В условиях совершенствования системы образования становится ясно: перемены действительно необходимы. В этом смысле стоит вспомнить слова английского премьер-министра Бенджамина Дизраэли: «В прогрессивной стране перемены неизбежны». Одной из таких перемен стало появление новой образовательной единицы – общеобразовательного комплекса.
ожно много, долго и остро обсуждать значимость и актуальность комплексов, их деятельность и развитие, однако я хочу показать их возможности по организации дополнительного образования, миссия которого «наиболее полно обеспечить права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков».Организация дополнительного образования в общеобразовательных комплексах сегодня позволяет создать не только конкурентную среду центрам дополнительного образования вообще, но качественно и профессионально решать на местах задачи, поставленные государством и социумом, учитывая запросы социальных заказчиков – родителей, и развивать индивидуальные способности и компетенции обучающихся. В нашем комплексе «Многопрофильный лицей №1501» система дополнительного образования представлена широким спектром направлений, форм и видов деятельности: техническим, художественно-эстетическим, естественно-научным, физкультурно-спортивным, социально-педагогическим, туристско-краеведческим. Более двухсот объединений дополнительного образования, работающих по программам ознакомительного, базового и профильного уровней, дают возможность колоссального выбора для школьников по интересам: «Компьютерный дизайн», «Лего-конструирование», занимательные предметные кружки, театральные студии, студии бального танца, клубы по интересам, спортивные секции и многое другое.Востребованность и специализацию объединений сформировали социальный опрос родителей и обучающихся, проведенный в конце прошлого учебного года, и анализ работы объединений. Более 3000 школьников посещают кружки и секции комплекса. Результатом занятий в наших объединениях можно считать призовые и победные места на Всероссийской олимпиаде школьников, городских и окружных интеллектуальных, творческих и спортивных конкурсах «Самый талантливый читатель», «Лоцманы книжных морей», на городских конкурсах чтецов, фестивале «Эстафета искусств», олимпиадах «Не прервется связь поколений», «Музеи. Парки. Усадьбы», «Покори Воробьевы горы», на научно-практических и исследовательских конференциях «Шаг в будущее», «Юность. Наука. Культура», региональном конкурсе проектов им. Вернадского, турнире им. М.Ломоносова, городских и всероссийских соревнованиях по спортивному рок-н-роллу, баскетболу, плаванию, настольному теннису. Работы наших учеников вывешены в Третьяковской галерее, напечатаны в сборниках, журналах и других периодических изданиях.Дополнительное образование включает в себя не только сформированные объединения и спортивные секции, но и индивидуально-групповую работу с одаренными и мотивированными учениками, научно-практическую и проектную деятельность совместно с вузами-партнерами: МГТУ «СТАНКИН», МГМСУ им. А.Евдокимова, НИУ ВШЭ, РГГУ, МГТУ им. Н.Баумана, Финансовый университет при Правительстве Москвы, ГУУ. Ежегодная городская научно-практическая конференция «Исследуем и проектируем» на базе лицея – одно из ярких событий для наших школьников и возможность раскрыть свои способности в одной из областей науки и техники. Научные руководители проектов – ведущие преподаватели вузов, консультанты – аспиранты и студенты. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности позволяет формировать мотивацию, развивать личностные компетенции обучающихся, социализироваться и реализовывать себя. Вместе с тем наличие творческих объединений и спортивных секций дополняет система профильных элективных курсов, которые ведут специалисты из вузов по профилю. Эксперименты, лаборатории, научные практики, мастерские – интерактивные формы занятий, позволяющие школьникам развивать интерес к предмету, научным знаниям и определяться с выбранным профильным направлением.Внеурочная деятельность, музейная педагогика, профориентационная и экскурсионная работа – все это составляющие дополнительного образования. В системе ДО комплекса непросто объединить и структурировать эти направления, учитывая особенности и традиции подразделений. Путь, который выбрали мы, оправдывает себя – это развитие предпрофильной и профильной подготовки через систему дополнительного образования. Практически все профили представлены в комплексе: физико-математический, социально-экономический, биолого-химический, социально-гуманитарный, технологический. 68% обучающихся посещают именно профильные и предпрофильные объединения, увидеть и определить способности, оценить мотивацию и учесть желание ребенка в выборе предметной области помогает профессиональное тестирование, которое проводим весной при формировании спектра объединений дополнительного образования силами психолого-педагогической службы путем компьютерного тестирования по специальным программам.Мастер-классы педагогов дополнительного образования, «Ярмарки кружков», отчетные концерты и спектакли, выставки работ, школьные газеты и альманахи, ученические конференции, метапредметные проекты – вот далеко не полный перечень форм представления работы объединений дополнительного образования. Возможность выбора и социализация, профильная направленность и логистика определяют успех лицеистов в образовательном процессе и выполнение государственной политики в области дополнительного образования.Т.СЛОВАК, заместитель директора лицея №1501 по ДО
Комментарии