного» пропадают в спектакле, выпукло звучат лишь несколько эпизодов. Но молодая энергия актеров компенсирует эти недочеты, главное в том, что Платонов угадан, а это получается далеко не у всех. А ближайшие показы спектакля состоятся 6, 19 декабря и 5 января, следите за возможными изменениями в расписании на сайте Театра имени Евгения Вахтангова.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте