search
main
0

В прошлой жизни я был итальянцем. Заур ТУТОВ

Имя его не «раскручено», но каждый его концерт – откровение, открытие. Заур ТУТОВ сегодня известен довольно узкому кругу любителей академического вокала, но его дебютную песню «Вечная весна» знают все. Удивительный голос, высокий профессионализм исполнения, артистизм и ненавязчивая академичность. Неудивительно, что на его концертах всегда аншлаг.

– Заур Нажидович, традиционный вопрос: с чего все начиналось?

– Музыкальное призвание определилось в школьные годы, хотя в детстве я мечтал стать медиком. Окончил Нальчикское музыкальное училище – сам я родом из Нальчика, а потом призвали в армию. Служил на Сахалине обычным солдатом, никаких ансамблей не было. После армии я попал на Всесоюзный конкурс исполнителей советской песни, как это тогда называлось. Был очень строгий отбор, но я стал лауреатом – завоевал вторую премию, после чего пригласили работать в Москву. И вот с 1976 года я живу и работаю в Москве. Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных, тогда она была еще Музыкально-педагогическим институтом, по специальности «академический певец-преподаватель». Вот так началось мое профессиональное становление.

– Вы исполняете такие разные произведения: русские народные и неаполитанские песни, классические, эстрадные… Как они уживаются в вашем репертуаре?

-Уживаются очень органично. Неаполитанские песни пою с удовольствием еще с юности. Их итальянский колорит, экспрессия очень близки моей природе, я их очень хорошо чувствую. Мои друзья, знакомые, коллеги часто шутят, что, наверное, в прошлой жизни я был итальянцем. Вполне возможно. Конечно же, я исполняю черкесскую народную музыку – музыку моей малой родины. Я ее очень люблю. Люблю исполнять и русские народные песни – это тоже наше, родное. Я считаю, что все мы – одна многонациональная страна – выросли на русской культуре, ее литературе, музыке, мы впитали русскую духовность, и в нас она живет органично.

Если песня затрагивает мое сердце, мой ум, мое мироощущение, миропонимание, я беру ее с удовольствием, вне зависимости от того, кто ее автор. Тем более что в моем стиле – стиле классического концертного певца – трудно найти современный репертуар.

– Вы говорили о гибели национальных культур. Насколько остро в настоящий момент стоит этот вопрос?

– В связи с тем, что сегодня происходит, я вспоминаю гениальное изречение Махатмы Ганди: «Я хочу, чтобы культура всех стран проникала в мой дом, но я не желаю, чтобы меня сбили с ног». Сегодня культура нашей страны сбита с ног. Наше образование, воспитание, нравственная сторона жизни. Это ощущается явно. Великая русская культура и культуры других народов нашей страны находятся в очень плачевном состоянии. Идет, конечно, возрождение храмов, мечетей, все это хорошо, но когда происходит перекос в религиозную сторону, а светская культура остается в стороне – это уже плохо. Основой любого общества, тем более такого многонационального и мощного, как в нашей стране, являются образование (оно должно быть на первом месте), культура и спорт. Если все это будет заброшено – у нас очень мрачные перспективы.

– Вы много говорите о литературе, а можно узнать ваши предпочтения? Что вы читаете?

– В наше тяжелое время большинство людей читает мало. И не потому, что не хотят, просто жизнь суматошная – все озабочены выживанием, о духовности подумать некогда. Сам я вырос на нашей великой русской литературе, люблю классику: читаю и перечитываю Блока, Гоголя, Тургенева (его очень люблю), очень люблю поэзию Лермонтова, Пушкина. Особенно – Лермонтова. А из современной прозы мне особенно близки произведения Фазиля Искандера: «Софичка», «Детство Чика», «Сандро из Чегема» и другие. Я считаю его не только писателем, но и великим мыслителем, очень мудрым человеком.

– Для каждого человека важно, чтобы его поняли, признали, оценили. Для творческого – тем более. Чье мнение важно для вас – вашей семьи, зрителей, друзей, критиков?

– Мне важно мнение всех, кто меня слушает, иначе для кого я работаю? Если мне удается принести радостные мгновения хотя бы небольшому количеству людей, я счастлив. Доброжелательная объективная критика всегда нужна и полезна. Если мои друзья после концерта скажут: «Заур, все было хорошо, только вот здесь, здесь и здесь я бы сделал вот так…» – я обязательно прислушаюсь, но останусь при своем мнении. И это не потому, что я уверен в своей непогрешимости, ни в коем случае! Просто мой самый деспотичный критик – я сам. Я всегда недоволен своими концертами, записями. Меня и супруга постоянно ругает: «Все, что ты записал, опять будешь перезаписывать, это точно. Тратить на это силы, деньги, время…». Я постоянно пытаюсь совершенствоваться, поскольку, как мне кажется, творческому человеку иначе нельзя. Если он думает: записал одну песню удачно и можно расслабиться, он глубоко ошибается. Постоянно совершенствоваться в нашем деле просто необходимо. Я говорю в данном случае о серьезных певцах, о серьезном искусстве.

– Если расставить жизненные приоритеты, что будет на первом месте – семья или работа?

– В нашей жизни все взаимосвязано, но, конечно же, на первом месте всегда будет семья. Это самое главное для меня, смысл моей жизни. У своих детей я пытаюсь воспитать вкус к настоящему искусству, великой литературе, классической музыке. Я не ограничиваю их в выборе – они слушают рэп, как и их одноклассники, порой соперничают – кто больше знает групп и исполнителей. Я не запрещаю: ребята, слушайте и то и другое, со временем сделаете свой выбор. Для меня главное, чтобы они стали хорошими людьми. А какую профессию они выберут и какого уровня профессионалами в ней станут – это уже от них зависит.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте